«Чемпионат», 22.02.2011
Второй на данный момент бомбардир в истории российского футбола Дмитрий Кириченко поведал спецкору «Чемпионат.ру» в Турции, как «убивали» «Сатурн» и с какими чувствами он вернулся в Ростов.
«Хорошие нападающие на дороге не валяются. Нам стопроцентно пригодится опыт Кириченко». Так лаконично, но ёмко обрисовал возвращение именитого нападающего в «Ростов» главный тренер команды Олег Протасов. На том же месте в тот же час, только в другой день, мы встретились и с самим Дмитрием. Приветливое солнышко за окном, мягкие кресла и ненавязчивая музыка в лобби-баре известного турецкого отеля способствовали обстоятельной беседе.
РАБОТА ТАКАЯ...
- Дима, мне кажется, ваше извинение перед ростовскими болельщиками за забитые в ворота южан мячи должно были растрогать поклонников команды. Это было неожиданно.
- В большей степени это была всё-таки шутка. Вы же понимаете: голы — это моя работа. Я не могу выбирать: этим забивать, а этим — нет. Хотя ощутимых проблем я вроде бы «Ростову» не доставлял. Когда дончане стояли на вылете, я их, по-моему, не огорчал. А если и делал это, то в более благополучные для команды времена (улыбается).
- И часто это происходило?
- Точно не скажу, но, в принципе, достаточно часто. И два гола удавалось забивать. Был даже один хет-трик — в составе ЦСКА.
- Многие футболисты стремятся встретить закат карьеры поближе к родным местам. Вы можете назвать Ростов вторым домом?
- Донская команда дала мне путёвку в большой футбол. Всё-таки до неё я играл во второй лиге, а после — только в высшей. Кроме того, у меня супруга родом из Ростова, у неё там родственники — мама, папа, бабушка. Наша первая дочка в этом городе на свет появилась. Так что, наверное, в какой-то степени его можно назвать родным и для меня.
- А как же Ставрополье?
- Это малая родина. Конкретно — город Новоалександровск, где я родился и рос. Бываю там каждый год, навещаю родителей, родню.
КАК ЗАКРЫВАЛИ «САТУРН»
- Ваше возвращение в «Ростов» произошло в полном соответствии с поговоркой: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»?
- Так получилось. «Сатурн» прекратил существование — к большому сожалению моему и многих болельщиков. Наверное, это всё-таки неправильно, что команда, имея отличную базу, комфортный стадион, хорошую школу, просто разваливается. Но, сами понимаете, от меня конкретно в этой ситуации мало что зависело. Вопрос решался на другом уровне.
- Вы ещё рассчитывали поиграть в Подмосковье?
- У меня оставался год контракта с «Сатурном». Хотя в газетах писали, что я ушёл свободным агентом, на самом деле это не так. Соглашение с клубом было подписано по схеме «1+1», то есть один сезон в Раменском я недоработал. Но что случилось, то случилось. Я придерживаюсь в жизни правила: всё, что ни делается — к лучшему.
- Когда почувствовали, что дела у «Сатурна» плохи?
- Если честно, проблемы длились достаточно долго. Наверное, года два. Как я себе примерно представляю, они начались одновременно с мировым финансовым кризисом. Рецессия затронула все сферы бизнеса, промышленности, рынка недвижимости. Самой собой, возникли сложности и у Московской области. Это естественным образом отразилось на её активах — в частности, на футбольном клубе.
- А летом губернскому начальству, видимо, стало совсем не до футбола — засухи, пожары...
- Мне сложно сказать, когда область потеряла интерес к команде. Может быть, природные катаклизмы и усугубили ситуацию. Но я не думаю, что они были определяющим фактором. Скорее всего, было принято стратегическое решение на высшем уровне об отказе спонсировать «Сатурн». А частного инвестора клубу, к сожалению, найти не удалось. Какие-то шаги в этом направлении вроде бы предпринимались, но насколько они были реальны, не могу сказать. Не знаю.
- Полная ликвидация «Сатурна» для многих явилась шоком. Для футболистов — тоже?
