«Футбольный курьер», 25.09.2015
– Кристиан, как проходит ваша адаптация в «Ростове»?
– Адаптировался довольно быстро, потому что хорошо знаю главного тренера Курбана Бердыева и его требования, а также давно знаком со многими футболистами. Моя задача – помочь команде добиться максимального результата.
– Как оцените свою игру в дебютных матчах?
– Это были неплохие игры, но знаю, что способен на большее. Сейчас важно с каждым матчем прибавлять и совершенствовать свою игру. Конечно, абсолютного совершенства не бывает, но стремиться к этому нужно всегда.
– В девяти турах донская команда уступила лишь дважды и оба раза – в Москве. Можно сказать, что старт удался?
– В первой половине прошлого сезона «Ростов» часто проигрывал. Значит, по сравнению с минувшим чемпионатом, старт можно назвать удачным. Надо только отметить, что во встрече со «Спартаком» мы не заслуживали поражения, объективным результатом матча стала бы ничья. Однако эта игра уже в прошлом и сейчас нужно сосредоточиться на предстоящем поединке с «Кубанью».
***
– Вы живете и играете в России уже много лет. Как чувствуете себя в нашей стране?
– Могу честно признаться: ваша страна стала для меня родным домом. Она подарила мне многое: в первую очередь, семью и возможность заниматься любимым делом – играть в футбол. Россия для меня как вторая родина.
– Российский этап вашей карьеры начался в «Рубине». Какие воспоминания остались от времени, проведенного в Казани?
– В «Рубине» провел невероятные годы. Каждый день, каждую тренировку вспоминаю с теплом и благодарностью. Происходило очень много событий и почти все они были яркими и запоминающимися. В Казани познакомился со многими интересными людьми, играл в Лиге чемпионов, стал вызываться в сборную Эквадора. Одним словом, это было прекрасное время!
– Почему же решили перебраться из «Рубина» в «Динамо»?
– Провел пять лет в одной команде и в какой-то момент захотел попробовать себя в другом месте, привнести в свою карьеру что-то новое. В то время поступало немало предложений из Европы, но решил все-таки не менять жизнь кардинально. Московское «Динамо» предложило выгодный трехлетний контракт, и я понял, что это оптимальный вариант.
– Чем запомнились несколько лет, прожитых в столице?
– Этот был интересный опыт, причем скорее положительный, чем отрицательный. Конечно, я не добился там таких же успехов, как в «Рубине», но в целом время прошло позитивно. Мы пробились в Лигу Европы, в чемпионате страны прошли восемь туров без поражений. Доволен тем, что выступал за «Динамо».
– Московский клуб вы покинули свободным агентом, на вас был высокий спрос. Почему в итоге выбрали греческий ПАОК?
– Действительно, ходило много разговоров, но реальных предложений оказалось не так много. Самое конкретное из них сделал ПАОК, изначально настроенный серьезно. Я взял время на раздумье, но в итоге согласился. Свою роль сыграл разговор с хозяином клуба Иваном Саввиди, а также с главным тренером. Меня все устроило, и я не жалею, что принял решение о переходе в ПАОК.
– А в игровом плане?
– В моей карьере это был короткий, но сложный отрезок. С одной стороны, за полгода сыграл 17 матчей, с другой – за это время произошла смена тренера и много перестроений внутри команды. Потребовалось время, чтобы к ним адаптироваться. Плюс ко всему в греческом чемпионате существует плей-офф, он проходил в тот момент, когда мне нужно было уезжать в сборную Эквадора. К сожалению, я не смог провести все матчи плей-офф в составе ПАОКа.
– Уровень чемпионата Греции сопоставим с российским?
– Российское первенство сильнее. Здесь есть 5-6 команд, которые всегда ведут борьбу за высокие места. В Греции же два клуба заметно превосходят остальные.
– Когда поступило предложение от «Ростова», долго над ним думали?
– Сначала состоялся разговор о возможном переходе с Юрием Солано (эквадорским тренером «Ростова». – Прим. авт.), затем пообщался с Курбаном Бердыевым. Он рассказал, в каком состоянии находится команда, какие предлагаются условия, и объяснил, чего от меня ждет. После этого никаких сомнений уже не осталось. Чувствовал, что переход в «Ростов» – это правильный шаг.
– Можно ли сказать, что как футболист вы сформировались, работая под руководством Курбана Бердыева?
– Он сделал меня полноценным игроком. Когда приехал в Россию, играл на позиции полузащитника атакующего плана, был скорее нападающим. Курбан Бекиевич обратил мое внимание на иные аспекты игры, которые назвал бы тактическими. Он показал, как можно действовать по-другому. Под его руководством я окончательно сформировался как профессиональный футболист.
– Желание попробовать свои силы в Европе сохранилось?
– Люблю английскую премьер-лигу, но, скорее, мне нравится ее смотреть. Не буду лукавить, каждые полгода поступают какие-то предложения. Однако никогда не брошусь на первый попавшийся вариант. Сейчас нахожусь в России и чувствую себя очень комфортно. Мне нравится страна, уровень чемпионата, а также то, что в декабре есть возможность уехать домой. В других первенствах нет таких длинных перерывов. В настоящий момент выступаю за «Ростов» и получаю от этого удовольствие. Хочу показать максимально возможный результат в своем нынешнем клубе.
***
– Каким был ваш путь в большой футбол?
– Заниматься футболом начал с восьми лет. В 15 окончательно обосновался в «Эмелеке», а в 18 провел свой первый официальный матч. «Эмелек» – лучший клуб на свете, потому что там моя родина, место, где я начал свою карьеру и сделал первые шаги в футболе. Эта команда занимает особое место в моем сердце.
– Следите за судьбой родного клуба?
– Конечно! Несколько дней назад состоялось эквадорское «класико» – «Эмелек» встречался с «Барселоной» из Гуаякиля. Разумеется, я следил за этим матчем! В нынешнем сезоне «Эмелек» может третий год подряд стать чемпионом Эквадора. Честно признаюсь, мечтаю завершить свою игровую карьеру именно в «Эмелеке».
– Вы переехали из Эквадора в Россию в достаточно юном возрасте. Сложно было решиться на этот шаг?
– В тот момент решил кардинально поменять свою жизнь. Единственное, что тогда знал о России – это самая большая страна в мире. Ни о традициях, ни о культуре, ни о людях не знал совершенно ничего. Когда предложили пятилетний контракт с «Рубином», прислушался к своему внутреннему голосу. Мне был только 21 год, но интуиция подсказала, что все будет хорошо. И я рискнул.
– Расскажите, что представляет собой футбол в Эквадоре.
– Уровень чемпионата в нашей стране в последние годы заметно вырос. В 2008 году эквадорский клуб ЛДУ (Кито) выиграл Кубок Либертадорес, и с тех пор развитие футбола идет очень большими шагами. Если говорить о градации, то в Южной Америке на первом месте, пожалуй, аргентинские клубы, на втором – бразильские, а на третьем – эквадорские.
***
– Есть такое выражение: сильные клубы – сильная сборная. Эквадор можно отнести к сильным сборным?
– Да. Но нам нужно убедить самих себя в том, что можем достигать больших высот. Когда Эквадор проводит товарищеские матчи, то ни в чем не уступает лучшим сборным мира. Но как только приходит время официальных игр, что-то ломается. Вспоминаю недавний матч с Боливией на Кубке Америки. Мы превосходили соперника по всем статьям, владели большим преимуществом, но проиграли. По сути, именно этой победы не хватило, чтобы выйти в четвертьфинал турнира, туда попала Боливия.
То же самое можно сказать о прошедшем чемпионате мира в Бразилии. Каждый раз для успеха нам не хватает совсем чуть-чуть, и это очень обидно. Мы должны стать крепче в психологическом плане, тогда придут и большие победы.
– Вы хотели бы сыграть на чемпионате мира в России?
– Это была бы красивая возможность завершить некий цикл. Я начал свою карьеру в Эквадоре, но большую ее часть провел в России. Именно отсюда стал вызываться в национальную сборную. Сыграть на чемпионате мира-2018 и после этого вернуться в «Эмелек» – шикарный сюжет. Осталось лишь убедить себя и партнеров по сборной, что Эквадор способен не только пройти отбор на мундиаль, но и успешно выступить на российских полях.
– Ваши игровые функции в сборной как-то отличаются от клубных?
– В последние годы постоянно играю на позиции центрального полузащитника и в сборной, и в клубах. Так сложилось начиная с «Рубина». Лишь в «Эмелеке» действовал ближе к воротам соперника, но тогда я был молод и думал только об атаке.
***
– Ваша жена Ольга – россиянка. Как вы познакомились?
– Это произошло в ресторане. Когда я подошел к ней, она сначала даже не хотела со мной разговаривать. На все мои вопросы отвечала «нет». К счастью, ее подруга стала общаться с моим товарищем и таким образом знакомство все-таки состоялось. Стали встречаться, и Ольга помогла мне лучше понять русских людей, объяснила их поведение. Благодаря жене многое изменилось и в моем характере, и в манере мышления.
– Выделите какие-то главные черты россиян?
– Сразу подчеркну, стараюсь избегать стереотипов и не хочу сказать, что в России все люди такие. Изначально русские кажутся холодными. В Южной Америке, если ты познакомился с человеком, он сразу может рассказать тебе всю свою жизнь. В вашей стране не так, доверие нужно заслужить. Когда это происходит, люди начинают открываться, и ты видишь, насколько россияне добрые, щедрые и всегда готовые помочь. На первом этапе знакомства необходимо суметь растопить лед.
– Чем планируете заняться по окончании футбольной карьеры?
– Жизнь непредсказуема. Ни один человек не может знать, что с ним произойдет в будущем. Как я сказал, хочу закончить карьеру в «Эмелеке», но вдруг поступит предложение остаться в России и поработать тренером? Я готов к новым вызовам! Мне нравится быть причастным к миру футбола. Могу стать президентом клуба, тренером, агентом или спортивным директором. Главное – оставаться в футболе.
– А что еще вы любите кроме футбола?
– Сложный вопрос. В принципе, нравится заниматься дизайном домов, но это просто увлечение. Когда мне было 18 лет, всерьез размышлял над тем, кем могу стать, если не буду футболистом. Совершенно ничего не приходило в голову, потому что футбол это моя страсть и моя жизнь!
О ком или о чем статья...
Нобоа Тельо Кристиан Фернандо