Войти

Александр Пшеничников: «Футбол – это созидание»

«Футбол-Хоккей НН», 19.06.2014

Александр Игнатьевич Пшеничников – человек, умудренный огромным опытом. И жизненным, и тренерским. Человек неординарный, открытый, на все имеющий свою точку зрения, прекрасный собеседник. Возглавляемый им футбольный клуб «Городец», второй год выступающий в высшей лиге чемпионата области по футболу, слывет одной из самых играющих команд, которая, что очень важно, практически полностью состоит из местных воспитанников. Воспитанников Пшеничникова. После домашнего кубкового поражения от борского «Спартака» Александр Игнатьевич был слегка расстроен. Но побеседовать «за жизнь» согласился без долгих уговоров. Разговаривали мы больше часа. И сегодня предлагаем вниманию наших читателей монолог наставника «Городца».

– Родился я в Горьком, на Автозаводе. Когда мне было всего два-три года, меня отвезли жить к бабке, в деревню Евдокимово Городецкого района. Там и воспитывался у бабули. В футбол я начал играть поздно, лет в 13 – некоторые в этом возрасте уже заканчивают. Пропадал целыми днями на стадионе «Водник» на Четвертом поселке, его еще в простонародье Шалопаевкой называли. Футбольное поле там было – просто сказка! Газон идеальный просто! Мячей ни у кого не было, у меня же мяч был всегда! Я их так зашивал – когда порвутся, от новенького не отличишь.

Семьи были тогда многодетные, в некоторых по 8-12 ребятишек. И все мальчишки обязательно играли в футбол! Всех в округе мы обыгрывали, все нас боялись. Никаких футбольных школ не было, никаких тренеров, азы футбола постигали сами. До потери пульса играли, без сил вечером с ног валились. Наверное, раньше проще было – никаких компьютеров, Интернетов… И водку-то я до 30 лет практически не пробовал.

Еще до армии стал играть за городецкую команду, она тогда очень приличная подобралась. Мы «Мотору» заволжскому бывало по пять штук «привозили»! 13 ноября 1967 года меня призвали на службу. Мать мне потом рассказывала: «Когда, сынок, ты только служить ушел, к тебе из «Волги» приезжали. Я сказала им, что ты в армии».

Только вернулся со службы, меня тренер наш Алексей Емельянович Игнатьев, который тогда уже перебрался в Заволжье, сразу же устроил на Заволжский моторный завод, я стал выступать за «Мотор». В команде той очень много народу из Городца играло.

…Вспоминаю 1977 год. Играл я за заволжский «Мотор», можно сказать уже доигрывал, и крепко мы разругались тогда с Емельянычем на сборах в «Буревестнике». Играли контрольный матч в колхозе имени Тимирязева по весне, выиграли его 2:1. Потом был разбор игры, Емельяныч начал на одного из защитников «наезжать»: ты, мол, гол «привез». Я вступился за парня, потому что он абсолютно не виноват был – это я пришел помочь защитникам, стелился в подкате, мяч мне в шипы попал и в ворота отскочил. Тренер на меня кричать начал: «А ты какого черта там оказался?» В общем, я сорвался, на ненормативную лексику перешел. Потом собрал шмотки, плюнул на все, сел на автобус и уехал.

Уже на следующее утро ко мне ребята из Балахны приехали: давай, говорят, паспорт, мы тебя заявим. Числился я тогда на Заволжском моторном заводе слесарем-ремонтником, сразу же пошел к начальнику цеха Николаю Николаевичу Рублеву, написал заявление об уходе. Тот мне советовал не горячиться, предложил работу освобожденного инструктора по физкультуре в цеху. Короче, влез я в эту «шкуру». И вскоре цех наш по всем видам спорта в заводских соревнованиях преуспевать начал. Начальник за это стал даже премии ребятам выписывать – по 5 рублей. По тем временам это были деньги.

