Войти

Игорь Егоров: «Футбол гробят правители»

«Футбол-Хоккей НН», 30.06.2016

Имя Игоря Егорова неразрывно связано с нижегородским футболом. И если карьера игрока закончилась у него относительно рано, то на судейском поприще Игорь Вячеславович проявил себя в полной мере – стал блистательным арбитром. Трижды признавался лучшим в России, обслуживал крупные международные соревнования.

Немало Егоров сделал и для развития нижегородского футбола. При его непосредственном участии практически из руин был восстановлен стадион «Северный», образован футбольный клуб «Нижний Новгород», который за короткий срок смог подняться с любительского уровня до первого дивизиона.

В последнее время Егоров оставался в тени, но при этом он полон энергии и готов к реализации новых идей. Имеет свой взгляд на те проблемы, в которые погрузился нижегородский футбол, и видит варианты их решения.

Обо всем этом – в нашем эксклюзивном интервью.

ГУБЕРНАТОР ПОСТАВИЛ «НЕ НА ТУ ЛОШАДЬ»

– Игорь Вячеславович, помнится, в советских газетах была рубрика «Мы о вас давненько не слыхали». Вот и о вас, Игорь Вячеславович, в последнее время болельщики почти ничего не слышат. Вы случайно не отошли ли от футбола совсем?

– Я сейчас занимаюсь бизнесом. Но от футбола я никогда уже не отойду. Другое дело, что футбола-то сейчас нет в Нижегородской области. Если такой регион представлен одним-единственным клубом второй лиги – разве это футбол? Да, есть областные команды, есть футбольные школы… Это мне не настолько интересно. С этого сезона начинаю работу инспектора, надеюсь, в течение года дойду до премьер-лиги – статус арбитра ФИФА дает мне некие преференции. Тот судейский опыт, который наработан, хочется передать молодым арбитрам.

Сначала надо сдать экзамены, а с 15 июля уже стартует сезон. Начну с низших лиг, чтобы набраться опыта. Думаю, пять-шесть матчей, и будем шагать вперед (улыбается).

– Давайте от судейства перейдем к бедам нижегородского футбола. Как такое получилось, что область осталась без большого футбола?

– Из-за наших правителей. До последнего терпели клуб, который должен был не только всей стране, но и «половине мира» – я имею в виду «Волгу». А вот абсолютно жизнеспособный клуб, имеющий под собой крепкий фундамент, разрушили сразу же, не дав ему возможности развиваться – это я уже о ФК «Нижний Новгород». Это кощунство, и оно в нижегородском футболе продолжается уже многие годы. Вы посмотрите, что стало с футболом в Выксе, в Дзержинске. В городе химиков пошли по правильному пути. Там есть школа, есть Академия футбола, нормальных опытных тренеров набрали. Все работает, все функционирует. Однако за три дня до 70-летнего юбилея «Химика» команду берут и закрывают. Клуб с такой историей играл буквально за копейки, причем его цвета защищали свои, нижегородские воспитанники. Так нет, пусть и его не будет… Разве это не издевательство!

А как выксунский «Металлург» закрывали? 30 миллионов нужно было команде на сезон. Что такое 30 миллионов для «Выксунского металлургического завода»? Я знаю, что ВМЗ, закрыв «Металлург», почти вскоре перечислил 250 миллионов «Волге». Да на эти 250 миллионов Выкса еще бы 10 лет играла! При этом содержала бы школу, растила бы своих пацанов, радовала бы своих болельщиков.

Все рушат в угоду одному лишь клубу. Закрыли «Волгу» – создали «Паралимпиец» (так Игорь Егоров нарочито называет команду «Олимпиец». – Прим. авт.). Ни у первого, ни у второго ничего не было и нет – ни школы, ни стадиона. Банкротить «Волгу» имело смысл еще три-четыре года назад, когда существовал «Нижний Новгород», у которого долгов было по минимуму – не то, что у «Волги». Причем задолженности оставались только по зарплате и по премиальным. Да и то обязательства перед футболистами не были выполнены лишь потому, что денег так и не выделили из бюджета, которые кое-кто обещал.

