«Футбол-Хоккей НН», 31.07.2014
Алексей Юрьевич Малайчук – футбольный специалист с большим стажем. Многие его воспитанники в свое время были гордостью и красой нижегородского «Локомотива», который в 90-х годах прошлого столетия достойно представлял регион в высшей лиге чемпионата России. Один только Дмитрий Черышев, путь которому в большой футбол дал Алексей Юрьевич, чего стоит! Сегодня мы решили поговорить со старожилом нижегородского футбола, главным тренером команды «ДЮСШ-НИК-Олимпиец-Д», выступающей в чемпионате области. Причем не только о делах, которые происходят в областном чемпионате, но и узнать мнение патриарха о недавно завершившемся чемпионате мира и перспективах профессиональных нижегородских клубов.
– Алексей Юрьевич, завершен первый круг чемпионата области. Давайте подведем предварительные итоги первой половины турнирного пути. «ДЮСШ-НИК-Олимпиец», который вы возглавляете, по разу сыграл со всеми соперниками, посему у вас наверняка есть четкое понимание того, что же из себя представляют на сегодняшний день клубы, выступающие в элитном дивизионе областного футбола. Кто из них произвел на вас наиболее благоприятное впечатление в игровом плане?
– Я команды меряю следующими критериями: во-первых, как они укомплектованы; во-вторых, насколько они перспективны. Можно при наличии денег взять неплохих в прошлом футболистов, которые ходят по полю пешком и многое умеют и которым хочется продлить свой футбольный век. И быть при этом лидерами чемпионата области.
Поэтому больше всех в первом круге мне понравился «Химик-Тосол-Синтез». Там много молодых интересных ребят, которые будут расти в будущем. Большего я ожидал от борского «Спартака». Я помню, как эта команда выглядела в прошлом году, и как она выглядит сейчас… В последней игре мне понравился «Саров».
Но, к сожалению, тенденция налицо: уровень чемпионата области падает с каждым годом. Объясню, почему я так считаю. Помните времена, когда играли на область Шевелев, Шеметов, Родин, братья Капанадзе, Козин? За какую бы команду они ни выступали, она автоматически становилась лидером. Их время ушло. Потом пришло время Деменьшина, Быстрицкого, Навальнева, Шагитова. Сейчас их время тоже уходит. Но, к сожалению, на смену им никого нет. Вывод один: раньше футбольные школы работали лучше, выдавали на-гора молодых ребят, которые со временем росли. Сейчас этот процесс остановился. Причина банальна – небольшое финансирование детско-юношеского спорта, отсутствие базы, а это, прежде всего, массовый дворовый футбол. Его не стало. А раньше в каждом районе, в каждой возрастной группе было не менее 20 команд, победители разыгрывали городской чемпионат, а потом областной. Эти команды были на виду среди коллективов физкультуры: «Радий», «Красная Этна», ДЮСШ «Локомотив», «Динамо» и другие. Над ними стояла знаменитая СДЮСШОР №8, а над ней – УОР. Сейчас все это кануло в небытие. Нет ни «Динамо», ни «Красной Этны», ни «Локомотива». Все вышесказанное касается и областных городов. Это негативно отражается не только на футболе высших достижений, но и на областном чемпионате.
– Вы уже упомянули борский «Спартак». Как считаете, почему Сергею Мухотину и его команде не удалось удержать ту высокую планку, которую они подняли в прошлом сезоне?
– На этот вопрос трудно ответить, надо быть внутри команды, видеть учебно-тренировочный процесс. Не думаю, что у Бора есть какие-то материальные проблемы. Да и футболисты остались практически все те же. Значит, все дело в подходе к учебно-тренировочному процессу.
А возьмите Богородск! Материально-техническое обеспечение там на высшем уровне. Но при этом я богородский «Спартак» лидером никак бы не назвал.
– Но Богородск в последнем туре первого круга очень легко обыграл «Химик-Тосол-Синтез». Что это – случайность, стечение обстоятельств, или отсутствие главного тренера Алексея Павлычева так отрицательно повлияло на команду из Дзержинска?
