Войти

Виталий Астахов: «У меня – говорящая фамилия!»

«Футбол-Хоккей НН», 12.04.2012

Вратарь Виталий Астахов – не самый разговорчивый игрок «Волги». Тем не менее, в спокойной и обстоятельной беседе он оценил этот сезон, вспомнил время, проведенное в московском клубе, а также рассказал, каково готовиться к матчам без тренера и какая у него специальность вне футбольного поля.

ОЖИДАНИЯ ОПРАВДАЛИСЬ

– Виталий, в этом сезоне ты провел девять матчей. Как оцениваешь такой результат?

– Мало!

– Перед сезоном на какое количество игр нацеливался?

– Конкретного количества матчей не планировал, так как знал, что давно не играл на таком уровне. Просто хотел снова попробовать свои силы в премьер-лиге.

Я понимал, что нам в этом году будет тяжело. Ожидания оправдались. Конечно, была надежда, что мы сможем «выстрелить». Так и произошло в первых турах, но затем мы вернулись в свою нишу. Главное, чтобы клуб не стоял на месте и развивался. А то, что мы в первом сезоне боремся за выживание – это нормально.

– Пять встреч ты провел против кавказских команд: обе против «Анжи», две против «Терека» и домашний поединок со «Спартаком» из Нальчика. Закономерность?

– Просто стечение обстоятельств.

– Какой из проведенных матчей стал самым удачным для тебя?

– Все игры получились средними. Могу выделить лишь кубковый поединок с «Тереком», когда я вышел на замену. Эмоции захлестывали, давно все-таки не выступал. Но, как говорят, все эмоции проходят с первым касанием мяча. Сразу входишь в игру, настраиваешься. Да и матч с «Ростовом» получился, на мой взгляд, неплохим.

– Насколько изменилась премьер-лига за те годы, что ты отсутствовал в ней?

– Все меняется. И условия, и организация, и средний уровень команд. С каждым годом лига становится только сильнее. Сейчас весной много говорят о качестве полей, но нам пока, можно сказать, везло. Дома играли в основном на искусственном газоне, в Томске погода позволила сыграть на нормальном покрытии, ну а Грозный – это просто Европа… Там все на высшем уровне: поле, стадион, раздевалки. К такому должен стремиться каждый провинциальный город. Конечно, к примеру, если бы у нас были построены манежи, то это было бы вообще замечательно.

– Тебе 33 года. Для вратаря – это расцвет или начало заката?

– Конечно, 33 года – уже много. Говорят, что вратари достигают пика формы к тридцати. Но, конечно, все зависит от здоровья. Березовскому – 37 лет, а он играет, и все нормально.

– Ты как себя чувствуешь? Приходишь с тренировки, спина болит – не разогнуться?

– Если пришел – лег, то все нормально, а если какие-то дела по дому, то уже тяжеловато.

ТРЕНЕР ПЛОХОГО НЕ ПОСОВЕТУЕТ

– Если говорить о твоем карьерном пути, то ты начал свой путь в клубе «Восход». Что он представлял собой?

– Это была обычная ДЮСШ. Стандартная история: учеба, тренировки, турниры.

– И ты сразу выбрал себе амплуа голкипера?

– Нет, конечно. Начинал в поле. В одной из игр встал в ворота и отразил пару мячей. И пошло, поехало. Я говорю тренеру: «Не хочу в воротах стоять, хочу в поле!» А он непреклонен: «Стой в воротах!» Так и стою до сих пор.

– Кстати, стоит сказать, что дело было в Самаре. В «Крылья» была возможность попасть?

– В «Крыльях» была тяжелая финансовая ситуация. Впрочем, я однажды съездил с командой на сборы, но дальше не пошло. Стал уже играть на первенство города и области.

– И как же ты попал в столицу?

– Один из моих тренеров – Анатолий Широчкин – учился вместе с Борисом Игнатьевым. Однажды он мне позвонил и сообщил, что договорился о том, чтобы я отправился на просмотр в «Торпедо-ЗИЛ». А я как раз проходил сборы с «Нефтехимиком». В итоге все бросил и рванул на Кипр с москвичами.

– Конечно же, расценивая переход в состав автозаводцев как шаг вперед?

– «Нефтехимик» и «Торпедо-ЗИЛ» выступали в первом дивизионе, но я рассуждал, что тренер плохого не посоветует. Сами подумайте: Москва, «Торпедо», такие традиции. Мне представлялся подобный вариант достаточно перспективным. Хотя тогда, наверное, перспективным для меня был бы любой вариант. Мечтал найти работу, так как в Самаре выбора у меня не было.

– Насколько тяжело было переезжать в столицу из провинции?

– Я не заморачивался на бытовых вопросах. Жил в гостинице с остальными игроками.

