Войти

Сергей Михолап: «Судить честно и по правилам»

«Игрок», 27.01.2010

Как правило, газетные публикации пестрят отчетами о футбольных матчах и интервью с игроками. «Люди в черном», как называют арбитров, почти всегда остаются в тени. О них вспоминают лишь в случае грубых ошибок и клянут все и вся. Отсудишь безошибочно никто и не заметит, что ты был на поле. А уж о том, как взял в руки свисток, с какими трудностями сталкивался в работе и что интересного видел, разъезжая по стране, спрашивают очень редко. Мы решили восполнить этот пробел.

Наш собеседник из категории людей, которых можно слушать часами. Да и рассказать ему есть о чем: курьезных случаев в долгой спортивной практике было немало. В футбольную школу «Динамо» Сергей пришел в 11 лет: невысокий, но ладно скроенный и невероятно прыгучий паренек напоминал стальную пружинку, готовую разжаться в любой момент. Он легко долетал до любой штанги и почти без ошибок играл на выходе. Уже через год Михолап попал в спецкласс тренера Валерия Нененко. Благополучно закончил среднюю и спортивную школы, пришла пора надевать шинель. «Сделать армию» по месту жительства в то время было очень трудно. Только великим игрокам шли навстречу. Сережу Михолапа отправили в Карпатские горы. Играющим тренером в львовской команде «Дрогобыч» был известный футболист Степан Юрчишин. Воронежец решился сам подойти к живой легенде украинского футбола с просьбой посмотреть его в деле. Смотрины удались, и Михолап впервые в жизни надел вратарский свитер команды мастеров, игравшей во второй лиге первенства СССР. Там он набирался опыта, а уже потом в карьере были семилукский «Химик», шахтинский «Шахтер», воронежский «Буран», польский «Сокол».

ТЯЖЕЛАЯ ВРАТАРСКАЯ ДОЛЯ

– Сергей, какие выезды запомнились вам на всю жизнь?

– Их несколько. 1988 год. Страшное землетрясение в Спитаке. К стихийному бедствию добавился еще и конфликт между армянами и азербайджанцами. Дабы избежать нежелательных эксцессов, все армянские команды перекинули в нашу зону. Настала пора выезда в Спитак, Кировакан и Ленинакан. Мы своими глазами видели руины, встречались с людьми, потерявшими своих близких, пережившими большую беду, но не предавшими футбол. Пришлось играть на газонах, где трещины были в два пальца шириной. Рядом стояли танки, были разбиты госпитали и военные лагеря. Мы видели разрушенный до основания Спитак, где чудом сохранилось одно-единственное здание – башня зернохранилища. В Кировакане жили в гостинице на втором этаже, под окна которой был подогнан автобус, чтобы в случае новых подземных толчков мы могли спрыгнуть на его крышу. Спали одетыми, с собранными на всякий случай сумками. Не забуду и поездку в Астрахань в 1989 году. «Волгарь» был на подъеме, а мы, провинциалы из никому не известных Семилук, взялись хозяев учить футболу. «Химик» хорошей командой был, волевой. Повели мы 1:0 трибуны притихли. Судья решил «Волгарю» помочь и поставил «точку». Я пенальти отбил, но арбитр заставил повторить удар. Нарисовалась ничья – 1:1. Вскоре после этого Игорь Ляхов пятерых соперников обвел и вратаря в придачу – 2:1. И тут началось что-то невообразимое. Любой свисток означал штрафной удар в нашу сторону, вопрос судье – предупреждение. Народ на трибунах ревел. Арбитр вообще перестал стесняться, назначил второй пенальти. Отбиваю мяч на угловой. Подача, выхожу на перехват и забираю мяч, а нападающий рядом падает. Вновь пенальти, уже третий! Опять парирую. Все в шоке. На поле выбегает водитель нашего автобуса и начинает меня обнимать. Мы победили, а трибуны, чего не ожидал, проводили «Химик» аплодисментами. А как мы ехали по калмыкской степи! На карте – две дороги. Выбрали ту, которая на 80 километров короче, а она вскоре кончилась… Куда ни глянь: ни кустика, ни деревца, жара под сорок градусов и пыль кругом. Через три часа езды черепашьим шагом увидели вдали одинокую юрту, еще через три часа стемнело. Включили фары – на свет вся живность сбежалась: лисицы, шакалы, тушканы. Они сроду «железного зверя» не видели.

– Ничего не скажешь, экзотика…

– Да уж, не без этого. В 1990 году уехал в Шахты деньги зарабатывать. Запомнились глаза судьи, когда играли в Махачкале с местным «Динамо». В гостиничных номерах замки не работали. За день до игры дверь с пинка открылась. Зашли амбалы в черных плащах: «Футболисты? Если завтра не проиграете, домой не вернетесь!» Лихо… Счет 0:0, а компенсированного времени тогда не было. Судья, видимо, капитально перепугался. Добавил ровно столько времени, сколько нужно было хозяевам, чтобы войти в нашу штрафную. На 95-й минуте следует длинная подача к моим воротам, ловлю мяч, а в стороне от игрового момента картинно падает дагестанец. Судья с большим облегчением и нескрываемой радостью показывает на «точку». Пенальти гостеприимные хозяева перебивали четыре (!) раза. Первый удар я отразил. Арбитр вернул мяч на место. Второй штанга! Мяч назад. Третий удар – опять беру, но не тут-то было, снаряд – на исходную позицию. Подбежал к судье, а у него глаза грустные-грустные. Ничего не стал ему говорить. Четвертый «пеналь»… мимо! Опустил голову вершитель футбольного закона, дал свисток и побрел к раздевалке. Мне его по-человечески жаль было. А домой мы все же уехали…

Вам довелось поиграть и за рубежом.

