«Футбол-Хоккей НН», 21.07.2011
Андрей Батраков – нижегородский футбольный арбитр в прошлом, инспектор в настоящем. Человек, для которого футбол – это вся его жизнь, это то, чем он дышит, откуда черпает силы, что доставляет ему ни с чем не сравнимое удовольствие. Недавно Андрею Владимировичу исполнилось 55 лет, и дата эта стала замечательным поводом, чтобы побеседовать с ним, вспомнить былые годы и порассуждать о дне сегодняшнем.
– Андрей Владимирович, каждый футбольный арбитр рано или поздно вынужден заканчивать свою карьеру. Когда с вами это случилось, чем решили заняться?
– Судить профессиональные соревнования я закончил достаточно давно, в 1999 году, после этого еще год работал на матчах третьей лиги, затем стал инспектором. И до сих пор инспектирую игры этого дивизиона, к тому же являюсь председателем комиссии, которая назначает инспекторов на матчи.
Помимо этого, с 2001 года тружусь в МФС «Приволжье». Вот уже 10 лет работаю с различными юношескими сборными Приволжского региона, которые выступают в первенстве России.
– И какая работа из этих двух интереснее, больше удовольствия приносит?
– Мне удовольствие доставляет все, что связано с футболом. Считаю, мне сильно повезло, что вся моя жизнь связана с этим видом спорта. И все же, наверное, с юными футболистами работать интереснее – приятно наблюдать, как на твоих глазах растут перспективные мальчишки. Многие из тех, которые прошли через мои команды, сейчас уже играют и в премьер-лиге, и в первом дивизионе. Тот же Алан Дзагоев, игрок ЦСКА и сборной России, играл в нашей сборной Приволжья, которая в 2005 году стала чемпионом. Не могу не вспомнить и футболиста «Волги» Андрея Буйволова, и Егора Тараканова, который еще не так давно надевал футболку нашего главного клуба области.
С удовольствием вспоминаю позапрошлый год, когда мне довелось поработать помощником Дмитрия Голубева, который возглавлял сборную Приволжья (ее костяк составляли игроки выксунского «Металлурга»). Тогда наша команда успешно выступила в шестом региональном Кубке УЕФА в Хорватии, поделив 3-4 места на таком представительном турнире. Чуть-чуть опыта не хватило, чтобы подняться выше.
– Каковы, на ваш взгляд, на сегодняшний день перспективы нашего юношеского футбола?
– Базовой командой сборной Приволжья в последние годы является тольяттинская «Академия», там сосредоточен основной и кадровый, и финансовый ресурс. Но когда я только начинал работать на этом поприще, Академии имени Коноплева еще не существовало, сборная формировалась ребятами из разных регионов, а результаты и тогда были: мы неоднократно становились призерами первенств России. Это говорит о том, что юных дарований по всему Приволжью хватает. Правда, чемпионами мы не были ни разу, пока не появилось Академии.
– Как считаете, Нижегородская академия футбола Игоря Егорова со временем сможет конкурировать с тольяттинской школой?
– Все завит от условий, от финансирования. Будет здесь нормальный интернат, где ребята смогут жить, учиться, появятся и результаты. Игорь Егоров уже не первый год бьется, чтобы построить интернат, но пока помощи нет, а в одиночку трудно такое дело с мертвой точки сдвинуть. Так что все дело в материально-технической базе, а хороших тренеров и организаторов в Нижнем Новгороде достаточно. Вообще в идеале, я считаю, каждая профессиональная команда должна иметь свою академию, как это принято в Европе. Чтобы мальчишки росли, имея перед глазами пример для подражания, играли в той же форме, в которой играет главная команда.
– Андрей Владимирович, вы 15 лет судили матчи чемпионата СССР и России – во второй лиге союзного первенства в качестве главного арбитра, в первой – в роли лайнсмена. Что самого яркого запомнилось из тех времен?
– Мне кажется, моя судейская карьера прошла достаточно ровно и спокойно, каких-то эксцессов и вспомнить-то сложно. Даже «неудов» от инспекторов ни разу не получал (смеется). Разве что осталась в памяти работа на матчах в «горячих точках», когда Союз разваливался. Напряжение, скажем так, в воздухе витало. Во время азербайджано-армянского конфликта судил встречу в Азербайджане местной команды. Приезжаем, начало матча назначают на два часа дня, народу на футболе совсем нет. Спрашиваю, почему так рано? Говорят, надо пораньше сыграть, а то обстрелы могут начаться. Помню, на такие матчи даже инспекторы не ездили, помощники главного судьи порой не являлись. Приходилось на линию кого-то из местных арбитров искать.
– Прежде чем взять судейский свисток в руки, наверняка сами в футбол играли?
– Конечно, как же без этого. Я начинал в 1966 году в ДЮСШ горьковского «Локомотива», моими тренерами были Владимир Александрович Фролов и Валерий Константинович Голубев. Команда, за которую я играл, пробилась в полуфинал первенства СССР среди юношей. Тогда в ней подобралась приличная компания ребят 19551956 годов рождения, позже имена Николая Козина и Владимира Винокурова были на устах у футбольных болельщиков. «Локомотив» занял четвертое место, а мог бы быть и первым, а мог и выиграть турнир, не уступи львовским «Карпатам».
