«PROСпорт», 25.09.2011
Накануне эпической битвы сборных Словакии и России за выход на ЕВРО-2012 «PROспорт» слетал в Барселону и задал сыну главного тренера и новому лидеру словацкой команды Владимиру Вайссу-младшему самые насущные вопросы.
22-летний полузащитник Владимир Вайсс – сын бывшего главного тренера «Сатурна» и нынешнего наставника сборной Словакии – уже успел поиграть и на чемпионате мира, и в групповом этапе Лиги чемпионов – в прошлом сезоне за шотландский «Рейнджерс». В августе приобрести принадлежащего «Манчестер Сити» Вайсса-младшего собиралось киевское «Динамо», но сделка сорвалась, и полузащитник оказался в «Эспаньоле».
Запрет адвоката
– В конце августа ваш переход в киевское «Динамо» называли решенным вопросом, а Юрий Семин уже называл вас футболистом киевского клуба. Как оказались в «Эспаньоле»?
– Я уже прошел медицинское обследование в Киеве, «Динамо» договорилось о моем трансфере с «Манчестер Сити», собирался подписывать контракт. Но тут мой адвокат заметил, что в контракте не прописаны гарантии выплаты денег, и предложил украинскому клубу доработать текст. Когда «Динамо» прислало новый вариант соглашения, адвокат снова остался недоволен. Между тем поступило предложение из «Эспаньола», и в итоге я выбрал вариант с переездом в Барселону.
– У президента киевского «Динамо» Игоря Суркиса другая версия. Он сказал, что все условия контракта были согласованы, но «мальчик заартачился», и намекнул на звездную болезнь. Может, вы увидели в Киеве что-то такое, отчего переезжать в «Динамо» не захотелось?
– Честное слово, дело только в адвокате, запретившем мне подписывать контракт, это единственная причина! Буквально через пару дней после моего возвращения из Киева возник вариант с «Эспаньолом», который взял меня в аренду у «Манчестер Сити» на год.
– Вас также приглашал «Уиган»…
– Еще был хороший вариант с «Куинз Парк Рейнджерс» и некоторыми другими клубами, но переход в «Эспаньол» показался наиболее интересным: Испания хорошо подходит под мой стиль игры. Здесь более техничный футбол, да и вообще Ла Лига – отличный турнир с очень сильными командами и звездными игроками. Учу испанский, вникаю в тактические нюансы игры «Эспаньола», стараюсь впитывать все как можно быстрее.
Владимир третьей степени
– На матче «Эспаньол» – «Атлетик» я видел вашего отца. В какой роли он приезжал в Барселону – как главный тренер сборной Словакии, просматривающий футболиста Вайсса, или как папа, помогающий сыну обустроиться на новом месте?
– Он приезжал совсем в другом статусе – как главный тренер «Слована», чтобы посмотреть на игру «Атлетика», ближайшего соперника «Слована» по Лиге Европы. Так что если бы меня здесь не было, отец все равно присутствовал бы на трибуне. Здорово, что все так совпало: папа смог посмотреть в деле и на мою новую команду.
– Говорят, ваш отец, будучи футболистом, также оказывался в шаге от перехода в киевское «Динамо» и мог стать первым легионером в истории украинского клуба.
– Да, он хотел перейти в «Динамо», и все условия уже были согласованы, но в последний момент получил травму, и переход сорвался.
– Вы уже третий подряд в семье футболист по имени Владимир. В честь кого вы получили имя – отца или дедушки?
– В честь обоих. Для меня большая честь носить имя деда и отца, которые были хорошими футболистами. Дедушка выиграл со сборной Чехословакии серебряную медаль на Олимпийских играх 1964 года, отец был капитаном сборной Чехословакии, а потом и Словакии, и мог бы сделать хорошую международную карьеру, если бы не тяжелая травма.
– Кто был лучшим футболистом – отец или дед?
– Я!
– Если у вас родится сын…
– Назову его Владимиром. Это даже не обсуждается.
– Вы играете в национальной сборной под руководством отца. Представляю, чего вам довелось наслушаться…
– Да, это тяжело. Все смотрят на тебя как на сына тренера. Из этой ситуации есть только один выход: каждый раз я должен играть лучше, чем любой другой игрок. Стараюсь выкладываться так, чтобы никому не приходило в голову говорить, что я играю благодаря благосклонности тренера. Сейчас уже не чувствую давления со стороны журналистов и болельщиков, а раньше оно было.
– Вайсс-страший говорил, что тоже чувствовал это давление – вплоть до матча Словакия – Чехия.
– Это была игра года. Матч Словакия – Чехия всегда событие, а тут вдобавок на кону стояла путевка на чемпионат мира. Тренер дал мне шанс, выпустив в стартовом составе. Страшно подумать, с каким давлением пришлось бы столкнуться тренеру, если бы я сыграл плохо. Так что я бился и за отца, и за страну. Меня заменили при счете 2:1 в нашу пользу, а закончилась игра со счетом 2:2. Спустя четыре дня мы проводили следующий матч квалификации в Северной Ирландии. Выиграли 2:0, меня признали лучшим игроком матча, и вот тогда давление окончательно прошло.