– Уговорили меня в Польшу подзаработать съездить. Жили с товарищем на базе футбольного клуба «Сокол» в городке Подляске. Играли за местную команду и ухаживали за стадионом поливали поле, стригли газон, делали разметку. Ну у них и еда, я вам скажу. Врагу не пожелаешь. Томатный сок кипятком разбавили – это суп. В сушеную картошку, что в пакетиках, водички плеснули – второе блюдо. Российские «челноки» тогда начали в Польшу ездить за тряпками, и мы узнали, что они продукты с собой берут. Выменивали у них рыбные консервы, тушенку. За кусок сала готовы были половину Польши отдать (улыбается).

КРАСНАЯ КАРТОЧКА АКИНФЕЕВУ

А как пришло решение переквалифицироваться в арбитры?

– Замучили травмы, да и особой перспективы не видел. В 1994 году Сергей Беленьков предложил попробовать себя на новом поприще. Сначала трудностей было много, особенно когда в отдаленные райцентры области добирался «на перекладных». Сколько раз на автовокзалах ночи коротать приходилось! Потом потихоньку все наладилось. А в 2002 году познакомился с Игорем Акинфеевым, лучшим на сегодняшний день голкипером России. Уже в то время он отличался солидностью и уверенностью. На юношеском первенстве страны в Самаре «Крылья Советов» принимали ЦСКА. Армейцы уже завоевали путевку в финал, а волжан устраивала только победа. Атаковали они почти беспрерывно. Москвичи сфолили в своей штрафной площади, я назначил пенальти – и услышал от Акинфеева смачную тираду в свой адрес. Показал ему красную карточку. После игры Игорь подлетает ко мне как коршун. Я думал, с агрессией, а он с извинениями: «Простите, погорячился, был неправ», и отошел в сторону. Потом подумал и добавил: «А пенальти все-таки не было!»

– Много интересного видели, став уже опытным арбитром?

– Приходилось. Помните, команда такая была – «Спартак-Чукотка»? Судей встречали на белом лимузине, селили в представительстве Чукотки в Москве. Условия почти как в посольстве: попугаи летают, фонтаны бьют, павлины, распушив хвосты, ходят… В самолетах часто встречали эстрадных звезд. Большинство – нормальные люди, но есть и такие, что ни в сказке сказать ни пером описать. Одну известную певицу в Самаре охранники заносили в авиалайнер и укладывали на сиденье в бесчувственном состоянии. Через час она оклемалась, сняла свой черный плащ с капюшоном, закурила, хватанула рюмочку коньячку. Мы глянули – обалдели! Ба! С кем летим! Однажды из Ростова-на-Дону поездом ехали. Отправление задержали на два часа. Ждали, когда к платформе доставят другую «звезду» и загрузят в купе. Вы уж извините, фамилии называть не буду.

СТРАХОВКИ ОТ ОШИБОК НЕТ

– Сергей, часто ли на вас нападали игроки, недовольные судейским решением?

– В пылу борьбы, бывало, высказывали, но эмоции быстро утихают, а я аргументированно объясняю каждое свое решение. На всю жизнь запомнил заповедь своих учителей – Николая Ивановича Козьякова и Рудольфа Александровича Ходеева: «Каждый судья должен помнить, как в каком игровом моменте поступил, и суметь доходчиво объяснить свои действия». Даже если чувствую, что принял неправильное решение, никогда не буду возвращать «должок» потерпевшим. Иначе пойдет клубок ошибок, который никогда не распутаешь. Лучше просто извиниться. Обиженные тренеры, бывает, по два дня рассматривают на видеозаписи спорные моменты, а потом высказывают претензии. Арбитру же на принятие решения отводятся доли секунды. От ошибок никто и никогда не застрахован. Нас учили всегда быть дипломатами. С психологией чтобы было все в порядке. Из любой ситуации надо выходить с честью и достоинством. Футбольный судья не имеет права на эмоции. Надо отвечать на самые каверзные вопросы – тупые или даже провокационные – так, чтобы «репу чесал» оппонент, а не ты. Как, к примеру, ответить на вопрос, который задают три амбала, размером с платяной шкаф: «Как будешь судить: честно или по правилам»? Отводить глаза нельзя, сразу поймут, что слаб ты, парень. По спине холодок пробегает, но отвечаешь: «Почему или? Честно и по правилам». Подобные ситуации с небольшими поправками возникали обычно в южных республиках. Вот уж чего не ожидали, но один-единственный раз такое произошло на «Северо-Западе». Там милиция сработала четко. Вывели через запасной выход и вывезли на служебной машине. Искать причины такой агрессии даже и не стоит. От руководителей требовали моментальный результат, а свои недоработки они старались переложить на другие плечи. Судьи здесь – первые виноватые, своеобразная «отдушина», на них можно все свалить. Да и не только в чемпионате страны подобные эпизоды случались. В чемпионате Воронежской области тоже приходилось судить «тяжелые» матчи. На всю жизнь запомнился поединок более чем десятилетней давности. В финале Кубка области 1999 года в день рождения глубоко уважаемого мною главы Лискинского района Виктора Шевцова его «Локомотив-Д» играл с «Салютом» Валерия Скрыпникова, бутурлиновцы тогда были на подъеме. На Центральном стадионе профсоюзов собрался весь спортивный бомонд, и все ждали подарка, который, возможно, стал бы для Шевцова самым дорогим. Но приносить в жертву сам принцип футбола не стал. В чем виноваты бутурлиновцы: в том, что день финала, к которому они шли долгим и тернистым путем, совпал со знаменательной датой?

О ком или о чем статья...

Михолап Сергей Леонидович