– Если в «Химике-Тосоле-Синтезе» отсутствует Павлычев, командой руководит Валерий Корнишин – прекрасный тренер, прекрасный человек. Так что, вряд ли это главная причина. Просто футбол хорош тем, что он непредсказуем. Вспомните недавний чемпионат мира, полуфинальный матч Бразилия – Германия. Да, у хозяев не играл Неймар, не играл Сильва, но кто мог предположить, что счет будет 7:1 в пользу немцев?! Все дело в психологии. Там могло и не семь, могло и девять мячей побывать в воротах Бразилии, но это не значит, что немцы на данный момент на – столько сильнее Бразилии.
– О чемпионате мира мы с вами поговорим чуть позже, давайте снова вернемся к чемпионату области. Достаточно резко возросла результативность, почти нет нулевых ничьих. С чем, на ваш взгляд, это связано? Может быть, с тем, что большинство матчей проходят на искусственных полях?
– Я вижу другие причины. Относительно недавно, еще шесть лет назад, высшая лига (тогда она называлась премьер-лигой) насчитывала 18 команд, первая лига – тоже 18. И при этом полностью был спортивный принцип! А не так, как сейчас – есть у меня деньги, поэтому, будьте добры, заявите меня в высшую лигу. Раньше клубы буквально дрались за это право! А сейчас их калачом не заманишь в высший дивизион. Помню, была у нас команда «Сельпром», которая базировалась в Лыскове (это был дубль команды «Тэлма-Водник»), мы хотели ее вывести в премьер-лигу, потому что знали, что «Тэлма-Водник» уйдет на КФК – в третий дивизион. Как же мы боролись за это первое место в первой лиге! Какие были битвы с той же Балахной, с той же Пешеланью, с тем же Сокольским! Сейчас этого, увы, ничего нет и в помине. В высшей лиге играет 11 команд, в прошлом и вовсе 9 было… И это при том, что «ДЮСШ-НИК» заявился в «вышку» по ошибке. Изначально-то мы рассчитывали привлечь спонсоров, усилиться, но ничего не вышло. Поэтому пришлось бросить в бой необстрелянных мальчишек… У них не только зарплаты не было – даже суточных! И то мы в третьем круге в прошлом году сумели набрать очки. Как тут не вспомнить интересную игру с «Премьер-Лигой», когда мы кстовчанам восемь мячей забили. У нас все в ворота попадало, у «Премьер-Лиги» – ничего не получалось. Это к тому вопросу, который мы чуть раньше обсуждали – совсем это не значит, что мы тогда на восемь мячей сильнее Кстова были.
Поэтому я не хотел бы сейчас говорить о том, что сейчас больше стали забивать команды в чемпионате области. Такой чемпионат, в котором всего 11 коллективов, анализу не поддается. От каждой игры можно ждать абсолютно любых сюрпризов. Потому что все 11 команд практически одинаковы. Конечно, я не беру в расчет нашу команду, которая играет исключительно мальчишками. Требовать от них стабильности невозможно. Но при этом посмотрите, как нестабильно играют и «Премьер-Лига», и «Городец».
Вот еще о каком моменте хочу сказать – об отношении к чемпионату области самих его участников. Мы раньше на игры соперников своих «разведчиков» посылали, просматривали их потом, анализировали. Сейчас ничего этого нет. И не является сейчас матч первенства области праздником, как бывало раньше. Битком стадионы были забиты, а что сейчас… Вот играли мы в Сарове в последнем туре первого круга. Уютный стадиончик, небольшая трибуна… В былые времена там места себе найти невозможно было, сейчас же – зияющие пустоты. И это Саров, где людям летом, по сути, больше и сходить-то некуда на спортивные мероприятия… Пропал у людей интерес к футболу, и это очень печально.
– Вы про Саров сказали, но и в Нижнем Новгороде футбола тоже практически не осталось, за исключением двух стадионов на Автозаводе – «Северного» и «Строителя». А ведь есть еще пустующие «Динамо», «Водник», «Радий»,»Красная Этна», в Сормове нет ни одного поля…
– Вы абсолютно правы – на «Воднике», на «Динамо», на «Красной Этне» вообще футболом не пахнет, туда даже ходить страшно. Вспомните: команда «Красная Этна» была ведь многократным чемпионом Нижегородской области, на КФК играла. «Водник» в аварийном состоянии, рухнуть может в любой момент. На «Радии» усилиями Николая Михайловича Волкова футбол еще теплится.