Но однажды выступил я на конференции, сказал тогда что-то нелицеприятное. Прихожу как-то вечером домой, а мне и говорят: «Повестка тебе, завтра к 10 часам – в горком». Ну, думаю, «прихватят» меня теперь. Был у нас секретарем горкома партии Пономарев Николай Васильевич. Захожу к нему, а он меня первым делом спрашивает, о чем это я там на конференции говорил. Начинаю оправдываться, а Пономарев мне неожиданно и заявляет: «Вот такие люди нам как раз и нужны. Будешь председателем ДСО «Урожай» Городецкого района». Я колебался, поскольку представления не имел, что это за работа. Стал постепенно входить в курс дела, освоился, но в конце 80-х все спортивные общества разогнали.

Причем все это время я исправно играл за Балахну в первенстве области, исправно забивал голы. Помню, в одном сезоне 16 мячей наколотил. Потом в «Мотор» снова вернулся, а вот в родном Городце футбола вообще не было. Сходил я в профком Городецкой судоверфи, поговорил с председателем профкома Ниной Игнатьевной Нозринской. Она мне автобус для поездок на матчи пообещала, деньги на питание, на форму. Времена стояли такие, что ничего достать невозможно было – ни мячей, ни экипировки. Помню, один мой друг футболки покупал. в воинской части за наличку. И так все закрутилось – завертелось, появилась футбольная команда в Городце. Я ей занимался, параллельно работая в «Урожае». Начали играть, «банда» у нас приличная собралась. Одновременно начал пацанов тренировать. В одном из первых моих выпусков был Юра Утенков, а сегодня за «Городец» у меня уже его сын Дима играет..

А в 1998 году команда «Энергия» дебютировала в третьей лиге. Заслуга в этом принадлежит одному человеку – тогдашнему главе администрации Городецкого района Виктору Алексеевичу Труфанову. Через год его в Нижний Новгород на работу позвали, сейчас вот он снова вернулся на свою прежнюю должность. В первом сезоне мы прилично выступили в третьей лиге – заняли место в середине турнирной таблицы, седьмое или восьмое, если не ошибаюсь. На следующий год наш коллектив назывался уже «Мотор-Энергия» и представлял сразу два города – Заволжье и Городец. К слову, президентом того клуба был Владимир Николаевич Челомин – нынешний министр строительства Нижегородской области. Тренировал эту команду я, а помогал мне сначала Александр Кабанов, а затем Анатолий Горбачев.

Помню, осенью 1999-го в Городец приехал президент «Торпедо-Виктории» Александр Сергеевич Кульмячев меня к себе «вербовать». Команда тогда играла в первой лиге. Я согласился на должность директора футбольного интерната. Потом мне Кульмячев говорит: «Ты в третьей лиге работал, опыт есть, будешь за дубль отвечать». Занялся поиском молодых перспективных ребят. Из той когорты, кого я нашел, некоторые футболисты до сих пор играют. Например, Нибусин в выксунском «Металлурге», Поляков и Лепешкин – на область. Ну, а Сергей Корнев одно время был капитаном «Торпедо-Виктории». Однажды что-то сказал он такое нелицеприятное Кульмячеву, тот его и отстранил на месяц от команды. Серега стал у меня за дубль играть. И, к сожалению, «сломался», серьезную травму получил.

Я вам скажу, дубль «Торпедо-Виктории» в третьей лиге весьма прилично смотрелся. Был такой момент, когда главная команда «посыпалась», и мне тогда Кульмячев говорит: «На дубль народу больше ходит, чем на первую лигу». А что касается «Мотора-Энергии». После того, как я в Нижний перебрался, команда еще где-то год поиграла и прекратила свое существование.

Сын мой Александр тоже всю жизнь в футболе. Он, кстати, и в дубле «Торпедо-Виктории» у меня тоже играл. Потом сменил немало клубов, в прошлом сезоне выступал за «Смену» из Комсомольска-на-Амуре во второй лиге. Заняли они третье место в Восточной зоне. Порассказывал мне Саша, какой там футбол. Силовой, незатейливый – в общем, не такой, как в средней полосе России.

