Войти

Владимир Ухов: «Я – счастливый человек!»

«Футбол-Хоккей НН», 24.12.2015

28 декабря исполняется 50 лет известному в нашей области футболисту, руководителю и просто замечательному человеку Владимиру Ухову.

С именем Владимира Алексеевича связано немало ярких страниц в истории нижегородского футбола и мини-футбола, о которых мы решили вспомнить вместе с юбиляром.

ПРО БЕРЕЗОВУЮ ПОЙМУ, БОКС И ФУТБОЛ

– У нас, Уховых, семья спортивная, – начал беседу Владимир Алексеевич. – Родной брат моего деда Анатолий Алексеевич Ухов в довоенные годы выступал за сборную Горького по футболу, неплохо играл и в русский хоккей. А мои родители познакомились, можно сказать, благодаря футболу. Папа был вратарем команды автопарка и, как-то заехав в гости к одному из товарищей по команде в поселок Березовая пойма, познакомился с его сестрой. Вскоре они поженились, а в конце 1965 года родился я.

Всегда с особой теплотой вспоминаю Березовую пойму – небольшой населенный пункт между Нижним Новгородом и Дзержинском. Там прошло все мое детство. Так получилось, в 1965 году в поселке родились сразу десять пацанов. Мы с самых юных лет вместе.

Вспоминаю те годы: семья у меня жила в Сормове, но каждые выходные, а также все летние каникулы проводил в поселке Березовая пойма – вместе с ребятами. Все в этом году отметили пятидесятилетние юбилеи, по-прежнему общаемся. Сейчас, правда, троих уже нет в живых.

– Владимир Алексеевич, говорят, в детстве вы занимались боксом, а вовсе не футболом?

– Да, в школьные годы записался в секцию бокса спортклуба «Полет», еще и всех своих друзей с Березовой поймы с собой притащил. Наши тренеры Сергей Иванович Радченко и Виктор Юрьевич Красильников многое нам дали: и в спортивном, и в житейском плане. В среду у нас проводились спарринги по 15-20 раундов. Приходилось непросто, особенно с такими мастерами, как братья-близнецы Алексей и Александр Киселевы. Они, кстати, и сейчас в порядке. А в четверг у нас был так называемый футбольно-банный день, который мы очень любили.

Вот так в поселке Березовая пойма и в зале бокса «Полет» прошло мое детство. Потом была армия – морская пехота. Демобилизовавшись, поступил на факультет физвоспитания пединститута.

– А как вы пришли в футбол?

– У нас в институте преподавателем спортивных игр был Андрей Борисович Реутов. Меня, а также ватерполиста Сергея Хохлова он и пригласил поиграть на первенство области в футбол.

– Сормовские футболисты в приватных беседах рассказывали мне, что Ухов в ту пору производил впечатление человека, спустившегося на футбольное поле с летающей тарелки?

– Это действительно так. Мне тогда шел 23-й год, но мои познания в футболе были мизерны. Допустим, я знал, что есть столичный «Спартак», динамовские команды Москвы и Киева, другие команды высшей лиги. А вот о том, что разыгрывается первенство Горьковской области по футболу, даже не подозревал. Когда стал в нем играть, пришлось наверстывать упущенное. С мячом, например, занимался индивидуально: выходил во двор и пытался «чеканить». Соседи по дому точно, наверное, думали: парень откуда-то сверху упал.

ОТДАЙТЕ УХОВУ – ОН ЗАБЬЕТ!

– Тем не менее, вы очень быстро проявили себя как бомбардир?

– Первой футбольной командой для меня стал… горьковский «Старт», выступавший во второй группе первенства области. А моим первым партнером по линии атаки – Гена Савельев. Подключались к играм и хоккеисты. Ворота защищал известный сейчас депутат городской Думы Юрий Ерофеев, а в поле иногда выходил играл Алексей Дьяков.