По окончании ДЮСШ играл на область за «Локомотив», а позже Семен Наумович Шапиро предложил попробовать себя в качестве арбитра. С 1982 года начал судить первенство города и области, потом юношеские соревнования на первенство России, а уже вскоре обслуживал игры первенства Советского Союза во второй лиге. Дебютировал в поединке двух подмосковных команд – «Знамя труда» (Орехово-Зуево) и «Зоркий» (Красногорск). Я тогда помогал известному футболисту и арбитру Александру Мушковцу из Москвы.
– Каждому арбитру присуща своя манера судейства. Одних не видно и не слышно на поле, другие всячески привлекают внимание к своей персоне, ведут себя эпатажно. Вас к первой или второй категории «людей в черном» можно отнести?
– К первой, безусловно. Ни к чему судье себя на первый план выставлять. Я согласен с мнением: если арбитра не видно на поле, это лучший для него комплимент. Другое дело, что требования к судьям тогда и сейчас очень разнятся. Нас, например, учили, что пенальти надо давать в самом крайнем случае. Сейчас же не всегда одинаково трактуется, допустим, игра рукой в штрафной. Или взять положение «вне игры»: раньше если стоит нападающий ближе защитника к воротам – уже офсайд. Сейчас же смотрят, активное положение «вне игры» или пассивное. В этом плане сейчас судить сложнее стало. Этим, возможно, можно объяснить и то, что арбитры больше в глаза бросаются, нежели в былые годы.
– Отчего авторитет судьи зависит? От того, насколько брутально он ведет себя на поле, от умения общаться с футболистами?
– Авторитет зарабатывается годами. Всегда надо уметь находить общий язык с игроками. Особенно с лидерами команд. Бывало, какой-то момент вспомнишь из жизни футболиста прямо на поле, вспомнишь, где пересекались с ним. А потом даже если ты и ошибешься, он совсем по-другому, более спокойно, реагирует на ошибку. Но либерализм этот должен быть в разумных пределах, панибратства не надо устраивать.
– Два нижегородских арбитра – Игорь Егоров и Михаил Вилков – судят матчи премьер-лиги. Что, на ваш взгляд, у них общего в манере судейства и чем они отличаются друг от друга?
– Во-первых, очень приятно, что наш город в элитном дивизионе представляют сразу два рефери, есть еще Миша Белов с Игорем Низовцевым, которые работают на матчах первого дивизиона.
Егорова я считаю одним из лучших арбитров России, который давно снискал себе авторитет. Миша – судья молодой, но весьма перспективный. У них разная манера судейства, но они мне оба импонируют своим профессионализмом.
– Андрей Владимирович, раньше в судьи шли в основном футболисты, которые заканчивали карьеру игрока. Сейчас же бытует мнение, что арбитров нужно воспитывать «с пеленок», обучать их судейскому ремеслу с младых ногтей. Вы какой точки зрения придерживаетесь?
– Наверное, лучше, когда есть у человека опыт и жизненный, и футбольный, когда он сам поиграл, понюхал, что называется, пороху. Арбитр лучше понимает дух и сущность игры, когда бывал «в шкуре» футболиста. В частности, футбольные хитрости и уловки, к которым порой прибегают игроки, такому судье легче «раскусить». Да и авторитета у арбитров, которые сами поиграли, среди футболистов больше. Но раз уж пошла такая тенденция – готовить судей с юношеского возраста… Не нами это придумано, не нам это отменять…
– А по поводу возрастного ценза для арбитров вы что думаете?
– Опять же, не нами он, увы, принят… Я считаю, что если судья выполняет все нормативы, если поддерживает себя в идеальной спортивной форме, зачем ему в паспорт заглядывать? Неужели его огромный опыт никому не нужен? Надо к каждому арбитру индивидуально подходить, а не «стричь под одну гребенку» всех.
– Когда вы судили, судейских скандалов было гораздо меньше? Или просто об этом не говорили, не писали?
– Скандалы всегда были. Другое дело, что тогда таких технических возможностей не было, чтобы муссировать эти скандалы. Сейчас можно выйти в Интернет и любой матч посмотреть. А тогда и на видеокассету-то редко какой поединок снимали, в обязательном порядке, как нынче, этого делать не требовалось.
– Порой приходится слышать, что в футболе, как и в хоккее, пора бы ввести практику просмотра видеоповторов арбитрами, дабы избежать судейских ошибок, влияющих на исход встреч. Вы «за» или «против»?
– Если и можно эту практику вводить, то только при фиксации взятия ворот. Вспомните случай на чемпионате мира, когда англичане забили «чистый» гол, а судья не увидел этого. А если каждый спорный эпизод смотреть, на сколько же может игра затянуться… Судейские ошибки – это ведь тоже составляющая футбола, они свой колорит в игру привносят. Наверное, футбол что-то потеряет, если судьи ошибаться перестанут.
– Почему, на ваш взгляд, уже много лет российских арбитров мы не видим на крупнейших турнирах – чемпионатах мира, Европы?
– Это вопрос к руководителям нашего футбола, к россиянам, которые работают в судейских комитетах ФИФА, УЕФА. Они должны интересы своих судей лоббировать, как это, собственно, во всем мире и делается. Уверен, что наши арбитры ничуть не хуже зарубежных.
– Когда игру смотрите на стадионе или по телевизору, сможете безошибочно определить, «чистый» матч или команды договорняк «гоняют»?
– Когда по телевизору смотришь, трудно это сделать. Надо проникнуться антуражем поединка, видеть всю картину происходящего. Но, если у нас до сих пор никого не поймали, значит, нет у нас договорных матчей. Или просто не хотят ловить…
О ком или о чем статья...
Батраков Андрей Владимирович