Войти

Сергей Бендзь: «Переход в «Волгу» – это шаг вперед»

«Футбол-Хоккей НН», 03.02.2011

Матч 39-го тура первенства России-2010 среди команд первого дивизиона, в котором встречались «Волга» и «Нижний Новгород», нижегородские любители спорта запомнят надолго. Праздничный салют по окончании футбольных баталий, взметнувшийся ввысь над стадионом «Локомотив», возвестил о том, что «Волга» завоевала право выступать в премьер-лиге. Та игра стала особой и для защитника ФК «НН» Сергея Бендзя: именно ему тренеры доверили капитанскую повязку в отсутствие капитана команды Максима Зюзина. Кто бы мог подумать тем октябрьским вечером, что через пару месяцев Бендзь окажется в составе именно «Волги» и отправится с ней на первые южные сборы…

ТРАМПЛИН ДЛЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ В ПРЕМЬЕР-ЛИГУ

– Сергей, что заставило вас в прошлом сезоне перебраться из премьер-лиги в команду первого дивизиона?

– Так сложились обстоятельства. В последний момент поссорился с тренерским штабом «Терека», и меня перевели в дубль. Оставаться в дубле я не захотел, решил найти себе другую команду. По обоюдному согласию мы с руководством грозненского клуба расторгли контракт, и я оказался свободным агентом. Поскольку в премьер-лиге сезон уже начался и команды были укомплектованы, пришлось рассматривать варианты из первого дивизиона. Предложение ФК «Нижний Новгород» мне показалось неплохим, и я поехал туда.

– Раньше вам доводилось бывать в Нижнем Новгороде?

– Нет, весной 2010 года оказался здесь первый раз. Город мне очень понравился. Я сразу с семьей приехал, мы сняли квартиру в верхней части.

– Далековато от «Северного»…

– Да, от стадиона далеко. Но по городу я передвигался на своей машине, поэтому большой разницы не было. А почему поселились именно там, тоже объясню. У меня есть сын (ему три года), и когда наша семья собиралась в Нижний Новгород, я заранее узнал у одноклубников, где удобнее жить для маленьких детей. Нам посоветовали верхнюю часть – там во дворах больше детских площадок. В то время, к слову, мы ждали прибавления: жена прожила со мной в Нижнем Новгороде до июня, а потом я отвез их с сыном в Ростов, где супруга родила дочку. Ей сейчас шесть месяцев.

– Рассматривался ли год, проведенный в первом дивизионе, как трамплин для возвращения в премьер-лигу?

– Обязательно. Я с этой мыслью и шел в «Нижний Новгород». Более того, по условиям контракта еще в середине сезона мог перейти в другой клуб.

– Почему тогда не ушли, как это сделал, например, Тихоновецкий?

– Меня тоже приглашали, но только в команды первой лиги, и смысла менять один клуб на другой не было. У нас собрался хороший коллектив, вырисовывались прекрасные перспективы.

– Кстати, весной, оказавшись в «Нижнем Новгороде», могли себе представить, что эта команда в итоге будет бороться за такие высокие места?

– Нет. Когда я шел в ФК «НН», то изначально думал, что команда может претендовать на место в десятке и выступит на уровне предыдущего сезона. Ну, возможно, в восьмерку попадет. Но хороший коллектив, плюс тренерский штаб, плюс стечение обстоятельств – все это дало определенный результат, которого мы добились.

ПОПАЛ В «ОСНОВУ» ПОСЛЕ ТРАВМЫ ШПЕДТА

– О вашем дебюте в премьер-лиге говорят как о неудачном (в первом же матче получили красную карточку). А чем запомнится первая игра в первом дивизионе?

– О, мой дебют в первом дивизионе состоялся еще в 2008 году в ФК «Ростов». Осенью 2007-го мы вылетели из «премьерки», а в следующем сезоне стали победителями в первом дивизионе. Так что я вместе с «Ростовом» в премьер-лигу выходил. И первый матч тогда ничем особенным не запомнился. Разве тем, что без красных карточек точно обошлось.

– А первые игры за ФК «НН» как сложились?

– В Омске с «Иртышом» вышел минут на 30. На тот момент наша команда уже проигрывала – 0:1. Счет до конца матча так и не изменился – я ничего не смог с этим поделать. А свой первый полный матч в составе нижегородцев провел с «Шинником» (это был 6-й тур чемпионата), играли опять же на выезде. Мы победили со счетом 1:0. После этого тренеры постоянно выпускали меня в основном составе.

– Так долго шли к «основе», потому что в начале сезона были не в оптимальной форме?

– И форма была не лучшая, да и состав тренеры на предсезонных сборах наигрывали без меня (в команду-то я пришел за неделю до начала чемпионата в первом дивизионе). Мой час пробил, когда «сломался» защитник Евгений Шпедт. Конечно, нельзя радоваться тому, что одноклубник получил травму, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

– Для вас трудно было приспособиться к особенностям стадиона «Северный»?