В том же сезоне я перешел в команду первой группы – «Красное Сормово». Помню, наш тренер Андрей Борисович Реутов перед матчами делал мне индивидуальную установку: «Володя, категорически тебя прошу, не появляйся даже на дальних подступах к своей штрафной площади. Играй только впереди – забивай голы!» Бывало, Реутов «подстегивал» меня и во время игры: «Если не забьешь в ближайшие полчаса, заменю!» А я самолюбивый был и лез из кожи вон, чтобы любыми способами затолкать мяч в ворота соперника. Кстати, тренер «Красной Этны» Юрий Иванович Аникин, за которую я тоже некоторое время играл в дальнейшем, любил напутствовать партнеров: «Отдайте мяч Ухову. Он забьет!»

…Увы, команда «Красное Сормово» недолго просуществовала. Прославленный завод отказался от ее содержания. И наша дружная ватага футболистов-сормовичей почти в полном составе перешла в балахнинскую «Волну». Местных в ней было только двое – вратарь Алексей Тягаев и полузащитник Андрей Наянов. Позже стали подключать Леонида Даниленко. В Балахне мы играли в свое удовольствие и практически задаром. Так или иначе, в свой первый сезон я наколотил аж 29 мячей.

– Мне рассказывали, что однажды вы нанесли серию из пяти ударов подряд, чтобы забить гол?

– Было такое дело. Забивал мячи и коленом, и плечом, и головой, и даже тазобедренной частью. При этом я не обладал ни техникой, ни скоростными качествами. У меня были лишь хорошие физические данные, голевое чутье, фарт.

Правда, бывало, что голы давались нелегко. Помню «веселый случай» произошел в одном из матчей. Я трижды выходил один на один с вратарем, дважды бил в дальний угол, а мяч от штанги уходил за лицевую линию. Третий раз пробил – и снова в штангу! Но мяч отскочил ко мне, и я повторным ударом послал мяч в сетку. А все это, между прочим, происходило при счете 1:0 в нашу пользу. После игры мне товарищи по команде говорили: «Кончай проводить свои «опыты» со штангами, они до инфарктов могут довести».

Потом Балахна сделала ставку на местных игроков, и мы всей сормовской «бригадой» перешли в богородский «Спартак» – к Василию Афанасьевичу Рындову. Параллельно еще выступали за борский «Водник» на первенство России по третьей лиге.

СОСТАВ СОБИРАЛИ… ПО ДОРОГЕ

– Значит, вы к тому времени уже переросли первенство области?

– Не совсем так. Про некоторых футболистов говорят: «Да он «деревянный» по пояс». Я же до попадания в областное первенство, образно выражаясь, был «деревянный по уши». Только со временем стал от этого эпитета избавляться, учился у Игоря Егорова, Игоря Куранова, Олега Биткина, Алексея Шеметова, Олега Маштакова, Валерия Федосеева. Позже у Михаила Давыдова, Игоря Горелова, Алексея Герасимова, Сергея Корнева, Дмитрия Черышева, Владимира Кураева. В круг этих автозаводских футболистов меня ввел Игорь Егоров – мой очень близкий друг и по сей день.

Но и чемпионат области мне многое дал. Например, в плане восприятия различных соблазнов. Однажды в конце сезона соперник предложил богородскому «Спартаку» сдать матч. За всех ответил наш капитан Миша Карклин: «Мы сдавать ничего не будем!» А игра у нас, как назло, не клеилась, и невольно возникали мысли, что ее кто-то, на самом деле, сдает. Но Карклин был настроен решительно – забил два мяча, что и предопределило исход встречи: ничья – 2:2. Вышло, что мы игру не сдали. Но я до сих пор считаю, что не сдал ее один человек – наш капитан. Этот пример спортивной честности и порядочности до сих пор перед глазами.

Кроме того, чемпионат области помог мне раскрыть именно бомбардирские качества. Помню, в 90-е годы за пару сезонов забил около сотни мячей. Аналогичное достижение было только у Павла Коркина из Ворсмы.

– Вернемся к борскому «Воднику». Борчане очень неплохо проводили домашние матчи, а вот на выезде случались провалы. Почему?

