Войти

«PROСпорт», 13.12.2012

Александр Кокорин сквозь мглу тяжелого динамовского сезона.

1.

Штормовая осень «Динамо» спутала карты и сбила ориентиры: подчистую списаны президент и тренер, улыбка поникшим флагом сползла с лица капитана Кураньи, ледяные воды зоны вылета поднялись выше ватерлинии.

Потом тучи немного разогнал Дан Петреску, тренер с, возможно, не самым широким, но точно самым быстрым в лиге размахом рук. Меняется все. Есть только один игрок, который был хорош в худшие дни и становится еще лучше теперь, когда дела пошли на лад. Это Александр Кокорин. В октябре он был признан лучшим футболистом лиги. Но вот миновал и ноябрь, и кто Кокорина подвинет? Только его собственная скромность.

– Нет, лучшим футболистом России прямо сейчас себя не чувствую, – накоротке отыгрывает первый вопрос динамовец. – Вот если бы меня признали лучшим по окончании сезона – другое дело. Но до этого еще далеко.

Это он сказал за пару дней до того самого матча в «Лужниках», в котором дважды забил «Спартаку». Игра запомнилась отставкой Унаи Эмери и мимоходной дерзостью Артема Дзюбы, но вообще-то дерзким на поле был именно Кокорин. Вы вспомните, с какой лукавой и вместе с тем окончательной улыбочкой он отогнал партнеров от мяча, прежде чем размашисто двинуть низом со штрафного. Спартаковцы стояли нестройно, но в кегельбане это значения не имеет. Страйк.

Еще бесцеремоннее Кокорин обошелся с Нико Парехой, забивая во второй раз. Тут форвард был в идеальной для себя ситуации: скорость, простор, мяч у ноги. В таких положениях Александр почти неудержим. Но так бывает не всегда.

– Когда сбиваемся на игру навесами – это не мой футбол. С «Краснодаром» так было вот недавно. Это Кевин может побороться вверху, потолкаться, а я в такой игре сразу теряюсь. Пока не могу на равных сражаться с крупными защитниками. В сборной тоже Капелло указывает мне на недочеты. Говорит, не ищу мяч в штрафной, не иду на обострение.

2.

Игроком основного состава «Динамо» и сборной Александр стал этой осенью. Футболистом, который способен сделать разницу, показал себя в прошлом году, в хитовый период Сергея Силкина. А раньше он располагал в основном только талантом. Но раньше – это насколько же нам следует углубиться и чего именно требовать от игрока? Кокорину только 21 год. Между тем забавно, что он дебютировал в основном составе «Динамо» в 2008-м. Это год русского футбольного прорыва. Картины бронзового Евро в лучшем виде рекламировали 17-летнему юноше путь, который он выбрал.

– Мы были с друзьями на даче, – вспоминает Кокорин. – Там смотрели игру с голландцами. Потом поехали в центр, и я был свидетелем всех этих гуляний на Тверской, как ее перекрывали. В тот момент я еще не видел связи между своей карьерой и такими событиями, я был еще совсем молодой. Только начинал играть. Я думал о том, как в команду мастеров попасть.

От мыслей к делу переход вышел простой:

– Я тогда около месяца тренировался с основой, Андрей Кобелев пригласил меня вместе с другими молодыми. Однажды подошел с вопросом: «Ну что, готов сыграть?» – «Готов». – «А если в стартовом составе?» – «Да почему же нет-то?»

Но сначала Кобелев выпустил его все-таки на замену – в октябрьской игре с «Сатурном», которого больше нет, на стадионе в «Петровском», которого нет тоже. А история есть. С немногими, но занятными изгибами. Перестановка тогда вышла двойная: сначала Александр Димидко сменил травмированного Федора Смолова, а после перерыва вместо Димидко появился уже Кокорин. Он сравнял счет, а Александр Кержаков забил победный мяч. Кержакова тем летом Хиддинк проигнорировал в заявке на чемпионат Европы. Он тоже мог смотреть матч десятилетия где-нибудь с друзьями, под шашлык.

Кержаков и Кокорин – сегодня в десятке лучших форвардов чемпионата России их только двое, годных для призыва в команду Капелло по паспортному признаку.

– Лимит на легионеров поначалу мне, наверное, помогал, – признает Кокорин. – А теперь он мне уже без надобности.

 

3.

Когда Кобелева после семи матчей сезона-2010 сменил Миодраг Божович, карьера Кокорина была поставлена на паузу. Но музыка зазвучала только громче. Кокорин распылял избыточные силы, выступая на позиции танцующего за разные столичные клубы. Сейчас утверждает, что дискотеки почти не мешали футболу – «ну, может быть, на час или два позже ложился», – да и было бы чему мешать.

– Ощущения тупика у меня не было, я просто понял, что при этом тренере играть не буду в любом случае, – слова Кокорина до сих пор звучат категорично. – Как бы я ни выглядел на тренировках, а там я смотрелся очень здорово. Все получалось. Но я тренировался просто для себя, потому что Божович меня игнорировал, как и всех молодых вообще. Вы посмотрите, кто у него играл – ни одного молодого. Только руководство, на тот момент – президент клуба Юрий Исаев, меня и удержало от перехода в аренду или насовсем. «Жди, тренируйся, твое время придет».

В динамовском руководстве хватало людей, способных дать дельный совет. Генеральный директор Дмитрий Иванов, сопоставив светскую хронику Кокорина с его футбольной статистикой, однажды принял решение, которое, возможно, и стало причиной карьерного подъема Александра.

