Войти

Александр Шаров: «Ни о чем не жалею!»

«Футбол-Хоккей НН», 31.03.2016

Совсем недавно, 9 марта, воспитаннику дзержинского футбола Александру Шарову исполнилось 35 лет. Великолепная игра крайнего полузащитника всегда была по душе болельщикам, где бы он ни играл. И многие тренеры желали видеть его в своей команде.

В течение 15-летней футбольной карьеры Александр защищал цвета дзержинского «Химика», уренского «Энергетика», нижегородского «Локомотива», «Знамени труда» из Орехова-Зуева, мурманского «Севера», череповецкой «Шексны» и ФК «Нижний Новгород». Провел на профессиональном уровне 341 официальный матч, из них 166 – за «Химик».

В нашем откровенном разговоре тренер ДЮСШ «Салют» рассказал о себе, своем становлении в футболе, наиболее ярких эпизодах карьеры и своей нынешней работе.

– Не все знают, но ведь вы родились и чуть более 10 лет прожили во Владивостоке. Какие наиболее яркие воспоминания из детства?

– Насколько себя помню, мы постоянно во дворе с ребятами играли в футбол. У нас на уме только он и был. Когда учился в первом классе, мой отец, военный, отдал меня заниматься в детскую школу Владивостокского «Луча». Конечно, я с детства мечтал стать футболистом. И так получилось, что практически вся моя жизнь связана с этим замечательным видом спорта.

– Вы поиграли во многих командах, но за свой город, в котором постигали азы футбола, так и не удалось?

– К сожалению, да, футболку «Луча» так ни разу и не одевал. Но, если честно, то большего стремления ехать обратно во Владивосток и не было. За мою футбольную карьеру «Луч» довольно часто играл в первом дивизионе, а там все же другие требования, предъявляемые к футболистам. Когда постоянно играешь во второй лиге, не так-то просто заиграть в команде классом выше.

– Не по этой ли причине вам не удалось закрепиться в ФК «Нижний Новгород», который пригласил вас в 2011 году, когда нижегородцы выступали в первом дивизионе?

– На момент приглашения мне было уже 30 лет, плюс, я всю жизнь играл только в командах второй лиги, поэтому соответствующего опыта не было. Наверное, да, это и стало главной причиной того, что я не смог стать игроком основного состава нижегородского клуба. Сыграла также свою роль травма, которая на несколько месяцев выбила меня из строя.

– Вернемся в детские годы. В начале 90-х для вас стал родным городом уже Дзержинск, в котором вы и продолжили свое футбольное образование.

– Сначала я занимался в детской школе «Химика». Но в те далекие годы были очень сложные экономические условия – людям, в том числе и тренерам, подолгу не выплачивали зарплату. Возможно, поэтому отношение тренеров к нам, юным футболистам, было поверхностным. Как правило, тренировки ограничивались тем, что нам давали мяч, и мы просто играли в футбол.

Помог Александр Репин, с которым вместе учились в дзержинской школе №27. Благодаря ему попал в футбольную школу «Салюта» к тренеру Лап шину Аркадию Ивановичу. Его отношение к футболу было совсем иным, нежели в школе «Химика». В «Салюте» познакомился с Александром Бересневым и Сергеем Родионовым. У нас сложилась отличная команда. Аркадий Иванович, несмотря на тяжелые времена, находил необходимые средства для того, чтобы мы как можно чаще ездили на соревнования. Да и тренировки у Лапшина были намного интереснее. С удовольствием вспоминаю те юношеские годы, что провел в «Салюте».

– Получается, что в «Химик» вы попали из «Салюта»?

– Да, это было в 1998 году. На первенство области среди юношей выступал за «Уран». После нашей очередной игры я с ребятами приехал на стадион «Химик» – посмотреть матч. В перерыве ко мне подошел начальник дзержинского клуба Вячеслав Верхотуров и сказал, что со мной хотят поговорить тренеры «Химика» Валерий Иванович Володин и Валерий Васильевич Корнишин. Пообщавшись немного, они пригласили меня на тренировки, и в сентябре 1998 года я подписал первый профессиональный контракт. Вернее, подпись ставил мой отец, так как на тот момент я был несовершеннолетним – 18 лет еще не исполнилось.

– Запомнили свою первую игру за «Химик»?

– Сначала я выходил только на замены. Место в стартовом составе мне впервые доверили в матче Кубка России против павловского «Торпедо». Были непередаваемые ощущения, да и болельщиков на стадионе – гораздо больше, чем сейчас. Кроме того, мы еще и обыграли земляков со счетом 1:0.

– Кроме «Химика», в вашей футбольной судьбе были еще клубы из Нижнего Новгорода, Уреня, Орехова-Зуева и Череповца. Чем была обусловлена такая миграция?

