«Арена», 09.06.2016
Это имя всегда было, да и до сих пор остается на слуху курских поклонников футбола. Паша одним из первых курских футболистов добился права играть в высшей лиге советского футбола – ранней весной 1966 года он прямо со сборов в Каховке был увезен донецкими селекционерами играть за «Шахтер». Адамова, пожалуй, можно считать самым талантливым футболистом из уроженцев соловьиного края. Ну а курским Стрельцовым Павла Адамова можно еще потому назвать, что и на его спортивной судьбе лежал трагический отсвет.
Действительно, между ними много схожего. Во-первых, яркий футбольный талант, проявившийся в юношеские годы. Во-вторых, их бешеная популярность в болельщицкой среде, обернувшаяся вследствие слабохарактерности обоих тяжелой формой «звездной болезни» со всеми вытекающими последствиями. Правда, Павла Адамова минула чаша тюремных бдений, но жизнь его закончилась в достаточно молодые годы. Даже сейчас, спустя много лет после смерти своих любимцев, преданные болельщики в Москве и Курске ласково называют их «наш Эдик» и «наш Пашка». Знаменитый игрок и тренер, друг Стрельцова Валентин Иванов в своих воспоминаниях назвал последнего «…человек, который был сильнее всех на футбольном поле и слабее всех за его пределами». Те же слова можно отнести и к фигуре Павла Адамова.
«Трудовые резервы» вступили в розыгрыш чемпионата СССР с 1958 года и в начале 60-х добились неплохих результатов. В команде практически все были местными футболистами. Казацкая, Ямская, Стрелецкая, Цыганский Бугор – эти окраины Курска дали нашему футболу немалое число игроков, мастерство которых оттачивалось в детских и юношеских футбольных секциях. Наиболее способные ребята попадали в группу подготовки при команде мастеров «Трудовые резервы», где долгие годы успешно работал Владимир Авдеевич Щекин (попросту Авдеич). Школу Авдеича прошло множество талантов – некоторые из них стали настоящими звездами местного, да и всесоюзного уровня.
К числу таких футболистов принадлежал и Павел Адамов. С детства Павлик с утра до позднего вечера пропадал на футбольном поле близ Кривца. Вместе с закадычным другом Димкой Кирсановым он прошел нелегкий отбор в секцию Авдеича на «Трудиках» (так ребята между собой называли центральный стадион города). Павел и Дмитрий постепенно вышли на первые роли среди ровесников и по рекомендации Щекина были взяты на заметку старшим тренером команды мастеров Роговым. Осенью 62-го им представилась возможность попробовать свои силы в основном составе. В ряде товарищеских матчей, в том числе и с сильным волгоградским «Трактором», Адамов и Кирсанов сыграли просто здорово, и 17-летние ребята были зачислены в команду «Трудовые резервы». Сезон-63 сложился для коллектива сложно, сказалась тренерская чехарда, но в ряде матчей молодой «Адам» – прозвище, полученное от партнеров и болельщиков, показал высокое мастерство в полузащите и на месте центрфорварда. Павел закрепился в основном составе рядом с такими сильными мастерами, как Геннадий Забелин, Валентин и Виктор Батины, Валентин Рязанцев, Леонид Кириченко, Сергей Хлопов, Владимир Янишевский.
Адамов был высок ростом, хорошо сложен, хотя казался немного грузноватым вследствие «низкой посадки» тела, обладал отличной техникой и хорошей скоростью, но самое главное – отличался великолепным пониманием игры и светлой головой. Замечательное игровое мышление, хитроумные передачи и мощнейшие удары сделали его лидером команды, несмотря на молодой возраст.
«Адам» был настоящим фанатом игры. Будучи замкнутым по характеру, Паша отказывался от компанейских встреч и развлечений, предпочитая отдых и тренировки. Он мог часами оттачивать технику, работая с мячом, любил играть с пацанами из младших групп секции, а то и на родном Бугре или Боевке. Молодого способного парня быстро приметили футбольные специалисты, последовало приглашение в сборную РСФСР на товарищеские матчи в Индию, где Паша просто блистал.
В полной мере его талант раскрылся в сезоне-65 – «Адам» провел много игр и показал себя настоящим лидером команды. И хотя сам поражал ворота нечасто, но сколько голов с его передач забили партнеры: Кириченко, Батин, Басалаев! О нём заговорили специалисты и болельщики, с ним старались встретиться, завязать разговор и, как водится на Руси, считали за честь чокнуться с ним рюмкой. А ведь парню было всего лишь 20 лет. Адамова пригласили в донецкий «Шахтер», команду высшей лиги. Большая честь для него и для курского футбола. Молодого парня зацепила «звездная болезнь». Хотя этот термин применительно к характеру Павла не совсем верен. До и после своих взлетов и падений Адамов оставался простым добрым человеком. Зато в отношениях со своими горе-почитателями другая «болезнь» действительно стала проявляться всё чаще.
Уже осенью 1966-го Павел уехал с тренировки на загородной базе в Донецк, никого не предупредив, не поставив в известность. «Шахтер» был мощнейшей командой с отличными материальными условиями, в городе клуб и его футболистов боготворили и тогда. Адамову предоставили квартиру, он заиграл в основном составе. Болельщики благосклонно отнеслись к новому таланту и приветствовали его появление на поле в полосатой футболке клуба. Известный тренер горняков Ошенков связывал с ним большие надежды, но пробыл в Донецке Павел недолго. Уровень его игрового мышления, видение игры, техническая оснащенность не вписались в довольно прямолинейную силовую игру донбассцев. Возник конфликт с ветеранами команды, увидевшими в таланте молодого курянина угрозу своему положению, особенно после нескольких забитых мячей и голевых передач, встреченных на донецком стадионе овациями. Станкявичус, Мизерный и Ананченко устроили настоящую травлю приезжему футболисту. Дело закончилось групповым избиением Адамова на загородной базе «Шахтера». Павлу пришлось срочно ночью пешком добираться до города и буквально, как в шпионском фильме, убегать домой в Курск без вещей и документов. Друзья Адамова считают, что именно после этого стрессового выезда в Донецк у него впервые проявилась тяга к алкоголю. Правда и то, что заработанных за неполный сезон денег в Донецке Адамову хватило бы надолго, если бы не появившаяся там новая «привычка».
