Войти

Максим Забелин: «Супругу нашел в Урене»

«Футбол-Хоккей НН», 11.07.2013

Максим Забелин – один из столпов обороны нынешнего пешеланского «Шахтера». Пополнив ряды команды в минувшем межсезонье, 36-летний защитник быстро адаптировался в новом для себя коллективе, нашел взаимопонимание с партнерами, и теперь уже «Шахтер» трудно себе представить без этого самобытного игрока, настоящего профессионала своего дела. А болельщики со стажем наверняка помнят Максима и по выступлениям за уренский «Энергетик», который на стыке веков не без успеха представлял Нижегородскую область во второй лиге первенства России и не раз становился возмутителем спокойствия в розыгрыше Кубка страны.

– Максим, во всех футбольных справочниках написано, что вы являетесь воспитанником волгоградского футбола. оттуда родом?

– Нет, родом я из Таджикистана, там начинал свой футбольный путь. В детскую спортивную школу города Нурек пришел в восемь лет, потом оказался в столице, в спортинтернате Душанбе. Когда на родине в начале 90-х годов началась гражданская война, родители отправили меня в Россию, в известный тогда на всю страну волгоградский футбольный интернат на базе футбольного клуба «Ротор». В Таджикистане просто невозможно было тогда жить русским.

– Вся семья уехала в Россию, или вас одного отправили?

– Меня одного. Уже позже, в 1996 году, родители перебрались в Новосибирск.

– И как Волгоград вас встретил? Каково в столь раннем возрасте было начинать самостоятельную жизнь, когда ни родителей рядом, ни близких людей?

– Нормально все было. Жил в интернате, там и учился, и тренировался. Волгоград был тогда пронизан атмосферой футбола, «Ротор» входил в число лучших команд страны, был в призерах национального чемпионата, выступал в Еврокубках. В 16 лет «Ротор» даже заключил со мной профессиональный контракт. Но конкуренция в «Роторе» была просто огромная, и меня отдали в аренду в «Торпедо» (Волжский), которое играло в первой лиге. Оно и стало моим первым профессиональным клубом. А возглавлял «Торпедо» хорошо известный нижегородским любителям футбола Владимир Леонидович Дергач.

– В Волжском удалось стать игроком основы?

– Нет. Слишком молодой был, мне еще и 18 лет не исполнилось. Так, на замены выходил. А уж игроком основного состава стал только в Урене, когда перебрался в «Энергетик».

– Как судьбы туда занесла?

– Опять же благодаря Дергачу. Он созвонился со своим другом Виктором Федоровичем Павлюковым, обо всем договорились, и мы вместе с Владимиром Леонидовичем и еще несколькими игроками из Волгоградской области «отчалили» в Урень. Дергач стал вице-президентом «Энергетика», активно помогал Павлюкову строить команду.

– Не пугало, что в такую глухомань приходится ехать?

– На первых порах было такое чувство. Но играть в футбол хотелось сильно. И в итоге не пожалел. Было место в составе, «Энергетик» все время находился вверху турнирной таблицы, задачи перед командой ставились серьезные. Три сезона отыграл за уренскую команду, потом Дергачу, человеку весьма амбициозному, захотелось куда-то повыше, нежели вторая лига. Он отправился в Тольятти. Я просился к нему, но не получилось. Оказался в «Балаково» из Саратовской области. А уже когда Владимир Леонидович отправился работать в Казахстан, мы снова созвонились, и на сей раз он забрал меня с собой.

– Все-таки еще раз хочу вернуться к уренскому периоду вашей футбольной биографии. Наверняка есть, что вспомнить…

– Это были хорошие годы. Особо запомнилось, как мы в Кубке России «щипали» явных фаворитов из высшей лиги. И нижегородский «Локомотив» проходили, и казанский «Рубин». Особо памятна победа над «Локомотивом» Валерия Овчинникова. В команде тогда немало ярких личностей играло – Олег Гарин, Владимир Татарчук…. Они в Урень приехали, словно на экскурсию, а мы взяли и обыграли их – 1:0. Такое не забывается!

– Когда Дергач позвал в Казахстан, долго не раздумывали?

– Ни секунды! Очень приличные условия тогда мне предложили, грех было отказываться. И в финансовом плане, и в чисто футбольном я о таких условиях мог только мечтать. Все в «Женисе» из Астаны было поставлено на высшем уровне. В первый же сезон мы стали чемпионами Казахстана, выиграли кубок страны. Всего четыре года я провел в этом клубе. Впоследствии мы еще раз становились обладателями кубка, завоевывали «бронзу».

– Если сравнивать уровень чемпионатов Казахстана и России на тот момент, намного первый был слабее?

– Высшая лига Казахстана по своему уровню напоминает первую российскую. Думаю, в России в первой лиге «Женис» бы не затерялся, но в высшей ему точно делать было бы нечего.

– На международной арене «Женис» играл?

– Да, и в Лиге чемпионов, и в Кубке УЕФА, и в Кубке Интертото. Естественно, в предварительных раундах, о выходе в основную «сетку» можно было и не мечтать.

– В годы вашего пребывания в Казахстане много российских игроков и тренеров работало в Казахстане? Были среди них люди, чьи имена на слуху?