Катастрофа в Жилине
– В новом отборочном цикле вы уже вышли на лидирующие позиции в сборной, но пропустили самый успешный матч команды – в Москве против сборной России.
– Получил обидную травму за день до игры на тренировке в стыке с Юраем Куцкой, и пришлось смотреть московский матч со скамейки запасных. Мирослав Стох забил прекрасный гол, мы смогли отстоять победный счет – в общем, начало отборочного цикла выдалось отличным. Все изменилось после сентябрьских 0:4 от Армении! Если бы мы выиграли этот злосчастный матч, в двух оставшихся играх нам было достаточно набирать четыре очка, чтобы гарантировать первое место в группе. Теперь же против России и Македонии необходимо брать шесть очков, и даже тогда, скорее всего, придется играть стыковые матчи.
– Что все-таки произошло в Жилине?
– Мы выходили на матч в отличном настроении – перед этим в раздевалке смотрели по телевизору матч Россия – Ирландия и всей командой болели за ничью. Перед нами открывалась прямая дорога к первому месту в группе, и уже в начале игры мы создали три хороших голевых момента. Первый из них упустил я, два следующих – Гамшик. В начале второго тайма у нас опять была отличная возможность открыть счет, а затем армяне реализовали свой первый же шанс забить. После этого Голошко чуть не сравнял счет, а соперник провел контратаку, счет стал 2:0, и на этом игра закончилась.
– В последнем матче Россию устраивает ничья, но играющие на ничью часто проигрывают…
– Уверен, ваша сборная будет играть в Словакии на победу! Но вспомните матч Россия – Словакия – русские тоже играли только на победу, но в итоге сыграли вничью. Вот пример, который отлично иллюстрирует преимущество, которое получили русские благодаря нашей осечке против армян. Если сборная России сыграет вничью или победит, то одной ногой она будет на чемпионате Европы. Но если проиграет, может потерять все. Я с огромным нетерпением жду игры!
– В сентябре в сборной Словакии дебютировал новый игрок – Карим Геде, чернокожий полузащитник, гражданин Того. Как его принял коллектив?
– Отлично! Это сильный игрок, полный энергии. Его появление – большой плюс для нашей команды.
– А вот футболисты сборной России выступили против приглашения в команду бразильца Веллитона, лучшего бомбардира двух последних чемпионатов России.
– Серьезно? Мне странно это слышать. У нас не было и намека на что-то подобное. Не важно, откуда родом футболист и какой цвет его кожи. Посмотрите на сборную Германии – сколько там игроков с турецкими корнями!
Чужие города
– «Эспаньол» – уже четвертая команда в вашей профессиональной карьере после «Манчестер Сити», «Болтона» и «Рейнджерс». Где пришлось сложнее?
– Первые пара месяцев в «Манчестер Сити» были тяжелейшим испытанием для меня. Мне было 16 лет, меня приглашали на просмотр в «Арсенал», но в последней игре в Словакии я повредил колено, и смотрины сорвались. А «Манчестер Сити» взял меня без всякого просмотра, несмотря на травму. В 16 лет я оказался в чужой стране, без родителей – папа как раз тогда возглавил «Сатурн» и был слишком занят в России, мама жила в Словакии. Мне очень хотелось домой, я был на грани отчаяния! Сейчас я счастлив, что выдержал первые тяжелые месяцы. Потом в Манчестере я уже наслаждался футболом, со мной несколько раз продлевали контракт, а затем пригласили во взрослую команду.
– Вы поиграли в Шотландии, чемпионат которой все чаще сравнивают с испанским из-за колоссального разрыва между двумя клубами-грандами и остальными командами.
– Чемпионат Шотландии – не турнир двух команд! Каждая игра сложна, все бьются против грандов с удвоенной энергией. В Шотландии высокие скорости, огромная самоотдача всех футболистов, я закалился в единоборствах, стал сильнее. А что касается разрыва в очках между двумя первыми командами и всеми остальными – не думаю, что это проблема. То же самое происходит и в Испании, и в Англии.
– Матчи между «Селтиком» и «Рейнджерс» – самые безумные в вашей карьере?
– Безусловно. За один сезон мы играли против «Селтика» в разных турнирах семь матчей, и каждый раз атмосфера на стадионе была просто фантастической.
– Круче, чем на чемпионате мира?
– Конечно! Петь на трибунах куда лучше, чем дуть в вувузелы и прочие дудки.
– В Глазго у вас возникали проблемы с фанатами «Селтика»?
– Ничего серьезного. То крикнут какую-то нецензурщину про «Рейнджерс», то смерят испепеляющим взглядом. В Шотландии вокруг футбола сильнейшие эмоции – я все время чувствовал и ненависть фанатов «Селтика», и любовь болельщиков «Рейнджерс». В конце сезона, когда получил травму, я попросил руководство клуба дать мне билет на фанатский сектор на домашний матч против «Селтика».
– Не страшно было?
– А чего бояться? Это же мои фанаты! Я стоял в футболке «Рейнджерс», пел песни вместе со всеми. Быть фанатом – счастье!
О ком или о чем статья...
Вайсс Владимир