Войти

«PROСпорт», 01.08.2013

Шесть историй из жизни форварда, который должен помочь ЦСКА пережить отъезд Вагнера.

Как Муса из Нигерии уезжал

Пять лет назад Муса спорадически забивал за команду медицинского университета своего родного Джоса – городка в сердце Нигерии, – а отлучившись в аренду в клуб посерьезней, побил снайперский рекорд местного чемпионата. «Джос – хороший город, там всегда отличная погода, – рассказывает Ахмед. – Несколько лет назад, когда я уже играл в Голландии, там участились межэтнические конфликты, но сейчас все нормально. Я отмечал победу в чемпионате и Кубке России дома, в Нигерии, и мои родные говорили, что гордятся мной. Они же знают, как сложно было выиграть эти трофеи и чего мне это стоило».

В свои 20 Муса имеет трехлетний стаж выступлений в Европе. По полтора года в Голландии и в России. За «Венло» Муса успел забить всего восемь мячей, но при этом отдал столько же голевых передач и произвел впечатление таланта, который стремится совершенствоваться. «Любой нигерийский футболист мечтает играть в Европе, и приглашение «Венло» было хорошим шансом для меня, – объясняет Ахмед свое раннее карьерное созревание. – Я знал, что не пропаду и не заскучаю в Голландии, ведь со мной приехали еще два нигерийца. Мы жили рядом и постоянно помогали друг другу в быту. Защитник Алекс Нкуме, например, стал в Голландии одним из моих самых близких друзей».

Муса хвастается, что выучил некоторые кричалки фанатов ЦСКА, но не решается повторить их вслух, зато лаконично характеризует президента Евгения Гинера: «Найз ман!», а тренеру Слуцкому прочит большое будущее: «Мне кажется, он мог бы работать и в Англии, и в Германии, да где угодно. Он может пошутить на тренировке, может провести серьезную беседу один на один – таким и должен быть современный тренер». Еще охотней Ахмед живописует своих партнеров по ЦСКА, пару раз сбиваясь на хохот: «Понтус – это, конечно, самый неугомонный шутник в команде. Он очень смешно ругается по-английски: «фок ю», «фок офф». Ну, вы понимаете. Но главное, что он произносит эти слова вообще по любому поводу, что у него ни спроси. Это надо видеть. Среди российских игроков мои лучшие друзья – Мамаев и Дзагоев. Они немного говорят по-английски и тоже любят подколоть. Хе-хе».

Как Муса нападающим становился

Перевод Ахмеда в центр нападения не был новацией Слуцкого. Еще когда Муса присоединился к ЦСКА на январском сборе – 2012, Слуцкий представил его как быстрого, легконогого форварда, который находит себе применение что на фланге атаки, что в центре.

«Когда я вернулся с молодежного чемпионата мира в Голландию, мы принимали «Аякс», – говорит Ахмед, – и Глен де Бек, тренер «Венло», поставил меня как раз в центр нападения – рядом с моим другом Майклом Учебо. Я забил «Аяксу» два гола и до перехода в ЦСКА большинство матчей провел именно как нападающий».

Подчеркнув, что Муса нужен команде не в перспективе, а сразу, Слуцкий выпустил его в стартовом составе на игру с «Реалом», что собрала 70 000 в «Лужниках». Для Ахмеда та игра обернулась не только дебютом в Лиге чемпионов и новой команде, но и первой встречей со своим кумиром и ролевой моделью.

«Роналду – мой любимый игрок, – признается Ахмед, произнося имя португальца на английский манер – Кристиано. – Я получаю удовольствие от его игры и стараюсь у него учиться. Когда я еще бегал в Нигерии, ко мне приклеилось прозвище Роналду. Правда, в ЦСКА оно не особо прижилось». Замечание о том, что Ахмед антропометрически куда больше походит на Месси, чем на Роналду, он парирует мгновенно: «У Месси фантастическая техника, он многое умеет, но Роналду умеет вообще почти все».