А почему футбол в городе рухнул? Потому что на него нужны деньги, не такие уж и большие… Знаете, о чем я подумал. У нас в России 16 команд премьер-лиги. Максимум, по 10 российских футболистов в них играет, а то и меньше. Сколько всего человек получается? Правильно – 160. А сколько в России населения проживает? 140 миллионов. Получается, у нас один профессиональный футболист на миллион. И как же тут попасть в премьер-лигу простому русскому парню? Получается, надо быть одному из миллиона ИЗБРАННЫХ от массового футбола. Космонавтом проще стать, чем футболистом премьер-лиги! Необходимо все реанимировать, начиная с низов, с массового футбола. Возрождать коллективы физкультуры, детско-юношеские спортивные школы. А программа такая есть, она разработана президентом городской федерации футбола Иваном Николаевичем Лабутиным и имеет золотой диплом РФС. В ней четко обозначены задачи и пути их реализации.
– Каковы тогда ваши прогнозы? Если молодежь команды чемпионата области не пополняет, значит, через пару – тройку лет областное первенство может превратиться в ветеранское…
– Скорее всего, так оно и будет… Кто будет готовить резерв? Ну, ДЮСШ на «Северном», «Радий» и СДЮСШОР-8. В области? Опять же Кстово, благодаря страстным фанатам футбола Савинову и Абубякерову; Выкса, благодаря тому, что там есть школа. Есть еще школа Дзержинска. И все, ничего больше нет… Нужны срочные меры по реанимации массового футбола, как в городе, так и в области.
– Понимаю, что профессиональный футбол в Нижегородской области – не сфера вашей компетенции. Но все же рискну спросить ваше мнение о командах, которые представляют регион на высшем уровне – «Волге» и дзержинском «Химике». По какому пути нам сейчас идти? Может, приложить все усилия, чтобы вернуть представительство региона в премьер-лиге? Или вовсе не стоит сейчас этого делать?
– Возьмем ситуацию с «Волгой». Объясните мне, почему шикарный тренировочный комплекс стадиона «Северный» не может стать базой «Волги», ее академией? Почему не вложить в «Северный» минимальные средства, чтобы сделать здесь нормальное освещение, постелить искусственный газон нового поколения? Если «Волга» будет на «Северном» играть, битком будет стадион забит, не так, как сейчас на «Локомотиве».
Новая команда должна делаться, как минимум, в течение трех лет. И ставку она должна делать на нижегородцев. А уже на четвертый год ставить перед собой задачу выхода в премьер-лигу. Наконец, у «Волги» должен быть полноценный дубль, играющий во втором дивизионе, а также команда КФК и команды своей собственной ДЮСШ.
– А что про «Химик» скажете? Правильно ли, что задача перед этой командой заключается лишь в том, чтобы биться за право остаться в первой лиге?
– «Химик» мне далеко не чужой клуб. Четыре года я отработал в этом городе. Вспоминаю времена, когда на матчи команды приходили по 15 тысяч болельщиков! Билеты трудно было достать!
Я считаю, что «Химик» должен стать фарм-клубом «Волги». И в нем должна играть перспективная молодежь, которая «Волгой» через пару-тройку лет будет востребована. Разве это нормально, если «Химик» займет 14-15 место? В Дзержинске все спокойно вздохнут, что команда не вылетела, но что из этого? При этом на футбол ходит 2000 зрителей в городе, который насчитывает 400 тысяч населения… Это нормально? Мы ведь для людей в футбол играем… Нам надо все футбольное хозяйство кардинально реконструировать. И за это, я считаю, обязан взяться новый министр спорта Нижегородской области Сергей Панов. Он сделал баскетбольное чудо, так пусть же тогда и футбольное чудо сделает. Программа есть, специалисты есть.