– В 2002 году дзержинская команда потеряла профессиональный статус, поэтому я перешел в нижегородский «Локомотив», выступавший в то время во второй лиге. Откровенно говоря, проявить себя и заиграть там не получилось. На следующий год поступило приглашение от Виктора Павлюкова из уренского «Энергетика», за который отыграл три сезона. Особенно отмечу первый год. Коллектив у нас подобрался слаженный, основу команды составляли дзержинские и нижегородские футболисты, которых я хорошо знал.

Затем решил попробовать свои силы в другой зоне второй лиги – «Центре» – и принял приглашение орехово-зуевского «Знамени труда». А в 2007 году «Химик» стал чемпионом России среди любительских клубов и вновь вернулся на профессиональную арену. Салават Галеев позвал меня в «Химик», и я без раздумий принял приглашение вернуться в родной город. Считаю, что сезон 2008 года был самым удачным для меня. Связываю это еще и с тем, что в тот год наша команда на 70 процентов состояла из местных футболистов.

– Можно сказать, что самые лучшие воспоминания остались от игры в дзержинском «Химике»?

– Конечно. Дзержинск для меня – родной город, и играть за его команду – мечта с детства. Еще со времен «Салюта» мы, мальчишки, все горели желанием играть за «Химик». Сказывался еще и невероятный ажиотаж, который царил вокруг большого футбола. Ясно, что тогда он был намного выше, чем сейчас. А играть перед переполненными трибунами всегда очень приятно. Эмоции от этого – просто непередаваемые.

– Дзержинские болельщики, получается, особенные?

– Однозначно, они самые лучшие! Это просто особенные болельщики. Так, как они болеют, переживают, подсказывают, нигде не встречал. Поверьте, это дорогого стоит. Запомнился тот же 2008 год, когда каждую домашнюю игру наши фанаты устраивали всевозможные перфомансы, что придавало нам дополнительных сил и эмоций. Несомненно, это помогло нам в первый год после возвращения на профессиональный уровень занять достаточно высокое шестое место.

Не могу не сказать еще об одном эпизоде. В 2010 году я начал сезон в Череповце, а перед началом второго круга Сергей Передня позвал в «Химик». Но заявить на игру с ульяновской «Волгой» дзержинцы меня не успели, и тогда болельщики повесили на трибуне большой плакат с надписью: «Шаров нам нужен!» Только спустя 4 года я узнал, что автором этого баннера был один из самых преданных болельщиков «Химика» Николай Шувалов. Пользуясь случаем, хотел бы искренне поблагодарить Николая и всех болельщиков за такую искреннюю поддержку, которая навсегда останется в моей памяти.

– Смею предположить, что самой запоминающейся игрой в вашей карьере стал матч Кубка России с клубом премьер-лиги – «Краснодаром»?

– Безусловно, эта встреча запомнилась на всю жизнь. Стадион бы л забит под «завязку». Весь матч болельщики гнали нас вперед, и их энергетика постоянно передавалась. Жаль, что не смогли удержать победный счет. Но даже после поражения стадион нас провожал аплодисментами. Естественно, такое не забывается.

В число запоминающихся поставлю и встречу с нижегородской «Волгой» в сезоне 2008 года, завершившуюся вничью – 1:1. Это было настоящее «дерби», а на трибунах – опять-таки аншлаг.

– В 2000 году в составе молодежной сборной России вы готовились к чемпионату Европы и сыграли на Кубке Содружества. Расскажите подробнее об этом эпизоде ваш ей карьеры.

– Тренерам «Салюта» позвонил один из наставников молодежной сборной, и вскоре меня вызвали на просмотр, на который в общей сложности приехали около 100 молодых футболистов со всей России. Мне посчастливилось попасть в число восьми, которые затем были привлечены к подготовке к отборочным матчам чемпионата Европы. Наша сборная, возглавляемая Александром Кузнецовым, в частности, сыграла на Кубке Содружества, а затем провела отборочные встречи – со сборной Испании. В гостях была зафиксирована ничья 0:0, а в Москве мы выиграли – 2:1. Правда, в заявку я не попал, наблюдал за обоими матчами с трибуны.

– За 15 лет футбольной карьеры вы забили 31 мяч. Какой или какие из них вам больше всего запомнились?

– В среднем я забивал один мяч за 10 игр. Наверное, не так много для полузащитника. В чем причина? Думаю, что не хватало голевого чутья. Отлично помню свой гол в ворота уренского «Энергетика» в 2008 году. Это была заключительная игра сезона, в которой мы выиграли 2:1 и заняли шестое место. Я забил победный мяч, причем головой. До этого в официальных играх никогда головой не забивал! А вот если бы сыграли вничью, оказались бы на девятом месте.

Еще бы отметил мяч, забитый во Владимире местному «Торпедо» после красивого по исполнению удара. Это была кубковая встреча, и мы выиграли ее со счетом 3:0. Эта победа вывела «Химик» в 1/16 финала Кубка России на клуб премьер-лиги – «Краснодар». Исторический успех: до этого наша команда так высоко не забиралась.

– Кто из тренеров запомнился в профессиональной карьере?

