Войти

Роман Концедалов: «С Калитвинцевым пересекался десять лет назад»

«Футбол-Хоккей НН», 01.08.2013

Новичок «Волги» откровенно ответил на вопросы нашего корреспондента.

КРАСНОЖАН – ОЧЕНЬ ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

– В «Спартаке» из Нальчика ты провел едва ли не половину карьеры, став лидером этой команды. Почему же ты решил покинуть клуб?

– Мне хотелось продолжить карьеру в клубе премьер-лиги. «Волга» вышла с конкретным предложением. В «Спартаке» с 2005 года поменялось многое, наверное, как и во всех клубах. Самым успешным для меня, наверное, стал сезон 2006 года. Особенностью «Спартака» был тот факт, что команда обладала самым маленьким бюджетом. Ее нужно было строить не один сезон. Красножан этим и занимался, подбирал состав. К 2010 году получилось создать очень хороший коллектив. Могли и в Европу попасть. Сами своим шансом не воспользовались, потеряли очки в матче с «Амкаром». Вообще тогда все были объединены одной целью – попасть в Европу. После ухода Красножана началась смена тренеров. То один, то другой, у каждого свои требования. Именно это и повлияло на результат.

– Согласен, что «Спартак» – это авторский проект Красножана?

– Да, он многое привнес в эту команду, многое ей дал. Большая часть заслуг Нальчика принадлежит ему. Начиная с того, что он вывел команду в премьер-лигу, и, заканчивая теми результатами, которых она достигла.

– Помнишь свои первые впечатления о Красножане?

– Это было очень давно. Осталось в памяти – уверенный в себе человек. Очень порядочный. Сильный тренер, прежде всего, как тактик и психолог.

– Он сильнее остальных повлиял на твое мировоззрение как футболиста?

– Да, сто процентов. Это он научил меня большинству тактических приемов и нюансов. Мы очень много занимались тактикой. Красножан делал акцент на теорию, прежде всего, на позиционном расположении игроков на поле. Он водил каждого буквально за руку, зная каждый возможный маневр.

– Как ты сам обозначишь свои функции на поле?

– Помогать и атаке, и обороне. Быть связующим звеном между атакой и обороной.

– На сборы в Нальчик Красножан привозил огромное количество людей, порой по 50 человек. Как тебе удалось так быстро закрепиться в команде?

– Когда я приехал в Нальчик, столько игроков еще не привозили на сбор, так как играли тогда в первой лиге. А потом действительно много народу прошло. В основном те, кто приезжал на просмотр или селекционный сбор, тренировались отдельно.

– Тем не менее, Нальчик слыл «грозой авторитетов»…

– Было много ярких матчей. Победы над ЦСКА в Москве, «Динамо» обыграли 3:0, «Сатурн» – 4:1 в первый год. В Нальчике всем давали бой. У нас в гостях тяжело приходилось всем без исключения.

– А как жилось тебе на Кавказе?

– Когда ехал первый раз, то были опасения. А так, спокойный, тихий город. На улицах, конечно, узнавали. Футбол мимо жителей пройти не мог, Нальчик – место не самое большое.

– В кафе бесплатно угощали?

– Было и такое. Порой поздравления передавали.

– Что чувствует игрок, когда проводит свой лучший сезон в тот момент, когда команда вылетает?

– Я не считаю, что тогда провел лучший сезон. Когда вылетаешь – это тоже школа. Нужно быть психологически очень устойчивым. Каждая игра – это давление на тебя. Нужна только победа, причем каждый раз. Этот период только закалил меня. Лучший же сезон – это когда борешься за высокие места. Сезоны в 2006 и 2010 годах куда лучше.

– «Спартак-Нальчик» – это исчезающая романтика из нашего футбола? Без средств, без звезд, за счет тренерского таланта команда показывала результат.

– Сейчас там идет становление новой команды. Нужно время. Там сейчас тренер, который работал с Красножаном, многому научился у него. Нальчик доказал, что с бюджетом, который несопоставим с лидерами, можно добиваться результата.

– Резюмируя, можешь сказать, что было в Нальчике такого, что отличало этот клуб от остальных?

– Там всегда был очень дружный коллектив. Не было никакого деления на группы, все жили единым коллективом. Если человек не вписывался в него, то он просто не приживался.

ПРИШЕЛ В «ВОЛГУ» ЗА СТАБИЛЬНОСТЬЮ

– Помимо того, что ты долго работал с Красножаном, ты успел поработать с Бышовцем, которого большинство специалистов сейчас считает достаточно своеобразным тренером. Сколько раз он рассказывал про успех в Сеуле?

– Он много рассказывал историй из жизни, когда играл, когда был тренером. Сейчас из памяти все стерлось, но тогда было интересно послушать.

– «Локомотив» при Бышовце выиграл последний для себя трофей – Кубок России. Для тебя он что-то значит?

– Конечно же, я вспоминаю это время. Единственный мой трофей все-таки. Непередаваемые эмоции.

– Кто придумал тогда майки с надписью: «Мы пятое колесо?!»?

– Не знаю, но их нам раздали. До сих пор дома у меня лежит.

– Ты возвращался в «Локомотив» из аренд в течение шести лет.

– Возвращался на первый сбор чаще всего. Почти каждый год был новый тренер, он хотел посмотреть наличие всех игроков в команде. Порой я и первый сбор не проходил, а возвращался сразу в Нальчик. Я там лишь в 2010 году подписал полноценный контракт.

– Какие качества вырабатывает у игрока частое хождение по арендам?

– Если честно, лучше иметь полноценный контракт. Когда ты приходишь в клуб на полгода или на год, то у тебя отсутствует ощущение стабильности. За этой стабильностью я и пришел в «Волгу».

