Войти

Петр Польчак: «Чечня стала для меня сюрпризом»

«Футбол-Хоккей НН», 21.11.2013

Польский защитник Петр Польчак рассказал о своем втором имени, игре в четвертой лиге, польских хулиганах и дерби, а также о лучшем польском игроке, жизни в Чечне и о многом другом. Сейчас Петр залечивает травму, и мы желаем ему скорейшего выздоровления.

МОЙ КУМИР – БЫВШИЙ КАПИТАН СБОРНОЙ ПОЛЬШИ

– В Екатеринбурге мы впервые услышали, что у тебя есть два имени. Ты не просто Петр Польчак, а Петр Павел Польчак. Расскажи об этом поподробнее.

– В Польше есть традиция давать ребенку два имени. В России второе имя заменяет отчество. Только в Польше второе имя чаще всего публично не используется. В России вы называете и имя, и отчество чаще всего. Второе имя в Польше дается при крещении, его вписывают в паспорт. Родители захотели дать мне второе имя – Павел.

– Ты родился в Кракове – исторической столице Польши, но начал карьеру в ГКС из Катовице. Почему не в «Висле» или «Краковии»?

– Я жил с родителями в Кракове недолго. Там остались бабушка и дедушка, папа родился в Кракове, но мы переехали в Силезию, когда мне было два года. В Катовице были шахты и угольные фабрики, отец нашел там работу. В Краков я ездил в гости к бабушке и дедушке, а так, по сути, я из Катовице. Точнее, мы жили рядом с городом.

– За кого болел в детстве: за краковские клубы или за ГКС?

– За Катовице, конечно.

– Когда ты начал заниматься футболом, то какую цель перед собой ставил?

– Когда ребенок начинает играть, то у него есть мечта стать профессионалом. Я хотел сделать это постепенно, поначалу не думая о карьере, занимался тем, что нравится. Родители меня всегда поддерживали, были рады за меня. Понятное дело, они были довольны, что я играл в футбол, и у меня не было времени шататься по улице. Думаете, это проблема только для России? Нет, в Польше это тоже актуально. Когда был маленький, то я играл в баскетбол, в волейбол, ездил на школьные турниры.

– Отец давал советы?

– Он занимался волейболом, кстати. Когда учился, играл за «Хубник» из Кракова, это любительский клуб в одной из низших лиг. Когда закончил учебу, то решил не продолжать профессиональную карьеру.

– Кто кумир для польских мальчишек?

– Думаю, что с этим проблемы. Такого человека фактически нет. Мне всегда нравился Яцек Бонк – бывший капитан сборной Польши. Он был настоящим идолом.

ПОНИМАЮ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ «ГЛАЗГО»

– Первый сезон в ГКС ты провел в высших эшелонах, а потом клуб перевели в четвертую лигу…

– Премьер-лига у нас называется Экстракласса. У ГКС не было денег, команда вылетела во вторую лигу, и так получилось, что сразу пролетела до четвертого дивизиона.

– Почему ты решил остаться в ней?

– Я закончил учиться в высшей школе, поступил в Академию физической культуры в Катовице. Я хотел совмещать учебу и игру в футбол. Но оказалось очень тяжело. Несмотря на то, что команда оказалась в четвертой лиге, тренер из Экстраклассы остался, много профессионалов было в команде. Мы тренировались как клуб элитного дивизиона.

– Вообще, много игроков осталось в ГКС в такой сложной ситуации?

– Такие были, но их немного. Взяли молодежь и тех, кто хотел помочь клубу в такой ситуации. ГКС, конечно, не «Легия», но это достаточно именитый клуб в Польше, его все знают.

– А как отнеслись болельщики к такой ситуации? Пару сезонов назад команда играет в Европе, а тут – четвертая лига на дворе.

– Это было интересно. У нас остался большой стадион, а на нем мы играли с деревенскими командами. Они даже боялись играть на нем. На нас ходило по 12000 болельщиков, это был рекорд для четвертой лиги.

– Ты понимаешь, наверное, как «Глазго Рейнджерс» чувствует себя в четвертом дивизионе Шотландии…

– Да, можно сказать, что ГКС был похож на «Глазго».

– Сколько платили тогда в ГКС?

– Ой, сложно сказать. Я только начал играть в футбол, и меня не интересовали деньги. Мне понравился клуб, я мог играть в футбол в нем и учиться в академии.

– Команды из деревень приезжали на большой стадион в Катовице, а куда вы катались на выезда?

– Мы приезжали в какие-то деревни, за нами ехали фанаты. Для местных это было большое шоу, большой праздник.

ФАНАТЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПЕРЕСЕКАТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ГРАНИЦУ

– Зачем ты ушел в «Краковию», когда ГКС вернулся на прежние позиции?

– Дело было так – из четвертой лиги мы сразу поднялись в третью. Оттуда одним рывком до второй. Я начал играть тогда за молодежную сборную Польши. Мне было 20 лет. Мной начали интересоваться разные клубы, было много вариантов. Краков недалеко от Катовице, фактически мой родной город. Я решил переехать в Краков. Бабушка и дедушка, к сожалению, умерли уже, но там жила сестра. Так что родственники были.

– За четыре сезона, что ты провел в Экстраклассе, какое время было самое запоминающееся?

– Наверное, вызов в сборную Польши. Это самое приятное время. Я думал, что поеду с молодежной сборной, а пришел вызов в главную команду. Из молодежки вызвали троих или четверых на матч с Украиной, который проходил во Львове. Первым, конечно, сообщил родителям.

– В «Краковии» ты дебютировал в еврокубках, хотя команда заняла место в середине таблицы, но два коллектива были отстранены от участия и дисквалифицированы. Не самая банальная ситуация…

– Мы тогда играли за Кубок Интертото. Вроде бы отстранения были связаны с коррупцией. Мы заняли места этих клубов. У нас было мало времени на подготовку. Мы попали на «Шахтер» из Солигорска. Готовились неделю. «Шахтер» же уже выступал в чемпионате. И вот мы приехали к нему фактически с каникул. Результат был плачевный. Скажем так, первый блин вышел комом.

– «Краковия» известна в Европе, прежде всего, не результатами, а своими сумасшедшими фанатами. Говорят, что когда команда выступала в низших лигах, то они дрались, используя даже топоры. В Польше проблема хулиганства сейчас актуальна?

– Фанаты должны быть на трибунах. Но есть граница, которую они не могут пересекать. К примеру, сейчас «Легия» будет играть со «Стяуа» в Лиге Чемпионов. И трибуна фанатов будет закрыта. Это неприятно. Потому что это самая громкая трибуна во время игры, фанаты гонят команду вперед. УЕФА так решила, потому что, когда «Легия» играла два раунда назад в Уэльсе с «Нью Сэйнтс», то болельщики клуба зажгли файеры. Такой ситуации, конечно, не должно быть. Наверное, штрафы должны быть иными. Хулиганы в Польше, конечно, есть. Но хулиганства сейчас гораздо меньше. Все стадионы так подготовили специально, чтобы не было проблем.

– У кого самые сильные фанаты?

– В Кракове – война между «Краковией» и «Вислой». На дерби, которое так и зовется «Священная война», убивали болельщиков, регулярно слышались выстрелы. Сейчас стало чуть-чуть потише. Но порой происходят всплески насилия.

– В 2006 году убили восемь человек…

– Война есть. Спорить бесполезно. «Легия» (Варшава) – «Лех» (Познань) тоже горячее противостояние. В Варшаве было веселое дерби – «Легия» – «Полония». Но у «Полонии» также сейчас проблемы, и команда отправилась в четвертый дивизион. Ну и в Лодзи большое дерби.

– Как фанаты «Краковии» настраивали команду на дерби?

– На тренировку приходили фанаты, устраивали файер-шоу, кричали, заряжали нас. Видно было, что мотивация зашкаливала. Это были сверхважные игры.

– Кто в Кракове болеет за «Краковию», а кто за «Вислу»?

– Старый Краков, старый город – Юде Ганг – фанаты «Краковии». Те, кто прибыл в Краков, живут в новых кварталах, в регионе – фанаты «Вислы».

– Есть такие футболисты, которые поиграли в обеих командах?

– Есть. Сейчас в Польше комментирует игры Казимерж Венгжин. Вот он перешел из одного клуб в другой. Поиграл еще и в ГКС. Это было 15 лет назад, в последнее время такой трюк никто не повторял. Да и он перешел не напрямую. В начале карьеры играл за «Вислу», а потом уже за «Краковию», где завершил свой профессиональный путь. Наверное, проблемы с фанатами у него все же были, но резонанса очень большого не было.

– А какие у тебя отношения с фанатами?

– Всегда любил, когда болельщики поддерживают команду. С фанатами никогда проблем не было, всегда общался с ними хорошо.

ПОЧЕМУ ПОЛЯКОВ НЕТ В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ?

– Каков уровень Экстраклассы сейчас?

– Если коснуться инфраструктуры – супер. Все есть – стадионы, базы. Евро очень помогло: построили все, что надо. Но в Польше не так много денег, как в России. Нет трансферов даже за 2, 3, 4 миллиона евро. Но есть несколько молодых, интересных игроков, которые сейчас демонстрируют свой талант.