Когда «Торпедо-Викторию» разогнали, я вернулся в Городец, продолжил заниматься с ребятишками. В ноябре 2000-го мне звонят из Москвы, из клуба «Чертаново». Говорят: видели сына вашего в игре, хотели бы его у себя попробовать. Мы с Александром едем в Москву, приходим на тренировку команды в манеж. Где-то в середине тренировки подходит ко мне один из руководителей «Чертанова» и говорит: «Спасибо, мы его берем». Устроили Сашу в интернат (сын тогда еще в 11 классе учился). Играл он на первенство Москвы. После школы сразу поступил на первый курс Московской академии физической культуры в Малаховке. Саша выигрывал Кубок Москвы, выступал по третьей лиге. Потом судьба занесла его в пензенский «Зенит», потом оказался в Луховицах у известного тренера Сергея Ташуева, который впоследствии поработал и в премьер-лиге. Затем играл в Твери, в Рязани тоже по второй лиге. Была череда серьезных травм. Когда восстановился, приятель предложил ему поехать на Дальний Восток. Вот он до сих пор там и играет.

.Сегодня вся моя жизнь – это городецкий футбол. Все ребята, которые играют на данный момент за «Городец», у меня с четвертого класса. Чтобы довести мальчика до взрослой команды, нужно 10-12 лет. В 2010 году городецкие юниоры 1995–1996 годов рождения впервые в истории стали серебряными призерами чемпионата Нижегородской области, сейчас многие из них играют в основном составе «Городца». Я очень рад, что многие из моих воспитанников в свое время смогли заиграть на профессиональном уровне: Сергей Кирпичников, Михаил Преснов, Роман Замогильнов (царствие ему небесное), мой сын Саша, Георгий Жуков, в полной мере раскрылись в Городце Михаил Быков и Александр Фоменко…

Никаких секретов нет, просто нужно долго и неустанно работать на перспективу, не думая о сиюминутных результатах. От многих специалистов приходится слышать: «Городец» – одна из самых играющих команд в чемпионате области. Почему? Да потому что не люблю я футбол «бей-беги». Футбол должен быть созидательным. И об этом я всю жизнь говорил начинающим футболистам с первых же тренировок, всегда стремился поставить им технику. Вот Сергей Кирпичников – сейчас играющий тренер. Он мой воспитанник, имеет за плечами опыт выступлений за профессиональные команды Уреня, Нижнего Новгорода, Тулы, Владимира. И он тоже передает свои навыки подрастающему поколению. Вот потому команда и играет так, что на трибунах много болельщиков. Не знаю, какое место в таблице мы займем по очкам, но по посещаемости – точно одно из первых. У нас на каждой домашней игре по 400-500 человек собирается, а то и больше.

Ради них мы и тащим этот груз. А вот если бы еще и администрация района чуток «впряглась», мы бы точно городецкий футбол подняли на новый уровень. Потенциал-то есть.

Александр Пшеничников о чемпионате мира в Бразилии:

– Знаете, когда наша сборная не играет на чемпионатах мира – такая тоска вселенская. 12 лет России не было на мундиалях! В разговорах с коллегами сейчас невольно всплывает тема сборной, и большинство из них хаять ее начинают сразу, грязью поливать. Я им на это всегда одно и то же говорю: «Ты в России живешь, и эта команда, какая бы она ни была – наша. И значит, надо за нее болеть до конца, верить в нее». Помню, как наш земляк Толик Масляев, царствие ему небесное, стал чемпионом Европы среди юношей (потом он, к слову, за ЦСКА играл). Как мы им гордились! Потому что он наш, горьковский! Давайте будем патриотами, будем гордиться своей сборной. А если что-то не получится, кто «по шапке» в первую очередь получить должен? Не игроки, не тренеры, а высшие спортивные руководители. За то, что футбол в стране десятилетиями уничтожался.

Верю, что сборная России выйдет из группы. В футболе ведь что главное? Игровая дисциплина. В командах Капелло, которые он тренировал, она была всегда. Где-то техники нашим футболистам не хватает, но это и понятно – мы ведь не в Бразилии живем. Значит, надо другим брать. В частности, дисциплиной, самоотдачей.

Кто станет чемпионом мира? Я ставлю на Бельгию, во всяком случае, до финала, на мой взгляд, эта команда должна дойти. Отборочный турнир бельгийцы прошли здорово. Ну, если не Бельгия, то все равно какая-то европейская сборная выиграет чемпионат мира.

Папилов Олег

О ком или о чем статья...

Пшеничников Александр Игнатьевич