– Да. Первое время, когда только пришел в команду, очень тяжело было. Хотя и до этого, в «Тереке», мы играли на искусственном поле, но там покрытие другого поколения, более высокого качества. Переходя в «Нижний Новгород», я знал, конечно, что здесь домашняя арена с искусственным газоном, но не думал, что будет настолько тяжело перестроиться. Сложность заключалась еще и в том, что все предсезонные сборы «Терек» провел на натуральных газонах, причем мы тренировались на хороших полях. А здесь – «синтетика». Может, и этот фактор сказался на том, что я не сразу заиграл.

– У «Северного» еще и размеры нестандартные. С этим не было проблем?

– Размеры поля на меня никак не влияли, только покрытие. Думаю, нашим соперникам, приезжавшим играть в Нижний Новгород, тоже было тяжело играть на этом поле.

– В сезоне поле стало своеобразным «козырем» для ФК «НН»?

– Думаю, да. Зато и нам потом непросто было приноровиться к натуральному газону, играя в гостях. Там все по-другому. А дома мы делали свое дело и побеждали.

– Оказавшись в «основе», как долго «притирались» с Томасом Микуцкисом?

– На предсезонных сборах его наигрывали в связке со Шпедтом. Но мы с Томасом очень быстро нашли общий язык. На выездах в одной комнате жили, постоянно общались, перед матчами разговаривали, как будем играть против того или другого соперника. У нас все получалось, взаимозаменяемость была на высоком уровне. По ходу сезона мы с Микуцкисом очень сдружились, и осенью, когда оба остались в Нижнем без семей, даже одну квартиру на двоих делили. Мы до сих пор общаемся, постоянно созваниваемся.

ОТ АВТОГОЛА НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН

– На вашем бомбардирском счету два гола – не так плохо для защитника. Сами-то своей результативностью остались довольны?

– Нет, не доволен. Мог бы еще забить – моментов для взятия ворот соперников было гораздо больше. Кстати, Томас долго не мог забить, но очень хотел меня догнать. В итоге, Микуцкис не только догнал, но и обогнал меня, забив три мяча. Молодец, я рад за него.

– Вам-то чего для этого не хватило?

– Ну, чего не хватило… Может, концентрации, а возможно, исполнительского мастерства.

– А вообще, вы как часто забиваете?

– Периодически случается. В «Ростове», помню, долго голов не было: в премьер-лиге у меня вообще только один забитый мяч. Потом, когда в «Терек» перешел, в первые полгода два мяча забил. Даже, можно сказать, три: мы с «Москвой» играли, мяч попал мне в руку и от меня последним касанием закатился в ворота.

– В чужие, надеюсь?

– В чужие. Но гол записали не на мой счет, а тому игроку, кто наносил удар. Я не стал расстраиваться: судья вообще мог не засчитать этот мяч, зафиксировав игру рукой.

– Самый памятный гол у вас тоже есть?

– В чемпионате 2009 года, когда «Рубин» стал чемпионом страны, мы обыграли казанцев у них дома – 3:1. Я забил пяткой в дальний угол, красиво так переправил мяч в сетку ворот.

– Тоже при розыгрыше углового?

– Да. В основном я подключаюсь к атакам только при розыгрыше стандартных положений. Мое основное амплуа – центральный защитник, хотя доводилось играть и на левом фланге.

– Забивали ли голы не с угловых?

– Только за дубль. Ну, и автоголы… Они у меня тоже были в свое время. Вернее, один, когда играл за «Ростов». Мы встречались с «Шинником» (было это в 2003 году), матч закончился вничью – 2:2, и один мяч в ворота ростовчан влетел от меня.

– Если не ошибаюсь, этот автогол тогда вам дорого обошелся: тренеры отправили вас в дубль…

– Точнее, меня не в дубль отправили, а перестали выпускать в основном составе. Продолжал тренироваться с командой, но в том году больше уже не играл. Кстати, это не единственный сезон, когда я провел всего лишь одну игру. На следующий год в межсезонье все сборы играл в «основе», а едва стартовал чемпионат, и в первом же матче наша команда уступила московскому «Торпедо» – 0:4. После этого я больше в состав не попадал… А потом постепенно в «Ростове» начал играть более или менее постоянно.

– Отучились забивать в свои ворота? Или это невозможно?

– От автогола никто не застрахован, это может случиться с каждым, вне зависимости от возраста и опыта. Соперник делает прострельную передачу, ты пытаешься выбить мяч, а получается, что он срезается в свои же ворота. Это футбол!

– Со стороны кажется, что во всем виноват защитник, который не так поставил ногу, не ту позицию занял…

– Неправильная позиция – это возможно. Но бывают такие передачи, что сложно с ними бороться.

Я НЕ ОБИЖАЮСЬ НА БОЛЕЛЬЩИКОВ

– В плане повышения уровня мастерства прошедший сезон запишете себе в актив или в пассив?

– Запишу его в актив, конечно же. Отыграл полный сезон и, считаю, этот год мне на пользу пошел. По окончании сезона поступили хорошие предложения, то есть ту задачу, которую я ставил перед собой прошлой весной, удалось выполнить.

– Не допускаете, что вы так удачно сыграли в первом дивизионе лишь потому, что у вас была хорошая база премьер-лиги?

– Какая-то база, безусловно, есть, просто до этого я не мог ее реализовать. А здесь доверие руководства, тренеров, партнеров по команде привело к тому, что и у меня сезон получился удачный, и у команды неплохой.

– У клуба был период финансовых проблем. Что говорили ваши близкие, когда вы перестали вовремя получать зарплату?

– Говорили, что нужно потерпеть, играть дальше. А что делать? Деньги по контракту выплатят в любом случае.

– Но содержать семью футболисту надо сейчас, а не потом!

– В наше время есть такое понятие, как кредиты. За счет них и жили. В долг брали у кого-то. Потом нам деньги отдали, клуб рассчитался с долгами.

– В других клубах приходилось попадать в подобные ситуации?

– Нет. Так, как в «Нижнем Новгороде» получилось, еще не попадал.

– Любопытный пассаж: игроки не получают зарплату, при этом дают результат. Какую находили мотивацию, чтобы выходить и биться за победу?

– Решили выходить и биться друг за друга, чтобы после матча каждый мог спокойно посмотреть другому в глаза и сказать, что он сделал все, что мог.

Я же говорю: деньги рано или поздно все равно отдадут. Просто у игроков сложились хорошие отношения с руководством клуба, которое не стало «закрываться» от футболистов. У нас был постоянный контакт, что случается не в каждой команде.

– Имея приличный футбольный опыт, как считаете, где лучше играть: где деньги платят вовремя или где коллектив дружный?

– Лучше играть, где деньги платят и команда хорошая.

– Бывает ли такое?

– В московских клубах, говорят, так и есть. Футбольный круг достаточно узок, знакомых много и все друг с другом общаются. Поэтому больших секретов нет ни у кого. А что касается «Нижнего Новгорода», то в прошлом сезоне у нас сложился, действительно, очень хороший коллектив. За все то время, что я играю в футбол, это был самый лучший коллектив.

– Тем не менее, вы решились его покинуть.

– И тем не менее, да. Для меня это возможность вернуться в премьер-лигу, и я ей воспользовался.

– Для вас приглашение «Волги» стало неожиданностью?

– В какой-то степени, да. Команда премьер-лиги заинтересовалась. Я подумал, посоветовался с семьей, и мы решили, что если мне дается еще один такой шанс, им нужно обязательно воспользоваться.

– Знаете, что думают о вашем переходе болельщики «Нижнего Новгорода»?

– Читал «гостевую» на сайте ФК «НН», когда еще в самом начале написали, что я – иуда. В принципе, я был готов к тому, что болельщики начнут так говорить. Их тоже можно понять: в городе два клуба, у каждого своя «группа поддержки», которые между собой, мягко говоря, не дружат. Но, думаю, болельщики «горожан» подтвердят, что в прошлом сезоне я отдавался клубу «Нижний Новгород» полностью. Нет, я не обижаюсь на то, что некоторые пишут. В основном-то люди нормальные, все прекрасно понимают, что для меня это шаг вперед в профессиональном плане.

– Вы следили за селекционной работой «Волги» в межсезонье?

– Да, старался. Заходил на официальный сайт ФК «Волга», читал новости и приблизительно представлял, что и как. Из новичков знаю Гогиту Гогуа (мы с ним в «Тереке» пересекались). С Максимом Бурченко вместе в «Ростове» играли. Естественно, знаю Антона Хазова. Так что, надеюсь, и в этой команде не затеряюсь.

ЖИВУ ПОД ДЕВИЗОМ: «МНЕ ЕЩЕ РАСТИ И РАСТИ»

– В «Тереке» вы играли под 47-м номером, в «Нижнем Новгороде» – под 26-м. Почему выбираете себе такие экзотические для защитников номера?

– В «Ростове» играл под 23-м номером, и мне он нравился. В «Терек» пришел, там такого номера не было, поэтому взял тот, какой дали. Хотел оставить 47-й номер и на следующий сезон, но в «Тереке» не разрешили, сказав, что надо выбирать номера до 30-го. Опять вернул свой любимый 23-й. А почему в прошлом сезоне выбрал 26-й? Наверное, потому, что на тот момент мне 26 лет было.

– В апреле вам исполнится 28 лет. Для защитника в футболе это много или мало?

– На мой взгляд, для защитника это самый расцвет. В таком возрасте легче играть, потому что у тебя уже есть определенный опыт. С другой стороны, есть время прибавлять в мастерстве. Прогрессировать нужно постоянно. Поэтому мой девиз: «Мне еще расти и расти». Нужно полностью выкладываться на тренировках, целиком отдаваться в играх. Тогда, уверен, будет и прогресс.

– В таком возрасте хочется ли выкладываться на тренировках?

– Осознание подобной необходимости приходит с возрастом. Если даешь себе слабину, футбол сразу наказывает. Сколько раз так было по юношам: две-три игры сыграешь хорошо, потом немного сбавишь на тренировках и четвертую игру точно проведешь плохо.

– Похоже, вам пока не хочется играть плохо?

– Нет. Мне хочется играть еще лучше. А значит, надо прогрессировать.

Шумилова Нина

О ком или о чем статья...

Бендзь Сергей Александрович