Когда в команде оставалось всего 13 человек, включая вратаря, тот же Сватковский вызывал и просил: «Вы только держитесь, только не упадите на поле до стыковых матчей с «Волгой». Мы задачу выполнили. И в благодарность за это клуб расформировали. До сих пор никому из ребят долги так и не отдали.

Здравый смысл, наконец, должен победить: футбол нужно вернуть болельщикам, которые его заслуживают – в ту же Выксу, в тот же Дзержинск, в Павлово, в Арзамас. Пускай появятся 4-5 клубов второго дивизиона, как это было раньше, и огромное количество юных футболистов потянется в эти команды. А один «искусственный» клуб никому не нужен. Никакой он не флагман – сплошное недоразумение. Любой флагман должен стоять на фундаменте, когда есть «пирамида». О какой пирамиде в нижегородском футболе сейчас может идти речь? Ее нет и в помине…

К сожалению, футболом у нас занимаются люди, не имеющие к нему никакого отношения. У нас много достойных специалистов, которые и в советском футболе поиграли, и в российской премьер-лиге, есть и чемпион России в составе «Алании» – Игорь Горелов. Но мы не хотим использовать свои ресурсы, а приглашаем непонятно кого со стороны. Что это у нас тут за диаспора такая украинская «нарисовалась»? Орещуки, Бобыки, Липко… Какое отношение эти «деятели» имеют к нижегородскому футболу? Значит, есть кто-то, кому это нужно, кто этому покровительствует. Имя этого человека хорошо известно. Информации про этого «правителя» в вашей газете идет предостаточно. Он просто «подставляет» губернатора Шанцева, к которому я отношусь с большим уважением. Считаю, что Валерий Павлинович заблуждается – он поставил не на ту «лошадь».

НЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО ПЕРЕШЕЛ В «ВОЛГУ»

– Не жалеете, что в свое время перешли работать после «Нижнего Новгорода» в «Волгу»?

– Я не могу об этом жалеть. И объясню, почему. В канун того знакового стыкового матча между «Нижним Новгородом» и «Волгой» за право играть в премьер-лиге в кабинете Сватковского состоялся разговор. Во время него речь шла о том, что, какая бы команда ни оставалась в элите, ее генеральным директором останется Анисимов, спортивным директором – Егоров. Это оговаривалось, что называется, «на берегу».

Хотел бы я того или нет, но после закрытия «Нижнего Новгорода» без работы остались футболисты, сотрудники клуба, обслуживающий персонал. Их нужно было трудоустроить. У меня не только из «Волги» было предложение, но и из Казани, Томска, Самары. Но всех этих людей я забрать с собой не мог. Поэтому остался здесь, поспособствовал тому, чтобы многие сотрудники из «Нижнего Новгорода» перешли работать в «Волгу», кого-то пристроили в «Химик». И, поверьте, я не думал тогда о благах для себя. Тем более, что их никаких и не было. Что тогда имелось у «Волги»? «Полудохлый» стадион «Полет», стадион «Локомотив» с ужасным полем, форма, в которой играли уже два года… И долги, долги, долги… Тем не менее, команда достойно выступила в премьер-лиге, заняв 12 место. Мне удалось убедить руководство, что нам нужно пригласить на пост главного тренера Гаджи Муслимовича Гаджиева. И атмосфера в коллективе была замечательная, несмотря на то, что в коллектив влились футболисты из «Нижнего Новгорода». Ребята не враждовали, а дружили. Игроков, которых я привез, вообще никто в премьер-лиге не знал – Айдова, Ваганова, Дворнековича, Сапогова, Зайцева. Они доказали, что на многое способны, если есть коллектив, если грамотно работает тренер.

