Войти

Его призвание – учить мальчишек футболу

«Футбол-Хоккей НН», 17.03.2016

Футбольная карьера Владимира Малкина, который в 16-летнем возрасте оказался в дубле нижегородского «Локомотива», в середине 90-х гремевшего на всю страну, выдалась недолгой. Виной тому – серьезнейшая травма, полученная на южных предсезонных сборах. Однако впоследствии Владимир Александрович сумел во всей красе проявить себя как неординарный детский тренер. По этой непростой стезе идет он и по сей день…

– Владимир Александрович, где вы в футбол играть начинали?

– В 1986 году, в семилетнем возрасте, отец меня привел в ДЮСШ «Локомотив», первым моим тренером был Валерий Константинович Голубев. Там я занимался до 14 лет, после чего нас перевели в Училище олимпийского резерва. Причем туда мы ушли вместе с Валерием Константиновичем. Хорошая у нас была «банда» – Петя Быстров, Валера Макаров, Владимир Игнатьев… А как раз к моменту окончания училища, в 1996-м, был сформирован дубль «Локомотива». Это была идея Валерия Викторовича Овчинникова. По сути, эта команда была нужна для того, чтобы деньги «отмывать». Приглашений у нас тогда было немало. Меня, в частности, и в волгоградский «Ротор» звали, и в московский «Спартак». А заметили нас во многом потому, что мы тогда своим «1979 годом» выиграли юношеское первенство России, которое проходило в Волгоградской области, в городе Волжском. В «Ротор», кстати, меня приглашал ныне покойный Виктор Прокопенко, с именем которого тогда были связаны все самые громкие успехи волгоградского клуба. Но Борман «посадил» нас на контракты и твердо сказал: «Никому никуда!» И Голубев побоялся нас куда-то отпустить.

«Локомотив-дубль» играл по третьей лиге, два года я выступал за эту команду. В основном в ней была молодежь, но и «дядьки» к нам периодически добавлялись – футболисты, которые либо по каким-то причинам на тот момент в главную команду не проходили, либо после травм форму набирали. Например, те же Геннадий Нижегородов, Виргиниюс Балтушникас… Потом дубль благополучно развалился. Нас, юнцов, потихоньку все же к главной команде подпускали. За нее я сыграл один матч, да и то не полный – на Кубок России против казанского «Рубина». Если не ошибаюсь, в 1/16 финала… Из всего нашего «призыва» в «Локомотиве» смог закрепиться только Петя Быстров, а нас «отцепили».

Всю нашу «бригаду» – Панина, Дерешева, Родионова, Макарова, меня – звал к себе в павловское «Торпедо» Александр Михайлович Сарафанников. Я с этой командой даже провел предсезонные сборы. Но во время медобследования выяснилось, что у меня проблемы с сердцем. Александр Михайлович решил перестраховаться, в команду меня не взял и велел идти лечиться. Зато взял Виктор Федорович Павлюков в уренский «Энергетик», где я и провел сезон 1998 года.

– Чем запомнился этот год в Урене?

– И играл, и на лавке сидел, и с главным тренером ругался. Из-за того, что в состав меня не ставил, а ставил тех, кому больше доверял. «Любимчики» у него всегда были. Да и ко мне Виктор Федорович хорошо относился. До поры, до времени…

В последний день сборов в Сочи перед сезоном 1999 года я получил очень серьезную травму. Играли у нас в команде питерские ребята, у меня с ними был конфликт. Павлюков объявляет предварительный состав на сезон. Называет меня и не называет питерского. Начинается эта самая злосчастная тренировка… И этот парень из Питера, которому тогда уже лет 30 было, которому деньги надо было зарабатывать, меня просто-напросто «убрал». В одном из игровых эпизодов на «двусторонке» я хотел сыграть головой, а он преднамеренно пошел на мяч ногой, ударил в лицо бутсой… После этого удара меня парализовало на левую сторону, два месяца я провалялся в сочинской больнице, в целом же лечился полгода. По сути, на этом моя карьера в «Энергетике» закончилась. Приехал я в команду в середине сезона и сразу же почувствовал, что Павлюков во мне не заинтересован. Честно сказал, что боится меня в команде оставлять. После чего я оказался в саранской «Светотехнике».

– Саранцы вас пригласили даже несмотря на то, что у вас были столь серьезные проблемы со здоровьем?

– Если честно, мы их обманули. Они не знали, какая на самом деле была травма. Они думали, что у меня просто челюсть была сломана, что не были никакой парализации. Мне ведь врачи-то официально играть запретили, а мы об этом умолчали.

Полгода я в «Светотехнике» пробыл. В основном на замены выходил, в основе, наверное, три-четыре матча сыграл. Сам чувствовал, что не «тяну» на таком высоком уровне.

Вернулся в Нижний, и меня снова позвал Павлюков. Но предупредил, что видит меня только как игрока, выходящего на замены. А мне хотелось играть, и я отказался. Пошел «плакаться» к Семену Наумовичу Шапиро, мы с ним были в очень хороших отношениях. Он и говорит: «Заканчивай с профессиональным футболом и начинай судить. А параллельно играй за «Динамо-ГАИ» на первенство области». А у меня на тот момент еще и из Казахстана было предложение. Но я, к сожалению, послушался Шапиро. Почему к сожалению? Потому что все получилось не так, как я хотел. Дело в том, что судить я не любил, а поиграть на хорошем уровне хотелось.

