Войти

Рональд де Бур: «Ван Гал считает, что я способнее Франка»

SportWeek, 10.03.2011

Ещё год назад он не представлял себя тренером, не видел себя холостым и настолько свободным. Этот год для него действительно новый. Отринув сомнения, Рональд вернулся в «игру», чтобы на личном опыте прочувствовать все тяготы тренерской доли и преимущества холостой жизни. Известный голландец о том, как справиться с сомнениями и преодолеть кризис среднего возраста в эксклюзивном интервью Катерины Кирильчевой и Марии Командной.

– Рональд, ровно год назад в интервью вы сказали нам, что никогда не будете работать тренером, так как на ваших глазах эта работа старит ваших друзей и одноклубников. Что поменялось?

 – Это правда. Я вам так говорил, но ещё я добавил, что «никогда не говори никогда», в том смысле, что я не зарекаюсь от тренерской работы. И я не отрекаюсь от своих слов. Я и сейчас вижу, как эта работа негативно сказывается на моих друзьях, а теперь и на брате. Но, с другой стороны, иногда я смотрю на тренеров и думаю, что справился бы с ней раз в 10 лучше, чем они. Я на 100% в этом уверен. Но я хочу на практике понять, так ли это, ведь психологически непросто сделать так, чтобы все в коллективе были довольны. Плюс к этому, много людей в последнее время подталкивали меня к этому шагу. Даже Луи ван Гал сказал мне, что в его представлении у меня больше способностей для того, чтобы стать хорошим тренером, чем у моего брата Франка. А ведь я считаю именно ван Гала главным тренером в своей футбольной жизни.

– Мальчишки, с которыми вы работаете в «Аяксе», как они к вам относятся? Ведь для их поколения вы должны быть настоящей легендой!

 – Мне 40 лет, и если я работаю с совсем маленькими детьми, то они меня не так чтобы знают. Конечно, они понимают, кто я такой, но они не помнят меня в игре. Представьте, когда я был на пике карьеры, мне было 30 лет, а сколько было этим десятилетним мальчишкам? Ноль. Они даже матчей с моим участием не видели. Они могли застать меня на поле, когда им было максимум 4 годика, но что в таком возрасте можно понять? Так что мальчишки меня не помнят, разве что по повторам «лучших моментов» с моим участием или, может, они видели меня по телевизору. Но, с другой стороны, есть стимул добиться уважения ребят именно через тренерскую работу. Что касается, ребят старшего возраста, то они ко мне относятся с большим уважением. Для них я «Мистер де Бур». Но я не думаю, что это как-то может меня изменить. Я все тот же Рональд де Бур. В работе я изо всех сил стараюсь вести себя так же. Потому что, я лично полагаю, что это единственно правильное поведение.

– Рональд, вы 20 лет отдали футболу. Какими качествами нужно обладать человеку, чтобы столько лет удерживаться в профессии?

 – Я расскажу вам историю о теннисистке Сирене Уильямс. Однажды она сказала, что лучше бы у нее было 90% характера и 10% таланта, чем наоборот. Это абсолютная правда. Если у тебя нет характера, у тебя ничего не выйдет. Но лучше всего, когда эти качества в балансе. Идеально, когда у человека 100% таланта и столько же характера. Из современных спортсменов, ближе всего к совершенству, на мой взгляд, Роджер Федерер.

– В футболе таким человеком является Месси?

 – Однозначно. Есть, конечно, ещё Криштиану Роналду, у него свое отношение к работе. Но для меня важно, что когда Месси забивает, он всегда празднует голы вместе с одноклубниками, не пытается кого-то из себя строить, не делает из своего поведения шоу.

– По итогам прошлого сезона Месси получил Золотой мяч. Не все согласились с таким решением…

 – Я абсолютно согласен с выбором, но все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Все прекрасно знают, что Месси  – лучший игрок. Тем не менее, все склонялись в пользу Хави, потому что, в отличие от Месси, он выиграл Лигу Чемпионов, ой, нет, не лигу, а Кубок и Примеру, ну, и разумеется, чемпионат мира. Но в общем, если посмотреть на выигранные трофеи и вклад в футбол, то Хави прекрасно выступал и многое сделал для своих команд в прошлом году. А Месси, понимаете, он просто абсолютно лучший игрок. Но дело в том, что здесь решение принимается по сезону в целом, а не по отдельно взятому временному отрезку. И как раз, судя по сезонной игре, Хави был необычно полезен. Именно поэтому люди голосовали за него. Но лично я доволен выбором. Я считаю, что Мессии невероятный футболист.