– Был очень рад, когда «Химик» в 2009 году возглавил Владимир Казаков. Все его знали, как хорошего футболиста, настоящего профессионала. Многое у него почерпнул, хотя проработал он в дзержинской команде меньше года. Мне в то время было уже 28 лет, и, казалось, что-то новое в футболе открыть уже сложно. Тем не менее, благодаря Казакову, я смог еще добавить в плане профессионального роста. Не могу не вспомнить и время работы с Сергеем Передней, с которым сложились добрые рабочие отношения.

– Не Казакову ли принадлежит авторство сравнения вас с Иньестой, а Квасова – с Хаби Алонсо?

– Не могу точно сказать, что это он нас так «окрестил». Скорее всего, болельщики так прозвали. Но в любом случае это сравнение было очень приятным и добавляло дополнительных сил, особенно в домашних играх.

– Чем все-таки футболист Александр Шаров выделялся на поле, чем привлекал тренеров, которые приглашали его в свою команду?

– Даже не знаю, что сказать. Это лучше у них спросить.

– Если бы формировалась «символическая сборная» «Химика», кто, по вашему мнению, в нее бы вошел?

– Я бы перечислил в первую очередь всех дзержинских футболистов, с кем мне пришлось играть в «Химике» образца 2008 года: Квасова, Родионова, Береснева, Павлычева, Панина, Макеева.

В ворота бы поставил Диму Михайлова, в защиту – Андрейчикова, Абдулхаликова, Сухова.

– А какие сезоны в вашей карьере можно назвать «звездными», когда многое удавалось, игралось легко и непринужденно?

– Я бы выделил сезон 2004 года в уренском «Энергетике». Тогда в очень сильной по составу зоне «Урал-Поволжье» мы заняли довольно высокое пятое место. Конечно же, отмечу не раз упоминавшийся сезон 2008 года, когда в «Химике» играли в основном местные воспитанники. Тогда – и в Урене, и в Дзержинске – мне действительно игралось легко, и многое удавалось.

Не могу также не отметить сезон-2012/2013, когда «Химик» в зоне «Запад» занял первое место, и мы вышли в первый дивизион.

– Сейчас только ленивый не обсуждает тем у предстоящего в Росси и чемпионата мира. По вашему м нению, мундиаль нужен нашей стране, или это все же пустая трата средств?

– Однозначно скажу, что чемпионат мира нужен! Те деньги, которые сейчас вкладываются в чемпионат, помогут в дальнейшем развивать футбол у нас в стране. В городах появятся новые стадионы, и болельщикам будет приятно приходить на них. Отличный пример – зимняя Олимпиада в Сочи.

– В Дзержинске намечается создать тренировочную базу для команд-участниц мирового чемпионата. Тренировку какой сборной хотели бы увидеть в родном городе?

– Сборной Германии. Она сейчас имеет самые стабильные результаты, поэтому ее тренировочный процесс интересен, и хотелось бы посмотреть на него изнутри.

– Как относитесь к юмору?

– Нормально.

– Тогда вопрос с юмором, «на засыпку». Кто первым станет чемпионом мира: сборная России по футболу или сборная Бразилии по хоккею?

– Такой вопрос уже давно перешел в шутливую плоскость. Но все же думаю, что сборная России по футболу раньше хоккейной бразильской сборной станет чемпионом мира, так как в Латинской Америке вообще в хоккей не играют.

А если серьезно, то надеюсь, что после чемпионата мира руководство страны и регионов пересмотрит отношение к развитию футбола – в первую очередь, детско-юношеского. Ведь все начинается именно с него: каким образом относишься к юному футболисту на протяжении всего периода подготовки, таким он и станет. Страна у нас большая, талантливых ребят очень много!

– Что, как тренер ДЮСШ «Салют», стараетесь в первую очередь привить своим воспитанникам, которым сейчас по 8-9 лет?

– В первую очередь, игровую дисциплину, в том числе на тренировках, и, конечно же, технику обращения с мячом. Считаю, что российским футболистам не хватает техники. В этом компоненте они здорово уступают иностранцам. Даже азиатские игроки зачастую намного техничнее наших.

– Вы в 33 года завершили профессиональную карьеру. Впоследствии не показалось, что рановато повесили бутсы «на гвоздь»?

– Нет, я нисколько не жалею, что в этом возрасте завершил карьеру. Можно только порадоваться за тех футболистов, которые играют до 40 лет и больше. Здоровья футбол отнимает очень много, и в дальнейшем это сказывается. Как говорится, все должно идти своим чередом…

– Можно сказать, что футбольная карьера у вас удалась.

– Ни о чем и нисколько не жалею. Однозначно хотелось бы поиграть на более высоком уровне, чем вторая лига. Я старался, как мог, но получилось так, как получилось. А говорить, что карьера полностью удалась, я бы не стал, но, повторю, ни о чем не жалею.

Кроме удовлетворения от самой игры, футбол дал мне друзей, хороших знакомых, с которыми поддерживаю самые тесные отношения.

Прыгунов Юрий

О ком или о чем статья...

Шаров Александр Алексеевич