Когда начал на область за «Динамо-ГАИ» играть, почувствовал разницу с профессиональным футболом. Если там я за четыре сезона всего один гол забил, то тут, в первой же игре, – сразу три! И это при том, что действовал на позиции защитника!

Начал судить параллельно, причем сразу третью лигу. Но вскоре понял, что выше пробиться практически не реально. В итоге отсудил пять лет, в основном в качестве лайнсмена, потом надоело мне это дело. А за «Динамо-ГАИ» отыграл три сезона и в 2003 году, в возрасте 24 лет, с футболом закончил. Проблемы со здоровьем дали о себе знать.

– Вы ведь тогда еще и в мини-футбол играли за команду «Китеж»?

– Да, это была первая лига первенства России. Но мини-футбол – это уже совсем не то… Профессионализмом и не «пахло» – собирали всех подряд… Команду тренировал Александр Просвирнов. Я съездил с «Китежем» всего на два тура, вместе с Валерой Макаровым там играли.

Кстати, меня в свое время, когда мини-футбол только-только начинал развиваться в Нижегородской области, приглашал к себе Виктор Лазаревич Зайденберг в 1993 году. Тогда, еще до «Кроны», он возглавлял команду «Союз» (Прокошево). Я еще совсем мальчишкой был – 14 лет… А у Зайденберга уже тогда все «великие» играли – Боровиков, Галеев, Просвирнов… Всей нашей «бандой» из Училища олимпийского резерва мы даже ездили на турниры дублеров, поскольку мужская команда обязана была иметь юношескую при себе. И Петя Быстров в том числе ездил с нами… Но не лежала у меня душа к мини-футболу с самого детства, не мое это. Считал его, как бы лучше выразиться… видом спорта «второго сорта».

– Потом сразу же начали детишек тренировать?

– Нет, гораздо раньше, еще в 2000 году – сразу же, как попал в «Динамо-ГАИ». Причем там же, на стадионе «Динамо». Попробовал – понравилось. В первом моем наборе были мальчишки 1990 года рождения.

– Кто-то из воспитанников того возраста запомнился?

– Были способные ребята. Вратарь Дмитрий Артемов (1991 года рождения) вскоре оказался в юношеской команде московского «Спартака», потом он «засветился» в молодежке ярославского «Шинника». Но из-за своего характера сейчас остался без футбола. Другой воспитанник – Денис Карпухин. Причем он тоже пробовался в «Шиннике». А Михаил Горелишвили от нас уехал в футбольную школу «Чертаново». Один сезон он провел в дубле казанского «Рубина», в 2014 году выступал за «Тосно», а затем перебрался играть в Грузию. Здесь, в Нижнем, перспектив никаких не было у ребят, поэтому в 15-16 лет я их отдавал.

На «Динамо» я отработал три года, команда 1990 года со мной много где поездила. Затем Юрий Михайлович Садеков пригласил меня работать в «Локомотив», и с этой же командой я перешел туда. Там тоже три года тренировал. А потом мы учредили свою собственную футбольную школу «Барма». Нас было три учредителя – я, главный редактор газеты «Аргументы и факты – Нижний Новгород» Александр Городзейский и Анатолий Комаров. Тренировали мы сначала на «Красной Этне», потом другие площадки арендовали. Спонсором была компания «Стальсервис», она помогала с поездками на турниры.

А с 2007 года я тренирую юных футболистов на стадионе «Радий». В апреле будет 9 лет, как здесь работаю. Сюда меня в свое время позвал Николай Михайлович Волков.

– Сейчас с каким возрастом занимаетесь?

– С мальчишками 2001 года рождения. Результаты показываем неплохие в различных соревнованиях. За последние два года становились чемпионами Приволжья по мини-футболу, чемпионами области, чемпионами города как по большому, так и по мини-футболу. А в финальной «пульке» первенства России стали восьмыми пару лет назад – это тоже весьма значимое достижение.

– Существуют разные термины – «набор детей в школу футбола» и «отбор». В чем разница – всем понятно. Набирают всех подряд, а отбирают – лучших. На «Радии» набор или отбор?

– Скорее, все же набор. Мы берем всех, никому не отказываем. А уже по истечении какого-то времени наиболее талантливых отбираем в первую группу, остальные занимаются во второй и третьей. Назовем их «группой здоровья».

– Футбольные специалисты не дадут соврать: в верхней части Нижнего Новгорода база стадиона «Радий» является лучшей. За счет чего? Благодаря чему и кому?

– На самом деле, школа «Радия» – единственная конкурентоспособная, которая находится в верхней части города. Кругом инфраструктура только ухудшается, а у нас – улучшается. Заслуга в этом, в первую очередь, директора «Радия» Михаила Борисовича Гончарского. Совсем недавно было построено искусственное футбольное поле 40х70, скоро обещают постелить еще и «синтетику» стандартных размеров. Поэтому и детей своих родители ведут к нам в футбольную секцию с большим удовольствием.

– А кто из ваших детских и юношеских тренеров оставил наиболее яркий след в вашей жизни?

– По большому счету, в футбол меня научили играть два человека – Валерий Константинович Голубев и наставник дубля «Локомотива» Валерий Георгиевич Бондаренко. Последний – истинный профессионал своего дела. Про него здесь, в Нижнем Новгороде, многие плохо отзываются, а для меня это – образец для подражания во многом. Валерий Георгиевич очень многое мне дал. Не зря он в свое время был тренером сборной Эстонии.

Папилов Олег

О ком или о чем статья...

Малкин Владимир Александрович