– Хотел бы предложить вам поговорить о чемпионате мира, который недавно завершился в Бразилии. Какие новые веяния, новые тенденции развития мирового футбола вы увидели? Как изменилась модель игры у ведущих команд мира? И, в частности, в защитных построениях…
– Я начну издалека. В свое время я проходил стажировку у Валерия Васильевича Лобановского в 1986 году. Он любил повторять: «Мы никогда не сможем владеть мячом так, как владеют им бразильцы, испанцы, англичане, у нас свой менталитет». Хотя никаких секретов в обращении с мячом нет – просто одно упражнение надо повторять многократно сотни раз. Это вызовет так называемый «динамический стереотип». Однако заставить нашего футболиста за одну тренировку сделать 40 целенаправленных передач практически невозможно. В то же время, находясь на стажировке в «Челси», я своими глазами видел, как Жозе Моуриньо давал своим подопечным аналогичное задание. Причем передача делалась с замыканием и ударом «в лет». Естественно, когда подобная ситуация возникала в играх, она реализовывалась. Надо вернуться к хорошо забытому старому, все это уже было в советском футболе.
Футбол наш – это рациональная тактика, умноженная на функциональную подготовку. Это слова Лобановского. А еще у футболиста должны быть два сердца. Что касается тактики «3-5-2» и «4-6-1», это полная ерунда, – говорил он. Оптимальная тактика – «7-7». Всемером атакуем – всемером защищаемся. Ему начинали возражать: мол, как так, футболистов-то всего 11 на поле. Ответ был прост: потеряли мяч – семь человек уже за линией мяча, отобрали – семеро тут же бросаются в атаку. Надо только, как он говорил, иметь два сердца.
Многое поменялось в тактике футбола. Мы всю советскую школу футбола уничтожили в одночасье. Появились фишки на поле, по 40 минут стрейчингом стали заниматься. Вроде бы все красиво, а толку никакого. Однако в последние годы стало принято обращать внимание на то, кто из игроков сколько пробежал на поле во время футбольного матча. Оказывается, люди до 15 километров за игру «накручивают», а кто меньше десяти – значит, вообще не двигаются.
Залог успеха – в мобильности перехода от обороны к атаке. Немцы давно уже взяли на вооружение советскую школу. Они опять вернулись к многократному пробеганию отрезка в 3200 метров, о чем мы давно забыли. Это как раз то, что делал Лобановский! Вспомните мой выпуск «1969 года рождения»: Дима Черышев, Саша Щукин (царствие ему небесное), Володя Кураев, Игорь Горелов, Игорь Егоров. Сразу шесть человек впоследствии заиграли в высшей лиге чемпионата России. Все они у меня бегали тройной «Купер»! Знаете, что это такое? Четыре раза по 3200 метров через короткую паузу на время! Причем если первая пауза – три минуты, то вторая – четыре, третья – пять. Причем в первой паузе надо было «выбежать» из 12 минут, во второй – из 12.10, в третьей – из 12.30. Потому что все тренеры прекрасно знают, что выносливость – это способность терпеть утомление, не снижая функцию.
Когда я сейчас современным тренерам читаю лекции и предлагаю им использовать нагрузки, они начинают возмущаться. Считают, что кросс в семь километров – это уже неимоверная нагрузка. Я им пытаюсь объяснить: в советские времена, когда человек с сердечнососудистыми заболеваниями выписывался из больницы после инфаркта, его направляли в санаторий «Зеленый город», где ему прописывали от трех до пяти километров бега трусцой три раза в неделю. И это с больным сердцем! Сейчас же нагрузки настолько нивелированы, так их страшно стали бояться…
Вот и представьте себе: чтобы за матч пробежать 15 километров, сколько игрок должен преодолеть на тренировках? Пловцы за одну тренировку проплывают 25 километров – это считается нормально, легкоатлеты делают упражнения 15 раз по 400 метров в одной серии – в порядке вещей. А футболистам тяжело… Выигрывают же как раз те, кому не тяжело. Не случайно после чемпионата мира в Бразилии наш известный специалист Александр Бородюк назвал сборные Германии, Франции и Нидерландов командами атлетов. Мы же показали трусливый футбол, который никому не нужен.
– И все-таки я хотел бы вернуть вас к тактическим построениям, которые вас удивили на чемпионате мира…
– Смотрите: немцы, например, вернулись, к игре в три защитника. В свое время Александр Бубнов назвал защитную схему «четыре в линию» «системой коллективной безответственности». Нас с детства учили, что оборона должна быть смешанной – зонная опека и персональная должны взаимозаменять друг друга. Потом стало все по-другому – только зона, каждый отвечает за зону. Теперь вспомните, как забивались голы на чемпионате мира. Если защита выстроена в линию, в нее врезаются два нападающих, и либо идет длинный заброс, либо проникающая передача под дальнюю ногу партнера. В итоге – выход один на один и – гол.