– Это вы правильно подметили. Просто когда играли дома, собирался сильнейший состав. А когда в гостях. Вспоминается поездка в Татарстан по маршруту Бугульма – Бавлы. Собрались ехать, а нас в автобусе всего шесть человек. Что делать? Хорошо, что у нас был очень веселый и находчивый тренер Артур Дамирович Камальдинов. Не растерялся он и на сей раз. Остановил автобус у стадиона «Радий» и прямиком к группе молодежи, играющей в «дыр на дыр»: «Ребята, у вас нет желания в Бугульму съездить?» Те смотрят на него, как на сумасшедшего: мы, мол, через час домой пойдем, зачем нам Бугульма? Артур Дамирович все равно проявлял настойчивость: «Я вам по двести рублей заплачу!» Но и это не помогло… Развернулись, поехали в общежитие пединститута. Набрали там человек пять – из тех, кому делать нечего. В се он и спортсмены, но не факт, что футболисты. В Кстове, на остановке общественного транспорта, случайно увидели местного футболиста Витю Визгунова. Он с супругой по магазинам ходил. Авоськами был нагружен. Его тоже взяли с собой!

Надо отдать должное, энергетика у Артура Дамировича была просто сумасшедшая. Благодаря ей, борский «Водник» и существовал, это факт.

Вспоминаю еще один интересный случай. Возникли какие-то проблемы с выездом в Казань. Что делать? Но Камальдинов все равно нашел выход и зафрахтовал. пароход! Он был очень небольшой, старомодный, и, чтобы не опоздать на пятничный матч, отчалить из Нижнего Новгорода пришлось аж в среду. Ночь провели в каких-то не очень, мягко говоря, уютных каютах. Одним из первых в шесть утра проснулся наш вратарь Юрий Терехин, вышел на палубу. Смотрит, а там его дублер уже делает интенсивную зарядку. Ну, Юра развернулся и пошел назад. А тот вслед: «Борисович, ты мне не побьешь?» И протягивает мяч. Но поскольку мячей в команде было тоже на пересчет, решили «бразильской системе» отказать. А то бы и в Казани разминку не провели.

– В «Воднике» вы тоже ходили в бомбардирах?

– Нет. Там без меня было кому забивать. За три сезона я на свой счет записал мячей тридцать, не больше. Хотя слышал, что сейчас лучшие бомбардиры некоторых команд за сезон забивают менее десятка. Так что, мое достижение вполне достойное.

МОЧАЛОВА СИЛЬНО РУГАЛИ

– А на область где еще играли?

– Сезон в Кстове. Еще был сезон в нижегородском «Торпедо», куда пригласили Олег Максимов и Вячеслав Семин. Костяк этого коллектива составляли 16-летние пацаны. Там я играл в линии нападения с небезызвестным Сашей Семеновым, выступавшим позже за команды элитных дивизионов Армении и Белоруссии.

– А правда, что один из функционеров нынешней «Волги» Валерий Юрьевич Мочалов стал тренером с вашей «подачи»?

– Не совсем так. С Мочаловым еще в «Красном Сормове» познакомились. Потом вместе в Балахне играли. Встречалась как-то «Волна» с нижегородским «Торпедо». Вели – 2:0. И минут за пятнадцать до финального свистка наш тренер решил поменять вратаря. Вместо Леши Тягаева место в воротах занял Валера Мочалов. А Олег Максимов (кстати, ныне – тренер «Волги»), воспользовавшись тем, что наш Валера любил выходить к линии штрафной площади, дважды забросил ему мяч «за шиворот». В итоге ничья – 2:2. После игры мы сильно ругали Мочалова. А тот, сняв бутсы и перчатки, бросил их на пол и говорит: «Надоели вы мне все, ухожу детей тренировать!» А вскоре воспитал Илью Максимова, выступающего ныне за «Анжи», еще нескольких известных футболистов.

КОМАНДА, КОТОРОЙ ОТДАВАЛИ ДУШУ

– Владимир Алексеевич, а как вы познакомились с мини-футболом?

– Можно сказать случайно. В начале осени пришел с Дом спорта «Сормович», хотел позаниматься в тренажерном зале, в фойе встретил Андрея Шевелева. Он-то и предложил мне поиграть в мини-футбол за команду «Нижегородец». Я дал согласие, а в итоге вместе с «Нижегородцем» стал чемпионом города.

– Там тоже Ухов ходил в бомбардирах?

– А как же?! Помню, в матче полуфинала Кубка города мы выиграли – 12:3. Одиннадцать мячей в той игре на свой счет записал я.

– А как после чемпионского сезона вы вдруг оказались в тогда еще малоизвестном коллективе «Футбол-Хоккей НН»?

– Сейчас в это сложно поверить, но тогда, в начале «нулевых» годов, МФК «Футбол-Хоккей НН» делал только свои первые шаги. Команда вышла из второй городской лиги в первую (собственно, их и было всего две) и мало чем отличалась от остальных. Тренировал ее Сергей Кирсанов, а лидерами были братья Джафаровы. Надо отдать должное: ребята очень старались. И в немалой степени потому, что команда получала очень хорошую информационную поддержку.

Но получилось так, что и я совершенно случайно, познакомился с главным редактором еженедельника «Футбол-Хоккей НН» Владиславом Юрьевичем Ерофеевым. Он был почти на десять лет младше меня, но мы довольно быстро нашли общий язык. И вскоре, кроме нас Шевелевым, за МФК «Футбол-Хоккей НН» играли настоящие «звезды» тех лет. Я подтянул Игоря Егорова, а он – целую группу автозаводских футболистов. Цвета команды защищали Альберт Осколков, Алексей Герасимов, Михаил Давыдов, Сергей Корнев. Последний, кстати, до сих пор в строю.

Вскоре на наших матчах яблоку негде было упасть. А однажды, когда в составе появился еще Дмитрий Черышев, балкон во Дворце спорта «Сормович» едва не рухнул! Болельщики чуть ли не на головах друг у друга стояли.

При этом, надо сказать, какого-то особого финансирования команда не имела, но все ребята играли за нее с душой. Неудивительно, что в дальнейшем она получила такой мощный импульс в своем развитии и вышла на всероссийскую арену. Выступления за «Футбол-Хоккей» я всегда вспоминаю с особой теплотой.

ЧТО СКРЫВАТЬ, БЫЛИ И ДРАКИ

– Владимир Алексеевич, а как вы стали президентом мини-футбольной федерации Нижнего Новгорода?

– Тогдашний президент федерации Сергей Литвак не всегда мог дать отпор пагубным явлениям, а они, надо признать, были. Он прекрасно владел теорией мини-футбола, но совладать с драками и скандалами не получалось.

Мой путь в президентство начался со случая, который произошел в день моего рождения, 28 декабря 1999 года. В зале спорткомплекса «Мещера» встречались команды «Футбол-Хоккей НН» и «Крона-ФФК». За «Крону-ФФК» тогда пришли играть всего пять человек, но среди них был небезызвестный Николай Леонидович Лукьянов. Этот сложный для судейства матч обслуживали Сергей Литвак и Михаил Вилков – ныне арбитр ФИФА.

В процессе игры кто-то сфолил на Егорове: Игорь выходил один на один с вратарем, а его сзади ударили по ногам. Чистая красная карточка! Литвак ее без каких-либо колебаний и показал. Но Николай Леонидович не сдержался и в жесткой форме с применением физической силы высказал Сергею свои претензии. Но тут проявил характер Михаил Вилков и показал красную карточку уже самому Лукьянову. На что тот тут же переключился на Мишу. Мы с Егоровым пытались утихомирить Николая Леонидовича. Но так как после двух удалений «кроновцев» осталось всего трое, им было засчитано техническое поражение.

За этой игрой с балкона наблюдал тогдашний председатель городского спорткомитета Юрий Петрович Круглов. Он был крайне возмущен. Обещал во всем разобраться. И вот по окончании сезона состоялось собрание. На нем возглавлявший федерацию футбола Нижнего Новгорода Семен Наумович Шапиро и предложил мне, бывшему боксеру, навести порядок в мини-футболе. Иначе вопрос вообще ставился о приостановке соревнований.

В общем, я постарался оправдать доверие. Когда пришел в федерацию мини-футбола, в соревнованиях принимали участие 40 команд. На следующий год их было уже 90, а потом более 100.

– С вашим приходом инциденты на мини-футбольных площадках сразу закончились?

– Нет, но их стало намного меньше. Возникали и довольно неординарные случаи. На матч команды «Динамо-ГАИ» приехал ее игрок прямо со службы в милицейской форме. А после матча раздосадованный поражением своей команды он подошел к автомобилю арбитра Сергея Леонтьева, взмахнул «гаишным» жезлом с сказал буквально следующее: «Ты засудил нас, а я сейчас у тебя права отберу». Случился скандал, который удалось погасить с помощью председателя нашего контрольно-дисциплинарного комитета Алексея Борисовича Косицына. Кстати, после этого случая Алексей Борисович, много сделавший для становления обновленного состава нашей федерации, написал кодекс мини-футболиста. Он тогда нам очень пригодился. Отмечу также большую роль Ангелины Александровны Шафер – присутствие на матчах врача стало благотворно влиять на обстановку: и медицинская помощь всегда рядом, и лишние эмоции игроки старались уже придержать.

Имели место и необоснованные претензии. Так, после одного из матчей в «Сормовиче» ко мне подошел представитель команды «Трудовые резервы» и сказал: «Всех твоих судей надо разогнать – судить они не умеют! Гол нам забили после неправильно введенного аута, а они даже не отреагировали!» Спрашиваю у главного судьи соревнований в этом зале Андрея Шевелева: «В чем дело?» А он: «А ты счет спроси? «Трудовые резервы» проиграли 1:11». Потом, кстати, «повзрослев», команда «Трудовые резервы» неплохо выступала в премьер-лиге городского первенства.

– На ваш взгляд, почему происходили эти скандалы?

– По разным причинам. Есть категория людей, которая не умеет проигрывать. Но чаще всего – из-за спонсоров. Ведь даже если человек бескорыстно заплатил за команду вступительный взнос и приобрел ей игровую форму, игрокам при первом удобном случае хочется похвалиться перед ним победами, а не поражениями.

Еще «страшнее», когда сам спонсор играет за свою команду. Обычно этот человек хорошо разбирается в бизнесе, но в футболе – «чайник». Игроки таких «партнеров» не особо любят. Правда, бывают и исключения – например, Альберт Геннадьевич Смирнов, которого я лично привел в футбол. Он, как защитник, в порядке, а как нападающий слабоват. В мини-футболе Смирнов создал команду «Волга», за которую выступали такие известные футболисты, как Александр Красильников и Александр Фоменко. Они «выкатывали» ему мячи, как на блюдечке, а он умудрялся не забивать в пустые ворота. Но когда забивал, радовалась вся команда, ведь ее ожидали повышенные премиальные.

ХОТЕЛОСЬ БЫ ДОЖИТЬ ДО СТОЛЕТИЯ

– В заключение поговорим лично о вас. Почему покинули федерацию?

– Всему когда-то приходит конец. Я внес свой вклад в развитие команды «Футбол-Хоккей НН», навел порядок в городском мини-футболе. У меня были и есть хорошие друзья, единомышленники. И жизнь продолжается, а я ни о чем, что сделал, не жалею.

– Сейчас бы согласились поработать в какой-либо футбольной структуре?

– Наверное, пришлась бы по душе работа тренером. Я и сейчас с удовольствием помогаю Александру Евгеньевичу Потапову, который занимается футболом с ребятами 2000 года рождения. В этой юношеской команде, кстати, играет мой сын Иван.

– Вы – счастливый человек?

– В общем-то, да! У меня прекрасная семья: три сына и совсем маленькая трехлетняя дочь Елизавета. От общения с ней я получаю истинное наслаждение. А в свободное время играю в футбол с ветеранами, Кстати, ветеранский футбол сейчас прогрессирует. Мы с друзьями ездим на различные турниры – в Павлово, Дзержинск, на Бор, собираемся в Сормове, стараемся держать себя в форме.

– Чего ждете в ближайшие пятьдесят лет?

– Хотелось бы дожить до своего столетия. Но так далеко загадывать не буду. В ближайшее же время жду внуков – старший сын Алексей уже женился, так что предпосылки есть (улыбается).

А что касается футбола, хотелось бы, чтобы он вернулся в Нижний Новгород в полном смысле этого слова. И, конечно, жду чемпионата мира 2018 года. Обязательно посещу хотя бы один матч. Тем более, будущая арена мундиаля в Нижнем Новгороде будет построена у меня под боком, на Мещере, где я сейчас живу.

О ком или о чем статья...

Ухов Владимир Алексеевич