Контракт у меня был на три года, но господин Анисимов предложил мне его расторгнуть. Без объяснения причин. В середине сезона у меня снова было предложение от самарских «Крыльев», куда ушел Гаджиев. Но я отказался.

На первых порах фанаты «Волги» испытывали ко мне неприязнь и даже ненависть. Но потом, пообщавшись друг с другом, поняли друг друга, и отношения стали совсем иными.

ЧЕМ ПАХНЕТ ТАМ, ГДЕ ПАХЛО ФУТБОЛОМ?

– Что скажете о подготовке резерва в Нижегородской области?

– Мне больно видеть, что происходит на моем родном стадионе «Северный», который я построил своими руками. В свое время, когда туда приезжал Гус Хиддинк, он сказал: «Здесь пахнет футболом». А сейчас чем там пахнет? Больно смотреть, как приходит в упадок инфраструктура, как тут работают с детьми в ДЮСШ, которая еще несколько лет назад насчитывала около тысячи человек. А сейчас с мальчишками здесь занимаются всего три часа в день – с трех до шести. Мальчики тренируются пять раз в неделю в лучшем случае по полтора часа. Но если мы хотим вырастить футболиста, он должен заниматься 12-13 часов в неделю минимум, а не 7-8. Тренировки должны быть двухразовыми, они должны включать в себя тактические занятия. Мы забыли о том, что юные футболисты на тренировках должны играть в волейбол, в баскетбол, в гандбол. Ребенок и бороться должен уметь, и знать основы единоборств. Для футболиста очень важно кровообращение малого таза.

Очень плохо, если футболист не в состоянии высоко поднять ногу. Мы восхищаемся, как это делает Ибрагимович, принимая мяч. А тут все просто – Златан занимался ушу и другими восточными единоборствами, у него малый таз и вестибулярный аппарат развиты так, что со своим двухметровых ростом он ногу в струну вытягивает, как Алина Кабаева. В современном футболе мелочей нет. Диву даешься, с каким весом дети приходят в футбольную секцию – в семь лет мальчик весит порой 50-55 килограммов. У многих дисплазия, у многих плоскостопие. Их никто не лечит. Тренеры совместно с родителями должны этим заниматься. С этими болезнями человек не может быть футболистом. Хорошо, что ребенок любит играть в футбол, хочет ему учиться. Но ему нужно помочь.

А на каких полях дети тренируются? Чуть ли не на асфальте! Даже если ребенок со здоровыми ножками приходит, через некоторое время он уже испытывает проблемы с коленными суставами… К сожалению, мы не оздоравливаем нацию – мы ее калечим.

Тренеры не имеют квалификации, их никто не обучает. Давно на «Северном» не проводилось никаких семинаров для тренеров, как это было раньше. Об обучающих программах просто-напросто забыли. Приходят молодые ребята, которые хотят стать тренерами. Но чему они могут научить, если сами не обучены?

В детских футбольных школах с момента набора детей и до их выпуска команду ведет один и тот же тренер. Давно уже во всем мире от этой практики отошли. Наставник должен работать с мальчишками два-три года, потом передавать другому тренеру и возвращаться за новой группой. Когда он второй раз вернется, он уже знает, где он не доработал в первый раз, учится на своих ошибках. А когда третий вернется – он уже практически специалист. У нас этого нет. Каждый тренер считает, что это его дети: если он их набрал, хочет выпустить сам. А потом такие «дрова» выпускают…

– Так почему бы не пересмотреть порочную практику? От кого это зависит?

– От директоров футбольных школ. Знаете, кардиолог не может быть стоматологом, и наоборот. Футболом должны заниматься футболисты, хоккеем – хоккеисты. Но у нас почему-то считается нормальным, когда бывший хоккеист возглавляет футбольную школу. А страдают от этого дети, страдают результаты. Страдает весь нижегородский футбол.