– Сколько времени прошло до того момента, как ты вышел в основном составе?

– Ух, тут и не посчитаешь. Года четыре, наверное. Так получилось, что играл-то я в основном за дубль. За основу провел всего-то десяток матчей.

БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ ПОДОБНА БОРЬБЕ ЗА МЕДАЛИ

– Тяжело было выступать за команду, у которой армия болельщиков представляла собой фактически небольшой отряд?

– Зато все они свои, родные. Конечно, их было мало, но стоит сказать, что их количество постепенно росло. Когда «Москва» начала показывать результаты, то и зрители потянулись. ФК «Москва» постоянно эволюционировал, а потом оказался никому не нужным. Почему так произошло? У нас же говорят, что футбол должен быть частным, как в Европе. Если частнику надо, то он, конечно, тщательно следит за своим хозяйством, а бывает, как в случае с «Москвой». Нынче в нашем футболе идет переход на новые рельсы. Есть и положительные примеры – «Краснодар». Команда недавно выступала в третьей лиге, а сейчас и результаты приличные, и школа развивается, и база современная имеется с отличными полями.

– Вернемся все-таки к делам московским. Тот факт, что команда три сезона подряд боролась за выживание, цепляясь за 14 место, добавлял головной боли и стрессов?

– Конечно, такое положение вещей – это постоянный стимул. Но и, конечно же, чудовищный стресс. Ведь борьба за выживание – она подобна борьбе за медали. Всегда в тонусе, не то что, когда спокойно держишься в середине таблицы. Но лучше, конечно, бороться за высокие места.

– Какие-то матчи запомнились? У автозаводцев наверняка было немало решающих сражений…

– Вы знаете, в памяти осталась лишь победа над «Спартаком», даже не знаю, почему.

– Зато, говорят, именно в то время ты получил бесценное наставление от Вадима Никонова, как стоит играть во время пенальти?

– Да, он всегда говорил: «Не гадай. Стой до конца. Если форвард хорошо пробил, то уже ничего не сделаешь! А если ошибется, тогда сможешь отразить». Вообще каждый специалист дает какие-то дельные советы. Я всегда старался к ним прислушиваться.

– А когда в твоей карьере появился первый тренер вратарей? Все-таки в России эта должность в клубах получила свое распространение достаточно недавно.

– По-моему, первый тренер появился в «Торпедо-Металлурге». В «Содовике», к примеру, с нами занимался 35-летний Александр Суровцев, который официально на тот момент еще не закончил карьеру. Сейчас он трудится в Томске. В Воронеже с вратарями работал Андрей Саморуков, а вот в Калининграде вратари занимались сами. Выходишь на тренировку и придумываешь себе упражнения.

– Готов стать тренером?

– Тренер – это призвание, необходимые качества обязательно должны быть заложены в тебе. Когда завершу карьеру, буду смотреть, имеются ли они у меня.

– Чувство пресыщенности футболом тебя еще не посетило?

– В течение сезона оно всегда присутствует в определенных моментах, к примеру, когда ты сидишь на лавке или получаешь травму.

– Как гнать такие мысли?

– Все переживается – через позитивные события, через общение с семьей.

ДАЖЕ 11 ЗВЕЗД СРАЗУ НЕ ДАДУТ РЕЗУЛЬТАТ

– Возвращаясь опять-таки к «Торпедо-ЗиЛ», что изменилось в команде, когда ее приобрел «Норильский Никель»?

– Белоус пришел – долги отдал. Задержки накопились к концу сезона, составляли пару месяцев. Я к таким моментам отношусь спокойно. Главное, чтобы руководство держало контакт с командой, общалось с игроками. Понять можно любую ситуацию.

– Долги отдали, и все?

– Инфраструктура потихоньку начала улучшаться. Стали ремонтировать базу в Мячково: жилые корпуса, поля. Вообще Белоус был амбициозным руководителем, игроков стал новых приглашать. К примеру, Никонов набирал много молодежи из дубля.

– Кто из партнеров тебе запомнился как нестандартная личность?

– Шустиков. Он был балагуром в хорошем смысле этого слова. Будучи капитаном, держал ребят в позитивном русле, всегда находил нужные слова в раздевалке, подбадривал. Бракамонте запомнился своей игрой на гитаре. Зачастую выступал на клубных мероприятиях.

– Почему же, несмотря на инвестиции, команда продолжала бороться за выживание?

– Быть может, времени не хватило, а может, терпения. Началась тренерская чехарда, а ведь каждый тренер видит игру по-своему, приводит своих исполнителей. Даже одиннадцать «звезд» сразу не могут дать результат. Хороший пример – «Манчестер Сити», у которого дела в английской премьер-лиге поначалу не ладились.

– А «Анжи» покажет результат, на твой взгляд?

