Войти

Яков Паккер: «Мой отец стоял у истоков нижегородского футбола»

«Футбол-Хоккей НН», 20.09.2012

В день матча «Волги» с казанским «Рубином», 6 августа, свой день рождения отметил Яков Семенович Паккер – сын известного в 20-30-е годы ХХ века нижегородского футболиста Семена Паккера. А незадолго до этого мы встретились у Якова Семеновича дома, и он рассказал нам о своем отце и о себе, а также подарил несколько раритетных архивных фото для будущего музея нижегородского футбола.

– Яков Семенович, расскажите о своем отце. Он наверняка поведал вам, как выступал за сильнейшие клубные команды и сборную Нижнего Новгорода.

– Мой отец был очень скромным человеком и о себе мало рассказывал. В основном говорил о своих товарищах – Грице, Тихонове, братьях Раковых, Парахине, Ползунове. Тем не менее, я знаю, что в футбол Семен Исаакович начал играть в 1915 году – в команде, составленной из учащихся канавинской гимназии и реального училища. Отец был участником гражданской войны. А после революции выступал за Канавинский и Нижегородский Спорт-Клубы, а также за сборные команды Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии.

Семен Паккер стал пятикратным обладателем Кубка Большого Нижнего Новгорода, чемпионом нашего города, серебряным призером чемпионата Нижегородской губернии. А в 1923 году его команда заняла пятое место во втором чемпионате Советской России, проходившем в Москве.

– А где начинал играть ваш отец?

– Мы жили в Канавине, около садика 1 мая. А играть мой отец начинал на том самом месте, где сейчас находится стадион «Локомотив». Там когда-то была всероссийская художественно-промышленная выставка, а после нее остался пустырь, на котором пасли коров. Вот и приходилось футболистам убирать навоз, расчищать площадку, а на ней играть в футбол.

– Родившись в семье футболиста, вы сами, наверное, с детских лет тянулись к футболу?

– Известные в пору моего детства игроки тоже все жили поблизости: Иван Васильевич Коровин, Константин Сучков, Виктор Дроздов, Евгений Кочегазов, Владимир Ненастин, Александр Сурьянинов. Дядю Костю Сучкова я всегда ждал около дома в дни матчей и до самого стадиона нес его фибровый чемоданчик с формой. А с сыновьями дяди Сережи Парахина – Сашей и Володей, ставшими впоследствии известными баскетболистами, мы дружили в детстве.

Мои ровесники смотрели на меня как на героя, ведь торпедовцы приняли меня в свою команду, сделав юнгой. Я помогал им чистить бутсы, приводить в порядок форму. А во время матчей тренер «Торпедо» Виктор Александрович Маслов разрешал мне сидеть на скамейке запасных и даже брал меня с командой в поездки. С разрешения родителей, разумеется.

– С кем из игроков вы были дружны?

– Хорошие отношения у меня сложились с приезжими футболистами, которые жили в гостинице при стадионе «Торпедо» (ныне – «Локомотив». – Прим. авт.). В основном это были москвичи – Юрий Гурвич, Николай Ефимов, Борис Хренов, Николай Евсеев, Борис Сафронов, Семен Гурвиц, ставший впоследствии директором нижегородской СДЮСШОР № 8. Когда Сеня Гурвиц прибыл из Москвы в Горький, он несколько дней жил в нашей семье. А гардероб его хранился у нас в течение нескольких месяцев, потому что Семену просто-напросто некуда было сложить свои вещи. У него были большие неприятности в семье: мать и отец сидели в тюрьме как «враги народа»…

– А сами мечтали стать футболистом?

– Ну, конечно же. На нашей улице Котовского жила в основном одна шпана. И только благодаря родителям и спорту я не попал в дурную компанию. Когда мне исполнилось десять лет, начал играть за команду «Стрела» при Дворце культуры имени Ленина с ребятами, которые были на несколько лет старше меня – Федором Ворониным (он впоследствии выступал за горьковское «Торпедо»), Лерой Смирновым, Анатолием Кузнецовым, Василием Сараевым, Юрием Мельниковым и братьями Малкиными – Юрием и Борисом. Моими первыми тренерами были Николай Иванович Дунаев и Донат Иванович (сейчас уже не вспомню его фамилию).

А вскоре я стал выступать за юношескую команду «Торпедо» при заводе «Красная Этна». Тренировали нас Александр Степанович Костин по прозвищу Попец и – чуть позже – Василий Иванович Брандуков. Моими партнерами стали Валя Водяницкий, Володя Мамаев, Коля Крутов, Юра Гусев, Яков Шнайдер, а капитаном команды был известный впоследствии футбольный арбитр Семен Шапиро. Правда, играл я за этот коллектив недолго. Причем завершилась моя футбольная карьера весьма неожиданно. Как-то мы приехали играть с «Локомотивом» на стадион «Чугунка», который находился в то время напротив Канавинского рынка. На игру пришел мой отец, и после матча он сказал, что из меня футболиста не получится. Я всегда ценил мнение отца и поэтому решил закончить с футболом и сосредоточиться только на хоккее.