– Кто сейчас главная звезда в польском чемпионате?

– В последнее время – Вольдемар Собота из «Шленска». Он недавно играл за сборную, тоже забил. Им интересуется много клубов из Германии, он наверняка уедет в Бундеслигу.

– Знаешь, что в России показывают чемпионат Польши? По понедельникам – по «Евроспорту-2».

– Правда? Ни разу не видел, я привез декодер из Польши.

– Почему польские клубы так редко пробиваются в групповые этапы еврокубков?

– Это хороший вопрос. Кто бы знал ответ…

– Смотришь обзоры матчей Экстраклассы, так на трибунах достаточно болельщиков, упорная борьба, вспоминаешь успехи поляков в Европе, в памяти всплывает кампания «Леха» в Лиге Европы, когда они боролись в группе с «Ювентусом», недавняя игра «Шленска» там же. В Лиге чемпионов на моей памяти поляки вовсе не играли.

– 18 лет прошло с тех пор, когда в последний раз играли «Легия» и «Видзев» из Лодзи. Почему-то, когда команды проводят товарищеские матчи на Кипре, в Турции, то результат хороший, а в официальных матчах – ступор. Вопросы возникают и из-за выступления соседей. «Виктория» из Пльзени выступает успешно даже в плей-офф, БАТЭ наводит шорох, «Жилина» попадала в групповой этап. Это ведь клубы с таким же или даже меньшим бюджетом.

– Выступление «Леха», когда он вышел из группы с «Ювентусом», признано в Польше лучшим?

– Это было хорошее время. У «Леха» была отличная команда во главе с Рудневым, Левандовски, Муравски, игравшим также за «Рубин». Они создали хорошую атмосферу, на стадионах был праздник.

НИКОГДА НЕ СЛЫШАЛ О СУСАНИНЕ

– Что чемпионат Европы дал Польше?

– Надежду. Все говорили, что чемпионат дает шаг вперед. Наверное, стало больше заинтересованности в чемпионате Польши перед Евро. Вкладывали много денег, в частности, в сборную. Стадионы остались – это главное.

– Дороги-то не развалились?

– Нет, дороги – на месте. Но есть проблема, что в Европе пока польские клубы представлены редко. В этом году, надеюсь, сломаем традицию.

– В Кракове люди довольны или нет, что Евро обошло город стороной?

– Наверное, недовольны. Многие города хотели принять турнир. Краков остался в резерве. Но там два хороших стадиона. Отрицательные эмоции от того, что город обделили, остались в прошлом.

– Ты сам посещал матчи турнира?

– Нет, мы были на сборах с «Тереком». Отчасти было обидно: такое событие все-таки раз в жизни в твоей стране. Все друзья, родные болели футболом. Билеты достать, кстати, было сложно, хотя цены были высокие. У меня был шанс достать билеты на матч Польша – Чехия, но не удалось попасть на игру во Вроцлаве. Не было времени.

– Почему уровень футболистов так сильно разнится? Есть представители «Боруссии» – Левандовски, Пищек и Куба – и есть все остальные.

– Я бы назвал еще много игроков, которые пусть и не такого уровня, но рядом с ними. А так, тоже тяжелый вопрос. Надо создать хорошую атмосферу в команде. Быть может, дело в том, что тренеры часто меняются. На Евро – один, сейчас – другой. Отчасти кризис коснулся и Польши. Сейчас, может, дело пойдет в гору. В последних матчах команда выглядит неплохо.

– Как польское общество отнеслось к тому, что произошло в Варшаве между болельщиками нашей сборной и хозяевами?

– Перед игрой? А что случилось? Я уже не помню. Слышал, что были серьезные драки. Так всегда бывает, когда найдется несколько человек, которые чем-то недовольны. Думаю, что в целом у русских никаких проблем в Польше не было.

– Давай начистоту. Какое отношение к русским в Польше?

– Нейтральное. Сейчас все нормально. Видно, что много русских приезжает в Польшу. Я недавно был в Гданьске, рядом с Калининградом. На море огромное количество русских. Хорошие туристы, богатые, они ведь помогают стране, оставляя свои деньги в туристических местах. Все это понимают. Катынь, кстати, не является, на мой взгляд, запретной темой. Отношение к русским сейчас нормализовалось.

– Завершая тему истории, хотелось бы тебя спросить – ты знаешь, кому стоит памятник на центральной площади Нижнего?

– Нет.

– Козьме Минину, который организовал ополчение в XVII веке, освобождая Москву от поляков. Ладно, история долгая.