– Но ведь разговоры шли не только о Хави. Многие европейские аналитики считали, что Золотой мяч должен был взять Снейдер.

 – Да! Со Снейдером все то же самое. Он был в финале Лиги Чемпионов, Месси выбыл раньше. Снейдер выиграл Лигу чемпионов вместе с Интером, дошел до финала Чемпионата мира. Это все тоже принимается во внимание. У него фактически был более успешный сезон, чем у Месси. И он был чрезвычайно важен для своих команд. Это тот факт, который нужно рассматривать. Он забивал важные голы, был щедр на передачи. В частности на мундиале он вроде бы забил где-то 6 мячей. Он должен был быть хотя бы в тройке. В списке. Но это всегда непросто. Мы сидим с вами и обсуждаем этих игроков. А почему бы нам не поговорить, например, о Касильясе?

– Почему бы и нет?! Давайте поговорим о Касильясе!

 – Насколько он важен для команды? Крайне важен! Но он вратарь, поэтому его действия на поле не вызывают такого резонанса. А ведь он потрясающий игрок! Поэтому каждое амплуа имеет свою специфику. Почему лично я поддерживаю выбор в пользу Месси. Потому что когда ты смотришь за его игрой, ты получаешь удовольствие от его выступления, дриблинга. Его игра, безусловно, более привлекательна, чем вратарская. Хави тоже великолепен! Как он работает с мячом! Для меня, очень сложно понять, кто же лучший футболист. Потому что он лучший в своем амплуа, но существую ведь и другие менее зрелищные позиции, но от этого они не менее важны. Мне вообще кажется, что нужно выбирать лучшего в зависимости от позиции и награждать, соответственно, лучшего полузащитника, защитника, нападающего.

– И все равно все лауреаты были бы из «Барселоны»!

 – Да, я согласен с вами. Я тоже фанат «Барселоны».

– В свое время вы поиграли за «Барсу», раскройте секрет таланта Гвардиолы? Ведь, насколько, мы знаем, вы с ним не только вместе выступали, но и до сих пор близко дружите?

 – «Барселону» Пеп принял после Франка Райкарда, кстати, тоже голландца. Если вы знаете историю клуба, то понимаете, насколько существенного на него повлияли голландцы. Особенно, Йохан Кройф. Он там как Бог! В «Барселону» меня пригласил другой голландец  – Луи ван Гал. И я думаю, Гвардиола многому у него научился. Правда, по мне, так Пеп превзошел своего учителя, он стал ещё успешнее ван Гала. В принципе, структура команды была заложена ещё при Франке Райкарде. Но Гвардиола её модернизировал: он расстался с Роналдиньо и Это’о. При Пепе футбол «Барселоны» стал ещё привлекательнее.

– Вы серьезно считаете, что футбол при Гвардиоле еще привлекательнее, чем во времена Кройфа?

 – Да. Однозначно. Без сомнения, так и есть. Конечно, Барселона Стоичкова, Ромарио, Кумана, это была великая команда, но современная «Барса» вне конкуренции. Я не видел никакого другого клуба, который бы показывал такой отлаженный, качественный футбол. Понимаете, есть много команд, за игрой которых вы не сможете усидеть все 90 минут  – становится скучно. Но когда выступает Барселона, и тебе любопытно, что идет по другим каналам, то ты боишься что-то пропустить в матче. Вдруг ты переключишь, а там Месси уже кого-то обвел или забил. Да и командная игра у них великолепная.

С Пепом я играл 2 года, в том числе в Катаре, где я сейчас живу. И да, он мой очень хороший друг. Мне кажется, он прислушивается к моему мнению. Недавно он, по моему совету, взял Аффелая. Дело было так: в ЮАР он спросил у меня, какой футболист голландской сборной подойдет «Барселоне»? Я назвал ему 2 имени: Эмануэльсона, который месяц назад перешел в «Милан», и второго  – Аффелая. И вот он в «Барсе»!

– Когда вы сами будете работать в «Барселоне»?