А вот покойный Семен Михайлович Гурвиц в свое время нас, молодых тренеров, учил: никаких длинных продольных передач, никакого футбола «бей – беги». Сейчас же именно в таких ситуациях забивается наибольшее количество мячей. Времена меняются, меняется жизнь… То, что запрещалось раньше, приветствуется сейчас. Все это делается для увеличения зрелищности футбола – стало больше голов, игра стала динамичнее. Немцы не зря вернулись к старой модели – вот именно они играют по системе «7+7». Получив мяч, команда раскрывается, словно гармошка. Причем все это делается в касание. Чем меньше касаний, тем красивее футбол. В общем, ничего нового – идет возврат к хорошо забытому старому. Таскание мяча поперек поля, чем брали не так давно испанцы – «мертвый» вариант.
Мне лично непонятно, почему англичане не вышли из группы. Казалось бы, как раз их-то футбол должен был приносить успех. А то, что вылетела Италия – закономерность. Итальянцы играли в «мелководный» футбол. Даже Аргентина от него отказалась, используя и длинные, и средние передачи, игру с ограничением касаний – хотя это не характерно для латиноамериканского футбола. А вот технари-бразильцы не смогли этого сделать. Нельзя сейчас все 90 минут играть с «пяточками».
После матча открытия с Хорватией я давал интервью «Радио Рандеву». И сказал в эфире, что бразильцы не будут чемпионами. И даже не будут призерами. Потому что «мелкотравный» футбол сейчас не может привести к успеху. Так оно и вышло.
А вот Германия – это машина. Голландия – тоже машина. Поразили меня и аргентинцы. Они сыграли организованно, как никогда. Я думал, что их максимум – место в четверке. Но то, что они едва не стали чемпионами мира – это, конечно, сюрприз для меня.
Еще я вот о чем хочу сказать. Почему мы этот турнир называем чемпионатом мира? Это не чемпионат мира, это Кубок мира. Чемпионат – это когда каждая команда встречается с каждой. Нынешняя же формула – это лотерея. Представьте себе, если бы Бразилия сыграла с Англией. Уверен, англичане в их нынешнем состоянии порвали бы хозяев, как «тузик грелку». Тем не менее, англичане даже не вышли из группы, а Бразилия дошла до полуфинала.
– Алексей Юрьевич, впереди чемпионат мира 2018 года в России. Чего нам ждать? Опять радоваться только тому, что Россия попала в финальную стадию…
– Я сильно сомневаюсь, что Фабио Капелло сможет привести сборную России к успеху. Вряд ли он уже сможет перестроиться под «новые-старые» веяния современного футбола. Он приверженец итальянского футбола, где во главе угла – игра от обороны, боязнь допустить ошибку. Это трусливый футбол. Из группы мы просто обязаны были выходить и сейчас. Понятно, что бы было, если бы сборная России «попала» под немцев в 1/8 финала… Но это другой вопрос. Но еще больше меня поражают слова Капелло о том, что наша главная задача – ассимилировать иностранцев и призывать их под знамена сборной России. Он говорит не о том, что надо поднимать детско-юношеский футбол, уменьшать количество легионеров, а о том, что откуда-то, со стороны, изыскать «спасателей». Но это путь в никуда. Убежден: сборной России нужен либо немецкий тренер, либо российский. У нас профессионалов хватает. А ту зарплату – 9 миллионов евро в год, которую тратят сейчас на Капелло, следует отдать на развитие детско-юношеского футбола.
И еще необходима перестройка соревнований для выпускных возрастов ДЮСШ – участие в них юношеских команд профессиональных клубов должно стать обязательным. Сейчас этого, к сожалению, нет, поэтому выпускники школ остаются без значимых турниров и хорошей игровой практики. Представьте себе: финал России среди юношей 1995-96 годов рождения прошел в Сочи с участием всего 6 команд. Хотя годом раньше их было 18. Убрали «обязаловку», сэкономили. А дальше-то что?
О ком или о чем статья...
Малайчук Алексей Юрьевич