Как Муса «Тоттенхэму» отказал

По итогам 2011 года Ахмед попал в дюжину самых перспективных молодых игроков – вы не поверите! – мира по версии ФИФА. Так вышло, что в компанию Дракслера и Тиаго Алькантары Муса угодил в тот самый день, когда поставил автограф в пятилетнем контракте с ЦСКА. Совпадением это кажется только на первый взгляд. И рецензентам ФИФА, и скаутам ЦСКА Муса примелькался в одно и то же время – на рубеже июля и августа 2011 года, когда в Колумбии отзвенел молодежный чемпионат мира. Муса забивал в каждом матче группового раунда, благодаря чему нигерийская молодежка одержала три победы и вышла в плей-офф с первого места. «Именно после чемпионата мира в Колумбии я узнал, что интересен ЦСКА, – говорит Муса. – Насколько я понял, на этом турнире они обратили на меня внимание и остались довольны моей игрой».

Не прошло и года, как герои молодежного чемпионата устроились на престижную работу: Ламела – в «Роме», Оскар – в «Челси», Дуду – в киевском «Динамо». Муса же, имея предложения из Германии и Англии, полетел в Москву. Спортивный директор «Венло» Марио Каптейн рассказывал, что на Мусу засматривался и «Тоттенхэм», но тот выбрал ЦСКА – и, кстати, не только из-за более щадящей конкуренции в атаке или пленительной зарплаты. «Я вообще-то с детства за «Арсенал», – с ухмылкой подчеркивает Ахмед. – Когда я только начинал заниматься футболом, моим любимым игроком был Нванкво Кану, а свои лучшие сезоны он как раз провел в «Арсенале».

Как Муса на шее Слуцкого повис

Возникнув в стартовом составе ЦСКА, Муса вытеснил оттуда другого африканского бегунка – Секу Олисе, который родился в Либерии и сейчас играет за ее сборную, но, как и Ахмед, рос и оформлялся в футболиста в Нигерии. Именно Секу стал лучшим другом Мусы в Москве и подготовил его не только к импозантному юмору старослужащих ЦСКА, но и к эскападам фанатов. «Секу для меня больше чем друг – он мой брат. Секу предупредил меня о том, чего можно ждать от болельщиков «Зенита», так что я был спокоен и готов ко всему», – вспоминает Ахмед.

В середине второго тайма своей первой игры в чемпионате России Муса получил удобную передачу от Хонды, забежал в штрафную и в одно касание протолкнул мяч в ближний угол ворот Вячеслава Малафеева, чем уберег ЦСКА от поражения. Забив, Муса помчался к Леониду Слуцкому и, обхватив тренера за шею, несколько секунд висел на его плечах. «Слуцкий здорово поддерживал меня с первого моего дня в ЦСКА, постоянно подсказывал, подбадривал, поэтому первым делом я побежал благодарить его, – говорит Муса. – Я был на эмоциях, но действовал искренне».

Через две с половиной недели на игру со «Спартаком» народу в «Лужники» набилось еще больше, чем на матч с «Реалом», а передача Мусы повлекла за собой победный гол Сейду Думбия. Ахмед признается, что никогда раньше не видел на трибунах такого количества болельщиков. «Два года назад я играл за сборную против Аргентины, – вспоминает Муса. – В моей карьере это был рекорд по количеству болельщиков, но и тогда их было меньше, чем в «Лужниках».

Как Муса под дедовщину попал

Муса рассказывает, как тепло его приняли в ЦСКА полтора года назад и как быстро он почувствовал себя в Ватутинках как дома, но авторитет в глазах ветеранов он обрел далеко не сразу. ЦСКА начисто провалил весенний, решающий отрезок позапрошлого чемпионата, превратившись из преследователя «Зенита» в бронзового призера, а Василий Березуцкий вслух заявлял, что клуб утратил дух победителя. Василий не переходил на личности, но фамилия нигерийца и так читалась между строк: «Очень переживают те люди, которые в команде давно и которые знают, как может и как должен действовать ЦСКА. Но есть и те, кто просто играет в футбол, кто доволен после ничьей, кому даже поражение не в тягость. Некоторым футболистам не помешает серьезнее относиться к себе и понять, за какой клуб они выступают».

