Войти

Сергей Шустиков: «Когда позвонили из «Химика», не стал искать другие варианты»

«Футбол-Хоккей НН», 27.03.2014

Воспитанник футбольной школы «Москва» Сергей Шустиков рассказал о том, как оказался в дзержинском «Химике», почему решил уйти в столичный «Локомотив-2», но там не задержался, а также о дебюте в премьер-лиге в составе «Крыльев Советов» и своих знаменитых родственниках.

– Сергей, до прихода в «Химик» вы играли в ульяновской «Волге», которая также выступала во втором дивизионе. Почему понадобилось менять команду?

– Ой, все так непросто складывалось, пришлось поменять много агентов, потому что с одним не сложилось, второй помог – устроил в ульяновскую «Волгу», но потом перестал даже звонить, вообще мною не интересовался. Выручил знакомый, он как раз стал агентом, а у меня заканчивался контракт в Ульяновске. Придя из «Ростова», я подписал с «Волгой» договор на полгода, потом мне предложили его переподписать на новый срок, но предложенные условия меня не устраивали, и было решено искать другой клуб. Дней за пять до закрытия заявочного окна агент сообщил: «Дзержинский «Химик» ищет защитника. Позвони главному тренеру»… Я позвонил. «У нас завтра в Нижнем Новгороде игра с дублем, – сообщил Вадим Феликсович Хафизов. – Приезжай, хочу тебя посмотреть в деле». Я приехал, отыграл весь матч, а через два дня приехал уже в Дзержинск с документами – устраиваться в клуб «Химик».

– Прежде чем сделать такой шаг, вы поинтересовались материальным положением клуба? Или поехали в Дзержинск от безысходности?

– Знаете, психологически очень сложно сидеть дома без команды и день за днем слушать обнадеживающие обещания агентов: «Вот сейчас-сейчас. Одна команда тобой интересуется, вторая…» А потом получается, что ни с той, ни с другой не сходится, и до завершения трансферной кампании остается, грубо говоря, пару дней, а у тебя по-прежнему нет контракта. В «Химик» я поехал, зная, что здесь играет мой друг еще по торпедовской школе – Саня Лобков, поэтому примерно представлял, что меня ждет.

– Ваше знакомство с «Химиком» произошло в Нижнем Новгороде. Потом, по приезду в Дзержинск, какое первое впечатление осталось?

– Первое впечатление… Дело в том, что я ночью ехал, поэтому город особо не разглядел. Да нет, нормальный город. Пусть в Дзержинске нет таких красивых набережных, как, например, в Самаре или Ульяновске, но здесь тоже есть куда сходить прогуляться. Самое главное, что в Дзержинске все недалеко.

– Был период, когда, поиграв за «Химик», вы уехали в «Локомотив-2». С чем это было связано?

– Во-первых, настойчиво звонил главный тренер «Ло-комотива-2» Владимир Валерьевич Казаков – очень хотел видеть меня в своей команде. Во-вторых, я был бы дома, в Москве. И, в-третьих, финансовые условия по контракту в «Локо-2» предложили лучше, чем в ФК «Химик». При этом лига – та же, что и у дзержинской команды. Обо все этом я сказал Вадиму Феликсовичу, и мне дали возможность уйти. В «Локомотиве-2» провел полгода, играли мы неплохо, но результата не показывали. В итоге Казакова сняли, и руководство клуба решило избавиться от старших ребят, сделав ставку на молодежь. Когда я и еще несколько футболистов попрощались с командой, там остались игроки 1992 года рождения и моложе.

– Кроме «Химика», были еще какие-то варианты, куда вам пойти?

– Когда позвонил Хафизов и сказал, что меня с удовольствием возьмут обратно в «Химик», я не стал долго раздумывать и искать другие варианты. В этой команде знакомые ребята, хороший коллектив. Ну а то, что мы выполнили задачу сезона – вышли в первый дивизион, только добавило оптимизма.

– В дебютном сезоне в ФНЛ «Химик» выдал неплохое начало, даже в лидерах походил, потом образовался некоторый спад в игре. Для вас более неожиданным было первое или второе?

– Если честно, судя по тому, как мы выглядели на предсезонных сборах, я не ожидал такого старта. Думаю, и другие наши игроки подобного не ожидали. Но поскольку у ребят было огромное желание показать себя в первом дивизионе, было понимание, что первые матчи нельзя проигрывать, то у нас как-то все сразу пошло очень неплохо. После семи туров на втором месте были! А что случилось потом, не знаю. Возможно, нас подкосила череда каких-то ошибок, сказалась усталость, потому что в ФНЛ нужна совсем другая физическая готовность, нежели во втором дивизионе. С такими командами, как «Мордовия» и «Арсенал», тяжело было играть.

– Какие матчи на летне-осеннем отрезке первенства вам особенно запомнились?

– Я пока не забил, поэтому ничего особенного не запомнилось.

– Ну, я-то рассчитывала, что вы про «Торпедо» что-то скажете…

– Против родной команды всегда выходишь играть в приподнятом настроении. Хочется себя показать, тем более там и тренеры все знакомые. Но удалось это только в первом матче, когда мы в гостях обыграли «Торпедо» – 1:0. Солнечная погода, натуральное зеленое поле, играли неплохо – все было замечательно.