 – Ой, не знаю… Мой брат, Франк, только что возглавил «Аякс». Я им горжусь! Он предложил мне в следующем году заниматься с молодежкой «Аякса». Но я пока не знаю, понравится ли мне эта работа. Ведь сейчас я получаю удовольствие от своей работы: я много задействован на телевидении в качестве аналитика и ведущего; я был послом заявки Катара на проведение Чемпионата мира 2022. Вы, ребята, взяли мундиаль в 2018-м году. Поздравляю! А мы выиграли Чемпионат мира 2022. Мы очень гордимся проделанной работой. У меня много дел в Катаре, но сейчас я думаю, пришло время вернуться в Голландию. Мои три дочки уже совсем большие  – 18, 15 и 10 лет, и им хочется на Родину. В общей сложности, я прожил в Катаре 7 лет, а вообще за пределами Нидерландов уже 12. Летом мы переберемся в Голландию, там я хочу попытаться начать тренерскую карьеру, потому что вдруг мне не понравится? Хочу попробовать, что это такое. И, возможно, в будущем попрактикуюсь у брата, а потом возглавлю «Барселону».

– Что вы думаете о другом тренере, Руде Гуллите? Считаете его хорошим специалистом?

 – Он, безусловно, понимает в футболе. Вспомните, он даже тренировал «Челси», и, думаю, в Лондоне у него неплохо получалось. Был ещё и «Гэлекси». Думаю, у него большой опыт по части тренерской работы. В прошлом он был великолепным футболистом. Сейчас он пробует себя в Грозном, в чеченском клубе. С его назначением связано немало критики в основном из-за тех событий, которые происходили в Чечне в определенный период истории. Но в этом вопросе я согласен с Йоханом Кройфом. В своей авторской колонке в газете он написал, что футбол объединяет людей, делает их счастливыми. Возможно, с этой точки зрения Руд сможет принести счастье и мир в этот регион по средствам спорта и футбола. Давайте воздержимся от выводов до тех пор, пока человек хотя бы не попробовал себя в официальных матчах. Мы всегда успеем сказать, что «да, наверное, это был неверный шаг». Сейчас нужно дать Руду время. И будем надеяться, что он покажет со своим новым клубом все лучшее, что есть в российском футболе.

– Вы обсуждали с мистером Гуллитом его назначение?

 – Конечно. У нас, бывших игроков сборной, есть что-то вроде своего интернет-чата. Поэтому мы всегда в курсе событий друг друга. Я знаю, что Руд очень хотел работать именно в России. Ему здесь всегда очень нравилось. Сейчас он в Турции со своим новым клубом. Он все время присылает мне по мейлу сообщения. А ещё он все время шлет нам по телефону фотки со сборов.

– В конце марта на сборах окажется ещё один ваш хороший знакомый  – Дик Адвокат. Какую оценку вы поставили бы его работе со сборной России?

 – Именно Адвокат пригласил меня из «Барселоны» в «Глазго Рейнджерс». Так что у нас с ним действительно сохранились очень хорошие отношения. Я считаю, что на протяжении долгих лет он доказывает, что он великолепный тренер. У него есть характер, который позволяет ему работать не только со «звездными» именами, но и со «звездными» командами. Он знает, как структурировать работу. Думаю, в этом заключается общее преимущество голландских тренеров: они славятся системным подходом к работе. Кроме того, у Адвоката раскрученное имя, он умеет справляться со стрессовой ситуацией. Он, как и Гус Хиддинк, сможет сделать футбол в России ещё популярнее.

– Кто для вас главный тренер в карьере?

 – О! Это просто. Луи ван Гал. Без сомнения! Мой лучший период в карьере пришелся на игру под его руководством. Спросите любого человека, который работал с ним, и так ответит практически каждый. У него свой взгляд на технику, на тренерскую работу, на методику тренировочного процесса. При нем приходилось очень много работать, но в итоге тебя ждала награда. С ним мы выиграли Лигу Чемпионов, Клубный чемпионат мира в Токио, мы выигрывали лигу и Суперкубок. Та игра, те победы  – дело рук ван Гала. Благодаря ему, мы показывали один из лучших футбольных стилей в мире. И как я уже говорил ранее, у него многому научились Гвардиола и Моуриньо.

– Давайте поговорим о заявках России и Катара на проведение чемпионатов мира. В околофутбольной среде постоянно муссировались слухи о том, что здесь не обошлось без «N-ной» суммы денег. Прокомментируйте эти обвинения как представитель заявки Катара?

 – Что вы имеете в виду  – взятки? Не имею никакого понятия. Мне сложно, как-то это комментировать, потому что лично я ничего такого не замечал. Но зато я лично видел, как англичане общались с представителями стран-членов ФИФА. Все это происходило на моих глазах в ресторане.

– Получается, что вы сами их застукали в ресторане?

 – Именно так. И тогда я удивился тому, что этот человек, который представляет один голос ФИФА, может обсуждать наедине с представителем заявки Англии? