Войти

Валерий Александров: «Однажды я «бортанул» Каспарова»

«Футбол-Хоккей НН», 05.11.2015

Пожалуй, в Нижегородской области нет такого болельщика, который бы не знал Валерия Александрова. Это – уникальный человек, безгранично преданный футболу, посвятивший ему почти всю жизнь. Валерий Константинович до сих пор принимает участие в ветеранских турнирах, а в молодые годы являлся настоящим оплотом обороны ведущих команд Бора. Выступая за них, сделал себе имя и снискал уважение далеко за пределами родного города. При этом мало кто знает, что Александров не только футболист, но еще и шахматист высокого класса.

Будущей весной легенде борского спорта исполняется 50 лет. К этому событию местные власти наверняка приготовят какой-то подарок. Пожалуй, можно даже памятник установить при жизни – человек того заслуживает! А наших читателей уже сегодня ждет эксклюзивное интервью с ним – откровенное и очень интересное.

ПОСЛЕ ИГРЫ

– Валерий Константинович, первый вопрос традиционный: как вы пришли в футбол?

– В августе 1976 года я был зачислен в детскую команду «Бригантина», которую тренировал Сергей Константинович Ерастов. Мы играли на «Кожаный мяч» и в 1980 году одержали победу в областном турнире. Потом я попал в юношескую команду борского «Водника». У нас был неплохой коллектив. Сергей Завадский выступал потом за горьковскую «Волгу»; Олег Иванов, подававший большие надежды, отыграл сезон за дзержинский «Химик», а в юношеском возрасте забивал много мячей и за «Водник», и за команду горьковской ДЮСШ №8, куда нас приглашали тренеры Старков и Нефедов. Валерий Федосеев, думаю, не нуждается в особом представлении. Он был отличным футболистом, а впоследствии тренером.

– Во времена вашего детства футбол на Бору был спортом номер один?

– Безусловно. Конкуренция за попадание в основной состав была очень большая. Мы с Игорем Курановым, не обладая какими-то особыми физическими данными, «зубами поле грызли», чтобы не отстать от своих более рослых и физически крепких сверстников. А когда выросли, то оказалось, что мы их сильнее, и желания играть в футбол у нас больше, чем у них. Переход из юношеского футбола во взрослый у меня прошел без проблем. Поиграл пару сезонов за мужскую команду «Водник», а потом пошел служить в армию.

– Там в футбол играли?

– Мне предлагали остаться в учебке, но я не согласился. Рядом был известный полигон «Капустин Яр» – место, опасное для здоровья. В итоге попал служить в Красноярский край, где на втором году службы организовал футбольный турнир.

– А после армии снова вернулись в «Водник»?

– А куда же еще?! В ту пору команду тренировал известный нижегородский футболист Анатолий Борисович Степанов. Вначале выступали неплохо, а потом начались проблемы главным образом с финансированием. Ситуация изменилась в 1992 году, когда коллектив возглавил Владимир Станиславович Горячев, сумевший привлечь хорошие по тем временам деньги. Как результат, в том сезоне мы стали и чемпионами, и обладателями Кубка области. А вот в 1993 году я за «Водник» практически не играл из-за конфликта с Горячевым. Но на финальную стадию Кубка России, проходившую на Бору, меня снова привлекли в команду.

– Из-за чего возник конфликт?

– Конфликты! Первый случился в 1993 году. «Водник» позиционировался как чисто борский коллектив, а тогда за команду стали играть пять нижегородцев. Второй конфликт произошел в 2000 году, когда Горячев сорвался и накричал на футболистов, помянув и их родителей. Я вступился и в аргументированной форме высказал Владимиру Станиславовичу все, что о нем думаю. Мы тогда вместе с Валерием Федосеевым ушли из команды…

Три сезона провел уже в борском «Кварце».

В 1995 году «Водник» стал призером областного чемпионата, после чего было принято решение заявиться в третью лигу первенства России. Меня снова пригласили в команду. Но в это же время я получил предложение выступать за нижегородское «Динамо-ГАИ» в чемпионате области. Недолго думая, решил выступать за оба коллектива, да еще умудрялся играть на первенство города Бора. Порой сил не хватало. Но в то время футбол был для меня источником дохода, ведь на основной работе зарплату не платили месяцами.

В «Динамо-ГАИ» мне многое дали как футболисту, хотя я туда пришел уже в зрелом возрасте. Сергей Петров, Владимир Хлюстов, Евгений Семин, Павел Колотовкин, Александр Фролов – ребята, поигравшие в профессиональном футболе. Они добавили в мою игру интеллектуальную составляющую. До 2000 года так и играл за две команды.

– А что вам дал борский «Водник», выступавший в третьей любительской лиге?

– Повидал Приволжский федеральный округ. Намучился с поездками, питанием и проживанием на выездах. Руководитель команды Артур Камальдинов, как бы сейчас сказали, был эффективным антикризисным менеджером: если имелась возможность на чем-то сэкономить, никогда ее не упускал. Мы чередовали хорошие игры с откровенно «провальными». Однажды на Бору уступили казанскому «Руби-ну-2» со счетом 0:9. Но в основном радовали болельщиков!

Артур Дамирович делал ставку не на тактику и стратегию футбола, а на организацию процесса. Перед игрой его подопечных интересовал один вопрос: какими будут премиальные за победу. А уж все нюансы по игре решались «по мере поступления». Располагая такими опытными футболистами, как Олег Маштаков, Сергей Матвеев и Игорь Чеблуков, не приходилось особо задумываться о моделях игры, и продолжительных установок никогда не было (улыбается).

– А какие еще матчи, проведенные за «Водник», вам запомнились?

– Дома обыграли дубль тольяттинской «Лады» – 2:1. А в гостях им проиграли – 4:9!

– 4:9 – какой-то хоккейный счет…

– У тольяттинцев в стартовом составе вышли три игрока основы. При счете 1:0 в пользу хозяев у нас травмировался вратарь Ренжин. И так как второго голкипера не было, место в воротах занял Валера Федосеев. Он, кстати, не только пропустил восемь мячей из девяти, но и сделал два великолепных сейва, когда с глазу на глаз с ним оказывались форварды соперника.

При счете 3:3 хозяева выпустили на поле еще трех игроков основного состава. В том числе Стрелкова, который в те годы был хорошо известен своими скоростными качествами. Бежал он словно электричка – не догонишь. С ним наша подуставшая линия обороны и не смогла совладать.

К тому же тогда в третьей лиге имел большое значение фактор своего поля, да и судейство оставляло желать лучшего. Команды дружно «прибивали» друг друга у себя дома. Был комичный случай, по-моему, после игры с командой Бавлов из Татарстана, когда мы на последних минутах вырвали победу. Руководитель местной команды бегал по стадиону, искал Камальдинова и, не стесняясь никого, вопрошал: «Мы же договаривались на ничью?!»

Веселое было время! И Артур Дамирович, безусловно, является его ярчайшим представителем. Всегда находил выход из самых пикантных ситуаций. Сидим как-то в холле гостиницы, а Камальдинов договаривается с администратором: «Мне для двадцати человек места подешевле и один люкс». Тут подкрадывается Владимир Ухов и спрашивает: «Сколько, сколько люксов?» Артур тут же вносит поправку: «Два!»

Надо признать, футболисты тоже зачастую давали повод для разных историй. Так, трагикомический случай произошел еще на одном выезде. Вечером пошли погулять молодой Вадик Королев и опытный Олег Степанов. Так как Вадик был непьющим, ему поручили следить за Олегом, чтобы тот не нарушил режим. В итоге оба вернулись пьяные. Но суть не в этом. По дороге в гостиницу они набрели на женское общежитие, и так как их не пускали через центральный вход, пошли с тыла. А там – железный забор, который венчают острые декоративные пики. Степанов-то постарше и поумнее – нашел брешь между прутьями, а Вадик решил штурмовать препятствие «в лоб». И сорвался, повиснув аккурат на пике. Олег, хоть и был пьян, сумел снять Королева с забора и перетянуть его раненую ногу ремнем, чтобы остановить кровотечение. А потом бросился к нам за помощью.

Мы же наблюдаем такую картину: прибегает Степанов весь в крови и кричит, глотая от волнения слова: «Там Вадик!» Что случилось? Порезали? Избили? Убили? Мы стремглав понеслись к месту происшествия. Вызвали «Скорую». И только когда узнали, что жизни и здоровью товарища ничего не угрожает, успокоились.

Но тут ни на шутку разволновался Артур Дамирович. Он, буквально заикаясь, спрашивает меня: «Валер, а ты не знаешь, какие наказания предусмотрены руководителю за травму несовершеннолетнего в быту?» И я, каюсь, зло пошутил: «Артур Дамирович, думаю, три года, не больше». Через десять минут ко мне подбегает наш начальник команды Елена Милькова и убедительно просит: «Иди, успокой Артура, а то он на себя руки наложит». Пришлось успокаивать, сказав, что шалопай Вадик Королев уже совершеннолетний и что ничего серьезного с ним не произошло. И вообще о ЧП никто не узнает. Сейчас, когда время прошло, эта история вспоминается только с доброй улыбкой.

– А кто из тренеров оказал на вас наибольшее влияние?

– Все понемногу. Это и первый тренер Сергей Константинович Ерастов, и Борис Георгиевич Шелехов, поигравший за клубную команду столичного «Динамо» и команды класса «Б» Риги и Петрозаводска. В «Динамо-ГАИ» у Сергея Петрова я научился многим футбольным премудростям. Валерий Федосеев тоже многое взял от Петрова. А еще Сергей Мухотин – современно мыслящий и постоянно ищущий молодой тренер, который вырос вместе с командой. С ним было интересно работать, но… Потом я уехал в места не столь отдаленные, на три года.

– И там тоже, наверное, играли в футбол?

– Там не курорт, но жить можно. Играли на площадке размерами меньшей, чем мини-футбольная. Вначале отряд на отряд. Потом создали команду ветеранов «сорок плюс». И умудрялись занимать третье – четвертое места из десяти. А 1 июля 2012 года я освободился, немного потренировался и был готов выступать за борский «Спартак» уже в том сезоне. Увы, не получилось.

– Однако до сих пор выходите на поле?

– На первенство города зимой играю в мини-футбол, а летом в большой. Наша ветеранская команда не раз добивалась успехов в городских соревнованиях в матчах с более молодыми соперниками. Периодически играю за команды полицейских в России и за рубежом. Сравнительно недавно, например, побывал в Голландии и Испании, где проводились турниры по мини-футболу по линии Интерпола.

– Валерий Константинович, а как же бывший осужденный может играть за команду полицейских?

– Я ветеран МВД. Пенсии меня никто не лишал, как и права играть в футбол (улыбается).

– А самый памятный полицейский турнир?

– В прошлом году в Испании. Мы уже оплатили путевки, но министр МВД России принял решение аттестованных сотрудников туда не пускать. В итоге в Испанию поехали отдыхать их родственники. Был я и Володя Гаврилов, да два каких-то парня «из родственников». Мы дали им мяч для пробы, но они «никакие». Что делать? Гаврилов мне: утро вечера мудренее. Уже жеребьевка идет, предстоит провести шесть игр в день, а у нас два игрока. Пошли просить каких-нибудь «инвалидов» у команд Москвы и Санкт-Петербурга, но они никого не дали. Северодвинск откомандировал нам вратаря. Смотрим, у соперников из Молдавии в составе человек двадцать пять. Двое тоже согласились выступать за нашу команду. И вот мы, играя без замен, умудрялись побеждать. За наш интернациональный коллектив стали даже зрители болеть. Ведь у нас на скамейке запасных были лишь фляжки с водой.

А 9 мая встречались с командой Украины. Кризис там – в самом разгаре. Нам говорят: ни в коем случае нельзя проигрывать. В итоге ничья – 0:0. Хотя у украинцев была очень приличная команда. После игр мы вместе с ними праздновали День Победы. Я спел несколько украинских песен. Потом вместе пели советские и военные песни. В общем, нашли общий язык. О политике старались не говорить. Так и общались больше с ребятами из бывшего СССР.

Кстати, едва не пробились в следующий раунд – не хватило всего одного забитого мяча. «Подвели» молдаване: они проспали. Прибежали на площадку, а мы уже проигрывали испанцам – 0:1. В итоге ничья – 1:1, и мы остались за бортом второго этапа.

– Вы, насколько известно, побывали и на многих крупных международных соревнованиях.

– Да, посчастливилось съездить в Германию – на чемпионата мира по футболу 2006 года и в Австрию – на Евро-2008. Безусловно, это события, оставившие память на всю жизнь. В Берлине, например, в одной гостинице жил вместе с известными музыкантами Валерием Ярушиным из группы «Ариэль» и Николаем Трубачом. Наша сборная там, правда, не играла, а вот на Евро вживую наблюдал за ее игрой – на групповом этапе. Потом перебрался к родственнику в Германию, где по телевизору досматривал матчи нашей сборной на Евро и кричал от избытка чувств в темноту немецкой ночи: «Россия – чемпион!»

– Кроме футбола, какие у Валерия Александрова увлечения?

– На любительском уровне играю в хоккей с шайбой, баскетбол и волейбол. А вторая спортивная любовь после футбола – шахматы. Я десятикратный чемпион города Бора, а в первенстве Нижегородской области мой лучший результат – шестое место. Я кандидат в мастера спорта, а в заочных шахматах – мастер спорта. Сейчас играю по Интернету сразу в нескольких турнирах. Вышел в полуфинал первенства мира, в финал первенства России, играю в Лиге чемпионов за команду из Москвы и первенстве России за команду Нижегородской области. Партий – множество.

Видел вживую и даже общался с известными шахматистами Борисом Смысловым и Владимиром Крамником. У меня есть их автографы, как и Гарри Каспарова. Но тот «звездный господин» и тогда уже производил неприятное впечатление. Представляете, он сидит на диване с мамой, люди к нему подходят, просят автограф. А он твердит: «Завтра». Потом пошел к выходу. Я догоняю Каспарова, по-футбольному ставлю корпус и говорю: «Распишитесь, пожалуйста». Он зло на меня посмотрел, но все же оставил свой росчерк.

Первым же неспортивным увлечением у меня была гармошка. Во всех командах, в которых я выступал, знают меня как гармониста. До поступления на службу в милицию был еще и тамадой. Проявляю определенный интерес и к эзотерике. Могу гадать по руке, составлять гороскопы. Сейчас уже полгода изучаю карты таро.

– Вы уже повесили бутсы на гвоздь и выступаете только за ветеранские команды?

– Я многих уже переиграл: и сверстников, и более молодых футболистов. Но бутсы на гвоздь еще не повесил, выступаю на первенство города за команду пацанов 2000 года рождения вместе Игорем Курановым. На первенство области уже не сыграю, но на город, думаю, еще сезончик провести.

– Значит, в следующем году у вас два праздника: и пятидесятилетний юбилей, и проводы из футбола?

– Какие проводы? Меня уже из него проводили. Так что все будет буднично. Хотя…

О ком или о чем статья...

Александров Валерий Константинович