– Не слышал о нем, история наверняка интересная.

– Всегда хотел спросить у поляка: ты знаешь, кто такой Иван Сусанин, который в России стал персонажем фактически культовым? Он является героем одновременно оперы и анекдотов.

– Нет, никогда не слышал о нем.

ГУЛЛИТ ХОТЕЛ ПРИВНЕСТИ ЕВРОПЕЙСКУЮ АТМОСФЕРУ

– Как ты рассказал семье однажды – мол, я уезжаю в Чечню?

– Все делалось очень быстро. Я был на сборах в Турции, мне позвонил агент, сказал, что есть предложение от «Терека». Я быстро согласился, собрал чемодан и приехал на сбор в Турцию.

– Долго думал: ехать в Чечню или не ехать?

– Это был сюрприз даже для меня. Чечня. Что это такое? Я, конечно, слышал о ней, но очень мало. Больше слышал о том, что там опасно. В реальности оказалось все гораздо лучше. Время пришло, увидел то, что там есть на самом деле. Много рассказывал в Польше, что не так страшно, как все говорят. Но людей с автоматами, конечно, видел. Это первое, что видят все игроки, которые приезжают – охрана с Калашниковыми. Это, конечно, давит на подсознание. Становится напряженно.

– Правда, что ты купил книгу о традициях и истории Чечни?

– Да, но она не очень помогла. Нашел ее в магазине, когда летел домой однажды. Но эту книгу написал человек, который посещал Чечню в качестве туриста. Лучше бы такую книгу написал тот, кто жил там постоянно. За два года я сформировал свое мнение относительно Чечни. Видел много интересных вещей.

– К примеру?

– Охрана с пистолетами. Чеченская традиция – лезгинка, которую танцуют даже дети.

– Какие подарки привозил из Чечни?

– Привез большую чеченскую шапку. Не знаю, как она называется – ну, она самая популярная, вы, наверное, знаете, как она называется. Холодное оружие не возил.

– Каким тебе запомнился Рамзан Кадыров?

– Открытый человек. Для команды особенно. В Чечне было видно, что все довольны тем, что Кадыров у власти. У всех к нему было хорошее отношение. Полякам он особые подарки не дарил, но очень интересовался нашей жизнью в команде.

– Почему не получилось в «Тереке» у Гуллита?

– Это тоже сложный вопрос. Мы начали на сборах неплохо. Выигрывали все контрольные матчи. Потом начался чемпионат – «Зенит», «Рубин»… Не пошло. Что-то случилось. Он хотел сделать европейскую команду, ввести европейскую атмосферу, но в Чечне есть законы, которые нельзя менять. Дело в деталях. Человек пришел из Европы, но в «Тереке» его идеи не прошли. Впрочем, не мне говорить, я многого не видел, но мне кажется, то, что пресса писала, мол, Гуллит не соблюдал режим – это неправда.

– Его уволили после того, как «Терек» забил в свои ворота на последней минуте. Случайность?

– Да, была игра с «Амкаром». Конечно, случайность. Гуллит уже чувствовал, что это будет его последняя игра. Результата не было у команды. Омельянчук, забивший тогда, с Гуллитом поговорил. Случайность есть случайность.

– В «Тереке» образовалась тогда целая польская колония – ты, Рыбус, Макушевски, Коморовски. Прямо сюжет для реалити-шоу…

– Один раз польское телевидение сделало сюжет про нас, мы разговаривали о жизни в Грозном. Было хорошее время. Им было легче приезжать в Грозный, когда был кто-то из соотечественников. Было много забавных ситуаций, особенно связанных с языком. Я когда приехал, тоже не знал русский. Я сначала был один, и у меня не было выбора. Для остальных я выступал на первых порах в качестве переводчика.

– Кстати, какие-то русские слова кажутся смешными?

– С ходу не могу вспомнить. Вообще очень много похожих слов. Акцент другой, и значение порой меняется. Склеп – магазин, урода – красота. Или убирать – по-польски одевать. Я учусь русскому все время, но начал говорить через полтора месяца. Два-три месяца – оптимальный срок.

– Как тебе в Нижнем?

– Очень доволен, что перешел сюда. Кисловодск – хороший город, но маленький. Мне в Нижнем нравятся люди, очень приятные. Стадион неплохой. Жена довольна. В Грозном она не была на играх, а тут ходит на матчи. В Грозном мы играли, как на выезде, приезжая из Кисловодска. Приятно, что Марцин Ковальчик приехал в «Волгу». С земляком всегда легче.

Сорвачёв Андрей

О ком или о чем статья...

Польчак Пётр Павел