– Очень много было таких. В качестве тренеров работали Александр Заваров, Александр Ирхин. Первый с нами в Астане работал. Что касается футболистов… Олег Веретенников из «Ротора», спартаковцы Андрей Тихонов, Егор Титов, Владимир Бесчастных. Что ни имя – звезда.

– Почему пришлось уйти из «Жениса»?

– Команду возглавил новый тренер, у него было свое видение футбола, и мне пришлось искать новую команду. Оказался в «Жетысу» из Талды-Кургана. Отыграл там один год, потом перешел в усть-каменогорский «Восток». Там задержался лишь на сезон, после чего снова вернулся в «Жетысу». В общей сложности я в этой команде провел четыре сезона. А заканчивал свой казахский период карьеры в одном из клубов первой лиги. Дело в том, что в 2009 году я получил серьезную травму – порвал крестообразные связки. Очень долго не мог играть в футбол, тяжело восстанавливался. Естественно, первая лига в финансовом плане не чета высшей…

– Как в Казахстане к русским относятся? Проблем вне футбольного поля не было?

– Нет, все замечательно. Ни о какой дискриминации даже речи идти не может.

– Футбольные клубы в Казахстане в большинстве своем частные либо бюджетные?

– В основном они получают дотации из бюджетов. Но финансирование приличное. Помните, было много разговоров по поводу перехода Егора Титова и Андрея Тихонова в «Локомотив» из Астаны? Эту команду тогда содержали «Казахские железные дороги», лично поддерживал зять президента Казахстана. Понятное дело, что там было все в «шоколаде»…

– Максим, почему решили распрощаться с Казахстаном?

– Мне супруга заявила: хватит по Казахстану скитаться, устала с детьми за тобой ездить, надо возвращаться в Россию. Да и возраст уже не юношеский, усталость накапливается. Решили на семейном совете: поедем жить в Нижний Новгород!

– Почему именно сюда? Вроде бы никогда в Нижнем Новгороде не играли, никогда здесь не жили…

– У меня супруга из Уреня, я познакомился с ней, когда играл за «Энергетик». Так что Нижегородская область – это ее родина. Купили квартиру на заработанное в Казахстане…

– Уже по приезду возник вариант с пешеланским «Шахтером»?

– Сначала возник другой вариант. Я приехал на просмотр в мини-футбольный клуб «Футбол-Хоккей НН». После нескольких тренировок стало понятно: мини-футбол – это не мое. И тогда генеральный директор МФК «Футбол-Хоккей НН» Владислав Юрьевич Ерофеев предложил мне попробовать свои силы в «Шахтере». Позвонил своему другу, главному тренеру пешеланцев Андрею Александровичу Плаксину, обо всем договорился.

– Если судить по статистике, игрового времени в «Шахтере» вы получаете предостаточно, играете без замен. Нет конкуренции на вашей позиции?

– Незаменимых людей не бывает. Просто надо всегда держать себя в форме, режимить, никаких послаблений себе не давать, профессионально относиться к футболу, и все будет хорошо.

– И все-таки для того, чтобы на таком уровне доиграть до 36 лет, мало не давать себе послаблений. Важно, чтобы травмы не мучили…

– Помимо того повреждения крестообразных связок в 2009 году серьезных травм, в общем-то, не было. Разве что с плечом еще были проблемы. Но тогда молодой был, все быстро зажило.

– В свое время Виктора Павлюкова, когда вы у него играли, называли «лучшим тренером деревни». По сути, сегодня тот же статус у Андрея Плаксина, который с «Шахтером» выиграл третью лигу в прошлом году. Что общего у этих двух специалистов, чем они отличаются друг от друга?

– Оба наставника – специалисты амбициозные, оба всегда ставят перед собой и своей командой самые высокие задачи. Что касается тренировочного процесса… Павлюков многое почерпнул для себя от Дергача. Он проповедовал, если можно так выразиться, советский подход к тренировочному процессу, был приверженцем тактических схем, которые были свойственны футболу времен СССР. Плаксин же – инноватор. Он работает в современном европейском стиле. Это вполне естественно, ведь футбол не стоит на месте.

– «Шахтер» в прошлом году выиграл первенство МФС «Приволжье», в этом идет на первом месте. Наверняка ведь хочется и на более высоком уровне поиграть? Есть разговоры на эту тему в команде?

– Да, конечно. И перед началом этого сезона мысли о второй лиге были, руководство клуба пыталось решить вопрос с подготовкой стадиона в Арзамасе, поскольку стадион в Пешелани не соответствует требованиям профессионального футбола. Увы, не все зависит от тех людей, которые работают в «Шахтере». Не получилось…

– Вам уже 36. Как думаете, сколько еще в футбол играть будете?

– Хотелось бы чем дольше, тем лучше. Пока не собираюсь вешать бутсы на гвоздь, даже думать об этом моменте боюсь.

– Есть хобби, увлечения помимо футбола?

– Мое хобби – это двое детей. Дочке 11 лет, сыну – 4.

– Спортом занимаются?

– Хочу дочку приобщить, но она все ленится – сейчас детей такого возраста от компьютера не оторвешь. А вот сыном уж обязательно займусь конкретно, когда чуть-чуть подрастет. Обязательно к спорту его постараюсь приобщить.

Папилов Олег

О ком или о чем статья...

Забелин Максим Юрьевич