Пашу приняли в родную команду, которой он пообещал служить верой и правдой. Остаток 1966-го и начало следующего сезона Адамов провел прекрасно и много сделал для того, чтобы «Трудовые резервы» по итогам первого круга заняли второе место в зоне с довольно приличными показателями. Но пресловутая «звездная болезнь» вновь дала о себе знать. Во время очередного ответственного выезда в Клайпеду Павел получает незначительную травму и, сославшись на нее, уезжает восвояси. Команда бьется на чужих полях с сильными соперниками без своего лидера. Вернувшись из поездки, коллектив узнает – «Адам» с друзьями играет «на интерес» в пляжный футбол босиком на Боевке. Разразился скандал. В «Молодой гвардии» появляется разгромная статья «Падающая звезда», а в команде, как было заведено в те времена, проходит комсомольское собрание. Поступку Павла дается соответствующая оценка. Вердикт ясен: «Ходатайствовать перед Федерацией футбола СССР о дисквалификации Адамова П.П».
Однако через некоторое время в «Трудовых» узнают, что бывший коллега играет за армейскую команду в подмосковном Серпухове, откуда прямым ходом попадает в столичный ЦСКА. Как знать, прояви федерация в этот момент необходимую твердость, может, и карьера Павла сложилась бы по-другому? В заявке армейцев Москвы на 1968 год мы видим фамилию Адамова рядом с фамилиями Афонина, Шестернева, Истомина, Плахетко, Капличного, Масляева, Поликарпова и Федотова. Во главе клуба старший тренер – знаменитый Всеволод Бобров, вернувшийся ради футбольного ЦСКА из чемпионского хоккейного «Спартака». Казалось бы, надо только радоваться за курского парня, за его огромный футбольный талант, который наконец-то раскроется в полной мере в знаменитой команде. И Павел поначалу действительно заиграл в силу своих способностей. Его фамилия замелькала на страницах спортивных изданий, курские болельщики впервые увидели своего земляка на телеэкране в матчах союзного чемпионата. Наконец, фамилию Адамова отметил в своих репортажах знаменитый комментатор Николай Озеров, упомянув, кстати, добрым словом работу детского тренера Владимира Щекина.
Сам Бобров души не чаял в талантливом парне. «Адам» попал в центр общественного внимания, стал кумиром для армейских болельщиков. И в очередной раз наш герой не выдержал испытаний «медными трубами». К сожалению, поклонники были разными, а его сила воли не смогла противостоять соблазнам, которые испортили карьеру молодого игрока. Долго в знаменитой команде Павел не задержался. В конце 1968 года Адамов опять тайно покинул расположение армейской команды и вернулся в Курск. Не знаю теперь, откуда об этом узнали журналисты «Комсомольской правды», но «Адам» вновь попадает на газетные страницы теперь уже центральной и авторитетной газеты в нелицеприятной статье под заголовком «Блуждающий форвард». Павла вернули на службу в ряды ВС и отправили играть в Хабаровск, откуда вместо строптивого нападающего выписали в главный армейский клуб еще одного перспективного парня – Бориса Копейкина, ставшего на долгие годы главной ударной силой ЦСКА. И хотя Всеволод Михайлович еще раз попытался договориться с Павлом, тот все-таки вернулся в Курск.
Адамов попробовал еще раз поиграть за «Трудовые», но отказаться от ставшей уже привычной «звездной жизни» не смог. Потом Павел уехал в Тольятти, играл там полтора года, опять вернулся, но за команды мастеров больше не выступал. «Адам» на довольно приличном уровне еще играл на первенствах области и города за команды «Счетмаша», трикотажного комбината, постоянно возился с ребятней на «Спартаке». По-прежнему преданные болельщики могли наслаждаться его игрой, но они же и выбивали его из колеи. Адамов мог не пить месяцами, поддерживать хорошую форму, радовать своих почитателей, но затем опять срывался и уходил, как говорится, «в штопор».
Футбольная жизнь, да и жизнь человеческая у Павла Адамова оказалась, к сожалению, слишком короткой. Он умер в возрасте 45 лет в 1990 году, и в последний путь его провожали, помимо старых друзей-футболистов, много лиц «неопределенной наружности» с рабочей окраины на улице Рабочей, где он проживал в общежитии после развода с женой. Иные из них приговаривали: «Эх, не успели беленькой принести похмелиться, а вина Паша не пил…»
В этом году Адамову исполнился бы семьдесят один год. Болельщики со стажем помнят этого высокого красивого парня, поражавшего своей филигранной техникой, мощными ударами, голевыми пасами и быстротой мышления. По результатам голосования курского клуба любителей футбола, тренеров и ветеранов Павел Адамов занял второе за все годы место в иерархии игроков, опередив Михаила Булгакова и Владимира Басалаева. Первым оказался Виктор Сухоруков – известный бомбардир, долгие годы радовавший курян стабильной игрой в родной курской команде. Остается только гадать: а если бы «Адам» раскрыл свой редкостный дар в полной мере? Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения.
О ком или о чем статья...
Адамов Павел Павлович