- Мы, конечно, предполагали, что ситуация нехорошая. Когда четыре месяца не получаешь зарплату, этого сложно не заметить (усмехается). Несмотря на проблемы, все терпели и продолжали добросовестно выполнять свои обязанности. Хотя могли бы, наверное, и забастовку устроить или что-то в этом роде. Генеральный директор Ефремов постоянно передавал нам слова поддержки от губернатора. Команда надеялась. Нет, в худший из возможных сценариев до последнего момента не верилось...
НЕСЛУЧАЙНАЯ УТЕЧКА ИНФОРМАЦИИ
- Вам не кажется, что «выброс» в прессу информации о зарплатах футболистов «Сатурна» был сделан преднамеренно?
- Просто так ничего не бывает. Естественно, эта утечка произошла не случайно. Смысл? Например, переключить гнев болельщиков с одного объекта на другой — на футболистов и их высокие контракты. После этого было проще мотивировать ликвидацию клуба.
- Футбольный мирок довольно тесен, у вас наверняка есть представление о зарплатах коллег в других клубах. «Сатурн» по этому показателю входил в число лидеров или всё-таки середняков Премьер-Лиги?
- В любой команде кто-то получает больше, кто-то — меньше. Думаю, «Сатурн» занимал примерно седьмое-восьмое в лиге по уровню зарплат - следом за клубами Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.
- Есть надежда, что фактически несуществующая более структура расплатится с игроками по долгам?
- Юристы занимаются этим вопросом — будут подавать заявления в суд, в прокуратуру. Другой вопрос — поможет ли это? Но бороться за свои права надо. Потому что ситуацию можно было смягчить по ходу прошлого сезона — продажей каких-то футболистов, сокращением зарплат. Вместо этого клуб просто топорно закрыли.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
- «Жемчужина», «Волга», «Краснодар» — куда только ни сватали этой зимой форварда Кириченко. Слухи имели под собой почву?
- Имели. Разговоры велись, но с кем конкретно, не буду уточнять. Теперь это уже не имеет значения. После предложения «Ростова» все остальные варианты автоматически отпали. С Шикуновым, спортивным директором клуба, обо всём договорились за пять минут. Я даже не торговался. Для меня деньги уже не играют первостепенной роли. Мне показалось, что это будет красиво — вернуться в команду молодости...
- Уже есть понимание, какого футбола ждёт от обновлённой команды и, в частности, от вас Протасов?
- Примерно — да. По составу «Ростов» достаточно крепкая команда, а как будут складываться наши дела в официальных играх, покажет сезон. Сейчас сложно судить о силе команд — у всех сборы, у всех разный уровень готовности и разные задачи в каждый конкретный день.
- Вам нужно какое-то время, чтобы восстановить прежнее игровое взаимопонимание с Адамовым?
- Сложно сказать. Сейчас, как я понимаю, приоритетной является схема игры с одним нападающим. Состав выбирает тренер, а моё дело — тренироваться, показывать всё, на что способен. А вне поля у меня полное взаимопонимание со всеми игроками, включая Романа.
- У вас не возникает ощущения дежавю — ведь именно вы с Адамовым были главной ударной силой «Ростсельмаша» 10-летней давности?
- Что-то такое есть, да. В клубе даже остались люди, которые и тогда работали: доктор Дима Габелко, Рома Адамов. Ну и Александр Юрьевич Шикунов, конечно. В своё время именно он привёз меня в Ростов из Таганрога...
ВПЕРЕДИ ТОЛЬКО ВЕРЕТЕННИКОВ
- Вы дважды становились лучшим бомбардиром российского чемпионата. На третий титул замахнётесь?
- Ничего нереального нет. Мне кажется, у любого хорошего нападающего есть амбиции стать лучшим. Другое дело, что у кого-то получается, у кого-то — нет. Многое зависит от удачи. Всё возможно.
- Вы, кстати, в курсе, сколько у вас уже набежало голов в чемпионате страны?
- Что-то около 115.
- 119. Больше только у Олега Веретенникова — 143. Догоните?
- Я постараюсь, конечно, но назвать это своей первоочередной жизненной целью всё-таки не могу. Футбол — это не только цифры. Это ещё и ощущения. Игра должна приносить удовольствие.
- Вам приносит?
- Безусловно. Как только футбол мне станет в тягость, я закончу с ним. Мучить себя и других — зачем?
О ком или о чем статья...
Кириченко Дмитрий Сергеевич