Минули месяцы, завертелся новый сезон, Думбия травмировал спину, и вместо него лихачить перед тройкой инсайдов принялся Муса. С позиции центрфорварда забил «Крыльям», а затем наткнулся в Химках на АИК – и даже спустя год Ахмед морщится, вспоминая матч, в котором проще было сосчитать травинки на газоне, чем опасные моменты у ворот шведов: «Мистика какая-то. Мы должны были забивать раз двадцать, но в итоге пропустили в начале и в конце и вылетели. Мне тогда, конечно, особенно не везло – после игры долго не мог прийти в себя».

Всего через несколько дней гол Мусы обеспечил ЦСКА победу над «Краснодаром», но в домашней игре с «Аланией» он снова упустил тьму шансов забить, и даже две голевые передачи Хонде не уберегли Ахмеда от гнева клубных старейшин. На этот раз высказался Игнашевич: «По ходу матча я еле сдерживаю себя, когда Муса упускает очередной голевой момент». По ходу чемпионского сезона суетливая невезучесть Мусы в финальных фазах атак обретет характер командного анекдота. Ахмед забьет 11 мячей, но упустит вдвое, если не втрое больше верных моментов – порой куда более верных, чем те, в которых он все же забивает.

В канун Нового года Слуцкий заметил, что если бы Муса реализовывал хотя бы 30% своих голевых шансов, то с отрывом лидировал бы в рейтинге бомбардиров премьер-лиги. «Да, ребята в команде часто кричат на меня по ходу матчей, но я не обижаюсь, – говорит Муса, по-детски широко улыбаясь. – Все они мои друзья и ругаются только потому, что желают мне добра и хотят, чтобы я развивался и приносил больше пользы ЦСКА. Например, крик Вернблума очень помогает мне и круто мотивирует. Понтус ненавидит проигрывать, и если матч складывается неудачно, он заряжает эмоциями. Он может наорать на меня на поле, а в раздевалке снова начнет шутить – причем часто при помощи одних и тех же слов».

Как Муса повзрослел

Отношение к Мусе опытных игроков – в «Милане» таких называют сенаторами – зримо улучшалось по ходу чемпионского сезона. Прошлой весной Ахмед воспринимался как залетный юноша, который на раз-два исполняет только один номер – забег по флангу и прострел, осенью же Муса превратился в сына полка, который растет на глазах и советах старших. В октябрьском матче со «Спартаком» Муса не только добыл своему клубу победу, но и забил 1000-й гол ЦСКА в чемпионатах России, и даже один из его самых пристрастных критиков – Игнашевич заявил, что это лучшая игра Ахмеда за ЦСКА и вообще что в голевых эпизодах он напоминал Думбия и Вагнера.

Пока армейцы мучились на зимних сборах, Муса бился в Кубке африканских наций. В полуфинале с Мали Ахмед выбежал на поле в начале первого тайма вместо Мозеса, а всего через шесть минут забил с передачи другого игрока «Челси» – Оби Микела. Спустя несколько дней в Йоханнесбурге Муса праздновал завоевание своего первого, но далеко не последнего в этом году трофея. «О, отлично помню свои ощущения после финала, когда я держал в руках этот кубок! Тогда я почувствовал, что это один из самых важных моментов в моей жизни, – оживляется Муса. – Нигерия лет двадцать ждала этой победы, и я очень горд, что мы принесли стране такую радость». За полгода до этой победы Ахмед посвятил свой гол в ворота Руанды жертвам катастрофы в Лагосе, которая унесла жизни 200 человек.

Весной Муса повзрослел окончательно. На излете марта Ахмед стал отцом: его 19-летняя супруга родила мальчика. Не прошло и недели, как в Нигерии трагически погибла родная сестра Мусы, и под присмотром Ахмеда оказалось еще несколько маленьких детей – его племянников. Пропустив из-за похорон игру с «Волгой», Муса уже в середине апреля вышел против «Динамо» и здорово разозлил Шунина, столкнувшись с ним в одной из атак. Тут уже за Мусу вступился другой авторитетный армеец – Василий Березуцкий: «Шунин может нападать только на детей? Ведь Муса выглядит как ребенок».

В июле 20-летний форвард, который даже на серьезные темы говорит с улыбкой, получил золотую медаль чемпиона России и первым делом пообещал подарить ее своему четырехмесячному сыну. Его он, кстати, тоже назвал с юмором: Муса Ахмед.

О ком или о чем статья...

Муса Ахмед