– В этом сезоне за медали, конечно, не зацепится, а потом посмотрим. Приглашение Хиддинка начало давать плоды. Думаю, он знает, что делать.

– А быть может, причина неудач «Торпедо-Металлурга» в том, что в 2003 году за сезон сменилось три тренера? Для голкиперов смена тренерского штаба настолько же болезненна, как и для полевых игроков?

– Все то же самое. У каждого тренера свои требования: один просит разыгрывать мяч, а другому надо, чтобы выносил. Конечно, когда человек работает стабильно – пару лет, то появляется взаимопонимание, легче надеяться на результат. Хотя порой смена наставника может встряхнуть коллектив. Главное, чтобы тренер был коммуникабельным.

– Дмитрий Черышев наверняка входит в число коммуникабельных наставников?

– Это точно. Но не стоит забывать, что и к каждому игроку нужен свой подход. Мне, к примеру, лучше, когда меня не дергают лишний раз, вокруг – спокойствие. Кому-то нужен эмоциональный заряд, кому-то – нет. Тренеры должны это чувствовать.

ЕЗЖАЙ В АРЕНДУ – ИЩИ СВОЕ СЧАСТЬЕ

– Создание «Москвы» – это смена вывески или очередной виток фундаментальных изменений?

– Пришел новый тренерский штаб. А так, все оставалось по-прежнему. Повышенного внимания городских властей я не припомню.

– Почему ты решил покинуть состав «гранатово-черных»?

– После серии неудачных матчей мне сказали: «Тебе столько лет, а ты все за дубль играешь. Езжай в аренду, ищи свое счастье!»

– И сначала ты отправился в Воронеж.

– Было два варианта: «Факел» и «Содовик». Но во вторую лигу решил не ехать. Воронеж же оказался неплохим городом, у команды была своя база. Жена отнеслась нормально к переезду из столицы.

– Тем не менее, переход в первый дивизион был шагом назад?

– Конечно. Это сразу стало ясно, исходя из тренировочного процесса и организации. В «Москве» за тобой следили специальные тренеры, были выстроены интересные занятия, а в «Факеле», конечно, до такого уровня не дотягивали.

– Началась стагнация?

– Тяжело было, что с тобой никто не работал персонально.

– Чему может научиться футболист, выступающий несколько сезонов подряд за середняков первого дивизиона? Ведь на твоем пути затем была «Балтика», крепко застрявшая в первой лиге уже практически на десяток лет.

– Если человек стремится к чему-то, то все будет нормально. Но, конечно, необходима помощь со стороны.

– Но ты согласен с мнением, что среда формирует личность?

– А какое еще есть мнение?

– Несмотря на окружающие обстоятельства, личность формирует себя самостоятельно.

– Спорное утверждение.

– Какой из подходов тебе ближе?

(Думает). Все-таки, в какой среде ты находишься, ты так и начинаешь меняться. Конечно, если личность очень сильная, то ей все равно, она видит перед собой цель, к которой стремится. Но таких примеров крайне мало.

– Почему ты решил уйти из «Факела» в «Содовик»?

– Я, по сути, ничего не решал. Правами на меня обладала «Москва», все зависело от клуба. Александр Игнатенко, тренировавший «Торпедо-Металлург», возглавил «Содовик». Он меня звал еще тогда, когда я выбрал Воронеж. В итоге поехал к Игнатенко.

– В Стерлитамаке, кроме футбола, было чем заниматься?

– Конечно, это совсем маленький городок – полторы улицы. Из развлечений были боулинг и кинотеатр. Да я не особо привередливый. Многие ребята и вовсе жили на базе.

– В чем секрет успеха «Содовика», который в год дебюта занял шестое место?

– Все факторы сложились: тренер, игроки и руководство. Из известных футболистов там тогда выступали нападающие Зацепин и Передня, а также Шуленин.

– Закат «Содовика» был связан с финансовыми проблемами. Из-за чего они появились в маленьком городе, в котором есть крупный завод?

– Получилась такая ситуация, что поменялось руководство предприятия, и футбол ему оказался просто-напросто не нужен. Нас, кстати, возили на экскурсию на завод, показывали производство.

– А какое образование у тебя, помимо футбольного?

– Учился на холодильщика. Электромонтер по ремонту электрооборудования и техники. Сейчас, конечно, вряд ли что-то сделаю, любым делом надо заниматься постоянно. Я же отучился и в футбол стал играть. А в институте получил специальность учителя физкультуры.

В 2008 ГОДУ У НАС ПОДОБРАЛАСЬ ОТЛИЧНАЯ КОМАНДА

– Переход в «Волгу», которая играла во втором дивизионе, представлялась тебе определенным риском?