– За вас персонально в том выездном матче кто-то болел?

– Только жена. Не забывайте, что с «Торпедо» в первом круге мы играли не в Москве, а в Раменском – ехать далеко. Тем более, была пятница – много «пробок» на выезде из столицы. А так бы и дедушка приехал с удовольствием.

– Что не получилось во втором матче с «Торпедо», когда играли в Дзержинске?

– Считаю, «Торпедо» – одна из сильнейших команд в первом дивизионе, которая достойна выхода в премьер-лигу. С одной стороны, на таких соперников не надо особо настраиваться – у тебя изначально есть большое желание выиграть. С другой стороны, не всегда это получается. Пример тому – наша очередная встреча с торпедовцами на Кубке ФНЛ.

– Раз уж вы заговорили о турецких сборах «Химика», скажите, насколько изменились нагрузки по сравнению с прошлой зимой, когда дзержинцы играли во втором дивизионе?

– Нагрузки у нас возросли, конечно. И Кубок ФНЛ ребят прилично поднагрузил. Встречаясь с сильными командами, играя на естественных полях, мы имели возможность набрать хорошую форму. Правда, на последовавшем затем домашнем турнире на призы завода имени Свердлова непросто пришлось. В Турции было тепло, а здесь холодно – во время игры дышать тяжело было. Плюс переход с натурального газона на «синтетику». Первые дни как-то даже не понимали, где находимся.

– После того, как за время зимних каникул две команды снялись с первенства ФНЛ, у «Химика» не изменилась задача на сезон?

– Нет, ничего не изменилось, все по-прежнему: во-первых, сохранить прописку в ФНЛ, во-вторых, постараться попасть в десятку. Все же зависит от нас, а не от команд, которые снялись. Да, начинаем весенний отрезок очень рано. Ну, прохладненько будет. Так в основном у всех клубов искусственные поля, поэтому все нормально.

– Когда заканчивается ваш контракт с «Химиком»?

– Контракт рассчитан до конца этого сезона. Никаких дальнейших планов еще не строю – сначала надо доиграть этот сезон. Ну, а если помечтать, то, конечно, хотелось бы поиграть в премьер-лиге. Я думаю, период, проведенный в первом дивизионе, должен помочь. Все-таки это не вторая лига, это уже выше. Здесь ты играешь с теми ребятами, которые выходят в премьер-лигу или кто уже поиграл там.

– В Нижегородской области есть команда премьер-лиги. Вы бывали на матчах «Волги»?

– Нет, не ездил ни разу. Как-то так получалось, что «Волга» играла после наших туров, когда хотелось побольше отдохнуть, а не тратить время на дорогу. К тому же, игру волжан можно было посмотреть по телевизору.

– Сергей, родившись в семье, где отец и дед – известные футболисты, вы могли выбрать что-то другое, кроме футбола?

– У нас до сих пор хранится видеокассета, когда меня совсем маленького привезли из роддома, родные держат мою ножку и говорят: «Вот из этого малыша вырастет футболист». (Смеется.) Все, других вариантов в принципе не было – у меня же футбольные корни не только со стороны папы. Мама тоже играла в футбол, и два ее брата – мои дяди, в свое время выступали в дублях «Спартака» и «Локомотива», и у второго дедушки футбольное прошлое! Так что куда я мог податься, кроме как начать заниматься футболом? К счастью, мне самому это занятие очень понравилось, поэтому на тренировки ходил с удовольствием.

– Игровое амплуа защитника выбрали по наследству?

– Мне кажется, с отцом и дедушкой это никак не связано было. Я попробовал себя и в линии обороны, и в полузащите – как в опорной зоне, так и справа. И везде нравилось играть. Ну а захочется в нападении побегать, можно сделать это на тренировках. На мой взгляд, в защите поинтереснее: там ты и в отборе работаешь, и можешь начать атаку или поддержать ее.

– Можете сказать, есть что-то общее в вашей игре, игре отца и деда?

– Пару матчей с участием дедушки мне довелось посмотреть в детстве на видео, но потом эти кассеты куда-то пропали, так что сейчас уже ничего не осталось, кроме фото той поры. А фотографий очень много! Игру отца видел живьем. Особенно запомнился его прощальный матч за «Торпедо» (тогда команда называлась «Москва») в 2004 году. Ну, и еще парочку матчей с его участием «зацепил»… На мой взгляд, я похож на отца комплекцией, у меня такой же широкий шаг. Однако те, кто смотрел футбол со стороны, говорят мне, что игрой я больше похож на деда. Дедушка в свое время не пропускал матчи с участием папы, а потом очень часто приходил и на игры с моим участием. В детстве, конечно же, что-то подсказывал. Сейчас – нет. «Ты сам все знаешь, что тебе рассказывать», – обычно говорит он. В январе у деда был юбилей – 75 лет исполнилось. Его и бабушку пригласили на завод «ЗИЛ», устроили для них большой праздник. А я в это время был на сборах с командой, поэтому ограничился поздравлением по телефону. Но, мне кажется, ему все равно приятно было. Когда бываю в Москве и есть возможность, всегда их навещаю. Приезжаю в гости, узнаю, какие у них новости, сам что-то рассказываю. Дед ходит на футбол, если играют на стадионе «Торпедо», а так смотрит по телевизору и следит по газетам. Знаете, он зарядку до сих пор делает!