– Но и в хоккей вы играли недолго…

– Зимой 1955 года под руководством нашего хоккейного наставника Константина Дмитриевича Послова мы играли на первенство города с командой «Крылья Советов». Я был защитником и попытался применить силовой прием против нападающего соперников Геннадия Силкина, причем сделал это неудачно. В итоге, играя по-пижонски без шлема, сильно ударился затылком об лед и получил серьезное сотрясение мозга, которое привело к частичной потере зрения, после чего и с хоккеем пришлось расстаться. Правда, вскоре я поступил в авиационный техникум и еще год играл за сборную этого учебного учреждения по хоккею с шайбой. Но зрение стало ухудшаться, и с активными занятиями спортом мне пришлось проститься.

– И тем не менее, у вас много друзей в большом спорте.

– Да. К примеру с легендарным вратарем Виктором Коноваленко я познакомился еще в юности. Произошло это на Канавинском рынке. Мы оба были страстными голубятниками. А на рынке по воскресеньям ранним утром как раз продавали голубей. Вот там-то мы и встретились. Потом, в 1956 году Виктора взяли в команду мастеров «Торпедо», и наша дружба на некоторое время оборвалась. В 1958-м я окончил техникум, а вскоре женился и получил распределение на Горьковский авиационный завод. А в 1961 году мы вновь встретились – в Адлере, где Виктор Сергеевич отдыхал со своей супругой. После этого у нас с ним сложилась крепкая мужская дружба. Кстати, с помощью Коноваленко в 1967 году я поступил в институт физкультуры имени Лесгафта.

Так получилось, что я попал в группу к футболистам и хоккеистам. Со мной вместе в одной группе учились игроки горьковской «Волги» Борис Игнатьев, Валентин Филякин, Валерий Корнишин, Юрий Аникин и другие. Естественно, приходил на стадион, болел за ребят, но все же больше душа лежала к хоккею. Коноваленко мне доставал билеты на матчи «Торпедо», и я старался не пропускать ни одной домашней игры автозаводцев.

– Расскажите, а как вы стали начальником горьковской хоккейной команды «Полет»?

– Директор авиационного завода Иван Степанович Силаев вызвал меня и спросил, знаю ли я команду «Полет». Естественно, работая на заводе, мне было известно, что родное предприятие имеет хоккейную команду класса «Б». Но матчей с участием «Полета» я не посещал, мне и «Торпедо» хватало. О чем и сказал Ивану Степановичу. Но Силаев в беседе со мной предложил мне пост начальника команды «Полет», сказав, что хочет видеть ее в классе «А».

Придя в коллектив, первым делом я наладил в нем дисциплину. И в первый же год мы сразу попали в «пульку» сильнейших команд класса «Б», которая проходила в Томске. Правда, «Полет» там откровенно сплавили. Разместили нас в каком-то общежитии, кормили плохо, лед после концертов в местном Дворце спорта был безобразный. А тут еще представитель федерации хоккея СССР Григорий Мкртычевич Мкртчян подошел ко мне и прямо сказал: «Яков, вы первый раз попали в финальный турнир, поэтому в класс «А» вам еще рановато».

Так в итоге и получилось. Бесспорному фавориту – «Текстильщику» из Павлова Посада – мы уступили со счетом 0:2. А за второе место вели борьбу сразу несколько команд. Одна из них была из города Тетюхе. Она состояла в основном из горьковчан, а тренировал ее экс-нападающий «Торпедо», серебряный призер чемпионата страны 1961 года Лев Феоктистович Халаичев. Перед матчем с нами он предложил сдать игру. Сулил каждому из игроков «Полета» по пятьсот рублей. А у наших хоккеистов зарплаты – по сто двадцать целковых. Но мы с капитаном команды Валерой Шапошниковым – нынешним директором торпедовской хоккейной школы – поговорили с ребятами и решили играть честно. В финал, правда, в итоге не вышли. Но в следующем году мы вновь попали в «пульку», которая проходила в городе Апатиты Мурманской области, и выполнили задачу, поставленную перед нами руководством авиационного завода, завоевав путевку в класс «А».

«Полет» в те годы был дочерней командой горьковского «Торпедо». В мое время через нее прошли Владимир Минеев, Сергей Мошкаров, Александр Цыганов, Сергей Кунин, Владимир Астафьев, Сергей Тюляпкин, Михаил Варнаков, Игорь Аверкин, Сергей Еганов и многие другие хоккеисты, заигравшие впоследствии в высшей лиге.

– Чем вы занимались после распада СССР?

– В 90-е годы трудился в одной из бизнес-структур Нижнего Новгорода, а также стал помощником депутата Государственной Думы Иосифа Кобзона. С Иосифом Давыдовичем я познакомился еще в 1980 году и с тех пор мы дружны. А с 1998 года работаем вместе.

– Про спорт не забываете?

– Нет, конечно же. Пару лет назад меня избрали председателем Совета ветеранов ХК «Торпедо». Стараюсь не пропускать ни одного матча с участием нижегородской «Волги», которая в 2013 году отметит свое 50-летие.

– Вас можно встретить даже на играх молодежки бело-синих.

– Раньше я жил около стадиона «Полет», поэтому люблю бывать там. Вообще нынешняя «Волга» у меня ассоциируется, прежде всего, с двумя людьми: Владимиром Зиновьевым и Валерием Мочаловым. Они в свое время возродили сормовскую футбольную команду, в которой играли только их воспитанники. Кстати, один из них – Дмитрий Айдов – до сих пор выступает за «Волгу».

О ком или о чем статья...

Паккер Семён Исаакович