– Иванов однажды сказал: «Все, хватит», – и позвонил моим родителям, – вспоминает Кокорин. – Чтобы приехали в Москву и были рядом со мной. Из Валуйков приехали все: отец, мама и брат, который тут учится в школе. Моя жизнь изменилась, конечно. Построже стало. Теперь уже не пойду лишний раз в кино на вечерний сеанс. «Саша, завтра утром тренировка». Иду отдыхать.

Дмитрий Иванов до сих пор работает с Кокориным в качестве менеджера, пусть и неформально. У форварда нет агентского договора ни с кем. Просматривать бумаги перед подписью ему помогает отец.

4.

Молодые футболисты обычно прогрессируют в стабильных и успешных командах. Там, где они составляют свежую, но все-таки вспомогательную силу. Где не обязаны брать на себя всю тяжесть ответственности.

Значит, Кокорин – особенный тип молодого. В его динамовские годы команда стабильна разве что в перепадах. Но и Сергей Силкин, и Дан Петреску, с именами которых связаны подъемы в результатах, видели в Александре игрока основного состава.

Для него в работе этих тренеров есть одна общая черта. Силкин и Петреску позволили футболистам играть на тех позициях, где им удобнее.

– Просто я наконец играю на своей позиции, в нападении, – объясняет Кокорин. – Я могу смещаться в центр, могу на фланг. Но при этом не должен постоянно бегать в оборону. Это позволяет больше сил сохранять на рывки в штрафную соперника. При этом до Петреску «Динамо» не играло в два нападающих. Сейчас мы выходим на поле с Кевином. Нет, я ему не конкурент. Так не воспринимаю его. Мы действуем вместе, потому что играем по-разному.

Но этим реанимационные меры румынского тренера не ограничились.

– При Петреску у нас после каждой тренировки – 20 минут теории, – говорит Кокорин. – Сначала энергичная речь тренера, потом Эмил Карас переводит. Бывает и так, как в том ролике знаменитом. Карас смягчает, конечно. Некоторые вещи дословно не передает.

Можно только представить себе, какого рода тексты звучат порой в исполнении Петреску, претендента на рекорд среди тренеров премьер-лиги по количеству удалений. Но вот Божович, например, был другим. Он шутил. Часто, как рассказывает Кокорин, шутил непечатно, хотя лейтмотив всем известен давно: черногорец любил проводить параллели между футболом и плотской любовью.

 

5.

В знойном Ростове, где начинается юг, у Миодрага гораздо больше поводов говорить о любви. А Петреску перебрался с Кубани на московский север и вплотную занялся войной. Именно румын был инициатором переговоров с фанатами на базе. Просто он иначе себе эти переговоры представлял. Вместо чаепития с напутствиями команда получила жесткий свод правил поведения за пределами поля. А некоторые легионеры – еще и лимит на посещение магазинов.

– Было не очень приятно слушать, как фанаты пытались поделить команду на русских и нерусских, – говорит Кокорин. – Наши легионеры, получается, оказались больше виноваты, чем мы. Но я не видел и не слышал, чтобы кто-то из них завел себе персональную охрану. А Мисимович вообще сказал: «Мне после Турции уже ничто не страшно».

Этой осенью игроки «Динамо» как никогда близко познакомились с теми, для кого играют. Болельщики дважды становились третьей силой в матчах бело-голубых. Вышло так, что обе встречи сезона, в которых счет открывали динамовские защитники, не были доиграны до конца: голы Владимира Рыкова в кубковом матче с «Торпедо» и Владимира Граната в ворота «Зенита» лишались авторства в протоколах технических побед.

Вот если бы поражений – вряд ли Александр Кокорин стал бы шутить в Твиттере про 37 минут, которых иногда достаточно для победы.

А пока даже пейнтбольные террористы, засевшие в кустах рядом с базой в Новогорске, не мешают Александру Кокорину говорить следующие гордые слова:

– Я могу назвать себя динамовским патриотом. Все-таки уже пять лет в команде. В другом клубе России я пока себя не вижу.

5 форвардов-ровесников Александра Кокорина в Европе

Хамес Родригес (Колумбия, «Порту»)

Лидер поколения 21-летних среди играющих в Европе. Форвард, который в прошлом сезоне забил 13 мячей в 26 играх, а в этом – уже 7 в 10. Его оценочная стоимость за два года после трансфера из аргентинского «Банфилда» выросла в два с половиной раза.

Федерико Македа (Италия, «Манчестер Юнайтед»)

Оказался в команде сэра Алекса в 17, но, учитывая педагогическое мастерство шотландца, это скорее обнадеживало, чем пугало. Однако Македа так и не пробился сквозь броню конкуренции. В последний раз он выходил на поле в прошлом сезоне, когда находился в аренде в «Куинз Парк Рейнджерс». В роли пятого форварда ждет зимы, чтобы сменить команду.

Маттиа Дестро (Италия, «Рома»)

Воспитанник «Интера», на которого Чезаре Пранделли в отборочном турнире ЧМ-2014 рассчитывает больше, чем на Антонио Кассано, и почти так же, как на Марио Балотелли.

Исаак Куэнка (Испания, «Барселона»)

Провел полноценный по числу выходов на поле прошлый сезон при Гвардиоле, предметно заинтересовал своей персоной Арсена Венгера и наверняка регулярно выходил бы на замену при Виланове, если бы не сложная операция на колене, после которой Куэнка восстановится в лучшем случае в начале зимы.

Фабио Борини (Италия, «Ливерпуль»)

Поднял себе цену отличным сезоном-2011/12 в «Роме», и римляне поспешили заработать летом на его трансфере в Англию. После прихода Борини Брендан Роджерс уже не видел смысла держать в команде Эндрю Кэрролла. Однако в разгар осени Борини сломал стопу и выбыл на три месяца.

О ком или о чем статья...

Кокорин Александр Александрович