Посмотрите, как проявила себя на чемпионате Европы сборная Исландии. А все почему? Потому что 95 процентов детских тренеров там имеют профессиональные лицензии. И это страна, в которой нет ничего, кроме рыбы и еще немножко баранов, пасущихся на зеленеющих сопках! А в футбол исландцы играют так, что любо-дорого посмотреть. Как они владеют мячом, какие они мощные, тактически грамотные! Ни в чем не уступали хваленым португальцам, которым сам бог велел в футбол играть – там, в отличие от Исландии, всегда солнце, нет ветров, мерзлоты.

Мне посчастливилось: я был на Фарерах, в Люксембурге, Лихтенштейне – государствах, которые принято называть «карликами». И видел, какое там отношение к футболу, какое там количество футбольных полей, какое количество детей занимается футболом. Поражает процент юных футболистов, которые доходят до команд мастеров. А у нас мальчику в 17 лет говорят: «Все, давай заканчивай с футболом». Дай бог, если он попадет в команду, играющую на первенство области. Футбольного будущего у этих пацанов нет. Потому что даже количество команд, играющих в первенстве области – смехотворное. Раньше в высшей лиге выступали 20 команд, сейчас – 10. Причем тон в них задают ветераны, которые в свое время много где поиграли. Это не может не расстраивать.

СУДЬЮ УНИЧТОЖИТЬ ЛЕГКО

– Есть в России регион, сопоставимый с Нижним Новгородом, в котором действительно озабочены развитием футбола и который нам неплохо было бы взять за образец?

– Краснодар. При этом Галицкий ни у кого помощи не просит – просит, чтобы только не мешали. Он создал 26 школ в Краснодарском крае, и все работают на футбольный клуб «Краснодар». Соответственно, и на российский футбол. А почему нельзя все то же самое по государственной программе сделать – деньги-то немалые выделяются. Что, нельзя создать в каждом большом областном центре футбольный интернат? На ФОКи деньги нашли, и на это можно было бы. К слову, футбольные поля при тех же ФОКах в большинстве своем пришли в упадок. Многие стелились на известковом щебне, на голышах самой большой фракции, чего ни в коем случае нельзя делать. Вскоре все это превратилось в бетон. Стелилась непонятно какая ульяновская синтетика, сделанная из мочалки! Потратив огромные деньги на футбол, мы никакой отдачи не получили. Я в свое время ездил смотреть, что за поля были в Сергаче, в Семенове. Как такую работу можно было принимать? Даже швы не склеены были. Отсюда и многочисленные травмы…

– Вернемся к теме судейства. Как сейчас обстоят дела с футбольным арбитражем в области? Есть ли молодые перспективные судьи?

– Хотелось бы, чтобы дела эти обстояли лучше. К сожалению, мы потеряли Михаила Белова, который два-три сезона мог бы еще судить в первом дивизионе, но по непонятной мне причине его кандидатура не была подтверждена. Много вопросов по арбитру премьер-лиги Игорю Низовцеву, который не лицензирован и вряд ли будет лицензирован в ближайшие год-два. Из-за одной ошибки, которую он допустил в Новосибирске, обслуживая матч первенства ФНЛ, Игорь получил несоизмеримое наказание. Конечно, свою роль сыграл ФК «Сибирь» – они дошли до Мутко, дошли до руководителя отечественного судейского корпуса Валентина Иванова. Но я не могу понять такого – перечеркнуть судьбу человеку из-за одной ошибки… У меня перед глазами матч испанского чемпионата «Барселона» – «Хихон». Судья там таких пенальти наставил, что диву даешься. И все нормально, человек продолжает работать. Тут же Игорь назначил 11-метровый, когда целая толпа вела борьбу за мяч в штрафной. Не будь этого пенальти – никаких санкций бы не последовало. В чем природа этой ошибки? Масса причин может быть. Неразбериха в семье у него на тот момент была – может, в этом… А, может, просто к матчу подготовился не соответствующим образом… Сколько угодно может быть причин. Но нельзя «крест» ставить на арбитре из-за одной ошибки. Он к этой цели шел долго и упорно.