– Вас назвали в честь отца. Вам это помогает или мешает?

– Особого дискомфорта не испытываю. Просто раньше частенько доводилось слышать такое, что, вот, сын – играет за счет отца. Честно говоря, было обидно, поскольку отец никуда меня не продвигал, никакой протекции никогда не составлял. Везде я сам ходил и доказывал. Родители развелись, когда мне было три или четыре года, и моим воспитанием отец занимался в основном по телефону. К тому же был период, когда он уезжал играть в Испанию, и я его долго не видел. Он вернулся в Москву, когда мне было лет 11, наверное. Вот тогда мы начали встречаться, постепенно привыкали друг к другу. Когда я играл в дубле «Москвы», он приезжал на наши матчи (второму тренеру основной команды положено наблюдать за молодежью). А в Самаре вообще на одной базе жили, когда меня взяли тренироваться с «основой». Поэтому больше стали общаться.

– Ну вот, а вы говорите, что папа никак вам не помогал!

– Да, но только отца пригласил Леонид Викторович Слуцкий в тренерский штаб основной команды «Крылья Советов», а я-то поехал в Самару на просмотр в дубль! Тогда отец спросил в клубе, не нужны ли там защитники. Тренер дубля сказал, что намерен просмотреть несколько кандидатов, и папа предложил: «Может быть, и моего сына посмотрите?» «Пусть приезжает», – сказал тренер дубля, и я приехал на сборы в Турцию. На смотринах понравился тренеру и попал в дубль не за фамилию, даже выбрали капитаном молодежной команды. Так получилось, что ближе к лету несколько игроков основного состава «Крыльев Советов» выбыли из-за травм, и мне сказали: «Сейчас команда вернется в Самару, ты с ними будешь десять дней тренироваться». Слуцкий представил меня команде, и начались занятия с основой. Видимо, желание проявить себя в новой обстановке было такое большое, что приглянулся главному тренеру, и он взял меня на сборы в Австрию. В итоге, потом я постоянно тренировался с основным составом, но играл пока за дубль. Первая моя игра за «Крылья Советов» пришлась на кубковый матч с «Газовиком», командой второй лиги. А в конце сентября 2008 года дебютировал в премьер-лиге, в матче против «Амкара».

– Одно дело, когда болельщики между собой разговаривают об отцовской протекции, и другое – когда перешептываются одноклубники.

– Нет, в «Крыльях Советов» такого не припомню. У нас был хороший коллектив.

– Когда отец вслед за Слуцким ушел в ЦСКА, перед вами не стояло вопроса о возвращении в Москву?

– Куда? В армейский дубль – уже поздно, а в основной состав – тогда пойдет еще больше слухов. Чтобы пригласили в ЦСКА, нужно показывать очень высокий уровень исполнительского мастерства! Вот если дорасту до этого, тогда Слуцкий, думаю, сам позвонит. Правильно? Сейчас я играю в первом дивизионе, здесь все футболисты на виду, и если ты доказываешь свою состоятельность, то можешь попасть в любую команду. Меня так воспитали, что никогда ничего не прошу. Мне интереснее самому чего-то добиться.

– Как родные отнеслись к вашему решению пойти не в какую-то московскую команду, а поехать в «Химик» – на периферию?

– Этот вопрос вообще не обсуждался. Россия – большая футбольная страна, и я еще не самую дальнюю точку выбрал. От Дзержинска до Москвы три с половиной часа на «Сапсане», поэтому сам домой выбираюсь достаточно часто, либо жена на выходные ко мне приезжает. Быть постоянно со мной она не может – работает в строительной отрасли. Жена по натуре такой человек, что ей нравится развиваться, и я ничего не имею против. Вообще, у нас на будущее планы грандиозные, поэтому пока работаем вместе.

– 5 марта вам исполнилось 25 лет. В этом возрасте ваш дед завоевал «серебро» чемпионата Европы, отец был кандидатом в сборную России перед Евро-1996. В вашем активе есть выступление за молодежную сборную России…

– Вообще, я так считаю, у 25-летнего футболиста еще все впереди. Бывает, иногда задумаешься: «Вот только было 18, а уже 25 – столько времени прошло!» Да нет, нормально, груз биографии никак не давит. Спокойно к этому отношусь. Обидно только, что не удалось проявить себя в молодежной сборной – получил травму, что называется, на ровном месте. За неделю до игры с командой Фарерских Островов на тренировке дернул боковую мышцу колена и месяц не занимался. А потом в сборную уже не вызывали. Может, не набрал хорошую форму, а возможно, другие игроки выглядели лучше. Выбор всегда остается за тренером сборной.

Шумилова Нина

О ком или о чем статья...

Шустиков Сергей Сергеевич