– Контракт с «Москвой» закончился. Тренер-селекционер «Волги» Станислав Павлович Ядров убедил меня, что есть смысл переехать в Нижний. Он популярно рассказал о задачах, которые стоят перед командой, которая развивается год от года.

– И каковы твои первые впечатления по приезде в наш город?

– Ничего особого. Все было нормально – всей командой жили на «Полете». Постоянно все вместе. Это, конечно, сплачивало.

– Сезон-2008 стал лучшим в твоей карьере?

– Это был хороший сезон, что уж тут темнить. Мы выполнили свою задачу, я много играл.

– Матчи на «ноль», которых ты провел в том сезоне достаточно, отмечал как-то?

– Когда много играешь, конечно, делаешь заметки для себя, мол, сыграл неплохо. А когда выходишь раз от раза, то даже и не обращаешь внимания. Я на цифрах не концентрируюсь: ни матчи не считаю, ни отраженные пенальти. Кстати, во второй лиге на тренировках устраивали турниры по отражению пенальти. На шоколадки.

– Такое сильное выступление доказало тебе, что ты все-таки голкипер не уровня второй лиги?

– А что вторая лига?! Там тоже играют. Просто команда у нас подобралась хорошая, опытная, целеустремленная, сплоченная. Нас подстегивала цель выйти в первый дивизион.

– В нем в первом сезоне ты провел 36 матчей. Как вратарь, можешь отметить, почему команда провела две принципиально разные части первенства?

– Мы играли нормально и в первой половине сезона, но никак забить не получалось – свели много встреч вничью. Произошла смена тренера, тренировки стали другими по эмоциональному настрою, ребята прониклись доверием к тренерскому штабу, и результат не заставил себя долго ждать.

– В 2010 году, когда появилась задача о повышении в классе, ты впервые в Нижнем сел на скамейку запасных. Как воспринимал такой поворот событий?

– Конечно, тяжело. Оставалось лишь упорно тренироваться.

– И ведь дождался своего шанса, фактически вернув себе место в основе в конце сезона. В жизни ты – терпеливый человек?

– Стараюсь таким быть.

– Кстати, ты знаешь, что фамилия Астахов происходит от имени Евстафий, что означает устойчивый, постоянный?

– Слышал когда-то. Выходит говорящая фамилия.

КАРЯКА – ХУЛИГАН!

– Сейчас в команде сложилась такая ситуация, что все три голкипера команды примерно равны по потенциалу. Как тебе подобная конкуренция?

– Это называется – не знаешь, чего ожидать в следующей игре.

– Такая ситуация нервирует?

– Уже привык. Конечно, лучше играть постоянно. Когда проведешь пару матчей подряд, то уже чувствуешь некий тонус.

– Расскажи о сильных качествах коллег.

– Илья отлично играет на выходах, Миша хорош в ближнем бою. Но отмечу, что они оба – сбалансированные вратари.

– Каждый вратарь – индивидуалист?

– Это как посмотреть. Мы работаем втроем на тренировках, получается подобие команды. Все отлажено.

– Кстати, сейчас в команду пришел человек, который забил тебе, по твоим же отзывам, один из самых обидных голов в карьере.

– Ага, Каряка – хулиган! Надо, кстати, рассказать ему, мол, что ты тогда наделал! Хотя сейчас я уже спокойно отношусь к подобным моментам. Игры быстрее перевариваю, отхожу от них. Тренеры так и говорят, что не стоит раскисать: сыграли, сделали выводы – готовимся к следующему матчу.

ПЛАНОВ НА БУДУЩЕЕ НЕ СТРОЮ

– Вне футбола какое у тебя увлечение?

– Семья. С детьми погулять, телевизор посмотреть, в кино сходить. Особо никуда не выбираюсь без семьи. Сейчас вот планируем на море отдохнуть.

– В какую страну хочешь поехать?

– В Черногорию.

– Планы на будущее строишь?

– Пока тишина. Доработаю контракт, который у меня до конца сезона, будем смотреть. Ничего не планирую пока.

– Что необходимо делать команде, чтобы сезон закончился позитивно?

– Шансы остаться в элите даже без стыковых матчей у нас еще есть. Не стоит смотреть на конкурентов, все они могут оступиться – и «Амкар», и «Терек». Победы над грозненцами, конечно, прибавили сил команде, помогли ей сплотиться.

– О Кубке России мечтаешь?

– Конечно, ведь остался всего один шаг! Выиграли «Динамо», и вот он – финал! То, что в Москве играем – никакой разницы. Жаль болельщиков, которые не смогут насладиться хорошим футболом. Думаю, в Нижнем был бы полный стадион.

– А можешь представить такой расклад: финал Кубка и послематчевая серия пенальти.

– Я за то, чтобы все вопросы решались в основное время!

Сорвачёв Андрей

О ком или о чем статья...

Астахов Виталий Геннадьевич