Есть наши нижегородские арбитры в третьем дивизионе, но их не так много. Что греха таить, судейство в Нижегородской области потихоньку «загибается», приходит в упадок. Не идут молодые ребята в судейство, им просто судить негде – в первенстве МФС «Приволжье» команд остается все меньше и меньше, одна за другой прекращают свое существование. Да и денег на подготовку арбитров не выделяется – только на общественных началах существует школа молодого арбитра. При этом ситуация с судьями у нас не хуже, чем у других.

КАРАСЕВ ХОРОШ. НО МАХАТЬ КАРТОЧКАМИ НЕ СТОИТ

– Справедливо ли то, что на Евро-2016 во Франции Россию представляла бригада Сергея Карасева? Какого мнения вы о его работе?

– Во-первых, очень здорово, что российской бригаде наконец-то было доверено работать на столь грандиозном футбольном первенстве. Ровно 10 лет, после чемпионата мира 2006 года, арбитры нашей страны не допускались до чемпионатов мира и Европы, последним был Валентин Иванов. Долго мы к этому шли. Что скрывать, везде есть «свои да наши», и в судейском корпусе ФИФА и УЕФА тоже. Вот, наконец, мы пробили эту стену.

Оценку работе Сергея Карасева мы поставим по окончании Евро. А вообще уровень судейства во Франции очень высокий. И это невзирая на то, что там работают бригады из Словении, Сербии, Венгрии, где чемпионаты намного слабее российского. Раньше ведь всегда считалось, что сильные судьи могут быть только в Англии, Германии, Италии, Испании. Сегодня, к счастью, этот миф развеян.

А что касается Карасева… У него своеобразная манера судейства. И вряд ли он ее когда-либо уже поменяет. То большое количество карточек, которое он всегда показывал во внутреннем чемпионате, он и дальше будет показывать. При этом тренды сегодня другие в мировом футболе – долго судья терпит, прежде, чем дать карточку. Сумеет он себя перестроить или нет? Но самое главное – почувствовать «температуру» матча, не позволить, чтобы «градус» борьбы зашкалил, как это случалось на чемпионатах мира у Николай Левникова, у того же Валентина Иванова. Одно неправильно принятое решение приводит к бойне на поле, к травмам, к огромному количеству карточек.

– А что скажете по уровню самого чемпионата Европы?

– Очень высокий уровень, очень интересный футбол. Нет ярко выраженного лидера – все сражаются, все бьются. Посмотрите на Исландию! Есть что обсудить, о чем поспорить. А сколько зрителей! Не было ни одного матча, когда на трибунах оставались бы свободные места. Единственное, что расстроило – поведение наших болельщиков во время и после матча с Англией. На таком крупном форуме мы опять отличились не в лучшую сторону. Не понятно, зачем люди приезжают: то ли за свою сборную болеть, то ли англичан лупить.

– Через два года – чемпионат мира в России? Нужен он Нижнему Новгороду?

– Необходим он и стране, и городу. Посмотрите, каким стал Сочи после Олимпиады. Из непонятного городишки превратился в современный европейский город, в центр спорта. Стадионы, вокзалы, аэропорты, метро, дороги – все это остается потом жителям города, инфраструктура будет служить многие десятилетия. Думаю, нижегородцы впоследствии ни разу не пожалеют, что их родной город принимал у себя Мундиаль.

Ну, и, конечно, далеко не каждый житель города имеет возможность поехать в Бразилию или Францию, чтобы вживую посмотреть матчи чемпионата мира или Европы. А тут не надо никуда будет ехать – достаточно купить билет и прийти на стадион. Это дорогого стоит.

Папилов Олег

О ком или о чем статья...

Егоров Игорь Вячеславович