– Когда ты понял, что «Локомотив» – пройденный этап?

– После того, как провел несколько полноценных сезонов в Томске и Нальчике. После 2007 года. Семин затем сказал мне в 2010-м, что на меня не рассчитывает, и мне лучше найти постоянную работу.

– Следишь после этого за «Локомотивом»?

– Поначалу следил. Я все-таки принадлежал этой команде. Ну а сейчас так же, как и за другими клубами.

– Почему «Локомотив» скатился в середняки?

– Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо находиться внутри клуба. Но, думаю, что Семин с Филатовым создавали «Локомотив» с самых низов, и после их ухода атмосфера изменилась.

– «Локомотив» – для тебя – это…

– Это первые игры за дубль. Новые ощущения. Дальнейшее развитие в карьере.

ЛУЧШИЙ ОПОРНИК – ДЕНИСОВ

– Можешь сказать, что в московском клубе ты стал заложником системы, что легионеры не позволяют развиваться молодым воспитанникам?

– Во многих командах так происходит. Если сильные легионеры, как Вагнер или Это’о, то пожалуйста, пусть приезжают. Если же легионеры на том же уровне, что и наши футболисты, то необходимо давать приоритет местным.

– Что скажешь о новой звезде «Локо» молодом полузащитнике Миранчуке?

– Ничего не могу сказать. Если честно, не следил за ним.

– Многие называют лучшими опорниками иностранцев – Каборе, Диарра. Ты кого выделишь?

– Лучший опорник – Денисов. Именно по оборонительным функциям. «Анжи» вообще амбициозный клуб, с приходом Денисова он делает заявку на то, чтобы бороться за первое место.

– Говорят, что необходимые качества для развития карьеры: работоспособность, талант, необходимые люди рядом и необходимые условия в нужный момент. Тебе всего хватило?

– Способности и трудолюбие – в основе. Без людей также никуда. Агенты, которые помогут тебе устроиться в команде. Ну и удача, конечно. Чего-то хватило, чего-то не очень…

– Кстати, сейчас началась своеобразная атака на агентов от РФС…

– Да, я читал. Но без их помощи тяжело трудоустроиться.

СЛУЦКИЙ – ЛУЧШИЙ ТРЕНЕР РОССИИ

– Ты начал карьеру в «Олимпии». Со Слуцким не сталкивался там?

– Сталкивался. Но вместе не работали. Он тренировал старший год – 1982-й.

– Он сейчас лучший тренер России?

– Да.

– Слуцкий не звал тебя в свои команды?

– Один раз провел сборы в дубле «Уралана», когда он его тренировал. Ничего особенного из этого не вышло.

– Правда ли, что каждый год собираетесь вместе с теми людьми, с кем занимались в Волгограде?

– Да, правда, сейчас тяжелее стало. Разная работа, семьи, дети. Не у всех получается приехать.

– Что связывает вас? Жизнь-то наверняка всех разбросала.

– Время, которое мы прожили вместе. Дружба. В футбол играют лишь несколько человек. У остальных – другие профессии. Что касается меня, то я никогда не задумывался, чем бы стал заниматься, если не футбол.

– А нашел ответ на вопрос, почему не получилось в «Мордовии»?

– Я пришел в команду по приглашению тренера. Все было нормально вначале, а потом резко изменилось. Я перестал играть. Мне говорили, что ко мне претензий нет, но в составе я так и не появлялся. Продолжал ждать шанса, но так и не получил его. Обида определенная осталась. Я был готов играть, но…

– «Мордовия» была готова к премьер-лиге?

– Сложно сказать, я там все-таки не так много времени провел. Поначалу саранцы оказались не готовы к быстрому переходу на другой уровень. К иному комплектованию команды, ведь в премьер-лиге все совсем иначе устроено.

ОТ ВТОРОЙ СБОРНОЙ БЫЛ ТОЛК

– До перехода в «Волгу» ты был знаком с Юрием Калитвинцевым?

– Знаете, лет десять назад был такой случай. Я ездил на просмотр в киевское «Динамо». Я и еще два игрока из Волгограда. Мы были тогда сборниками и поехали по приглашению Юрия Николаевича.

– Для тебя и Нижний не последний город. Ведь ты в нем дебютировал за сборную, пускай и за вторую. От этого проекта был толк?

– Толк был. Но те игры, что мы провели, были с соперниками, которые были значительно младше нас по возрасту.

– Стране ты известен как мастер штрафных ударов. В команде также есть Каряка, Колодин, Путило и Бибилов. Как будете распределять «стандарты»?

– По ситуации. Кто и как будет себя чувствовать. Кто будет на поле. Да и тренерский штаб даст свою установку.

– Против брата часто доводилось встречаться на футбольном поле? Он у тебя выступает в «Крыльях», не самом будничном сопернике для «Волги».

– Один раз встречались – в 2011-м. Вничью сыграли – 0:0. В «стыках» в нынешнем сезоне он не играл, у него была травма. У нас очень хорошие отношения. Даю совет всегда, если просит.

– Нальчик уступил «Крыльям» с достаточно внушительной разницей. Настолько велика разница между РПЛ и ФНЛ?

– В первом матче мы играли хорошо, дали самарцам настоящий бой. Но два пенальти нас сломили, смазали всю игру. Дома пропустили, и задача стала практически невыполнимой.

– Что ждешь от нынешнего сезона?

– Пусть и прозвучит банально, но я жду хорошей игры и таких же хороших результатов.

Сорвачёв Андрей

О ком или о чем статья...

Концедалов Роман Игоревич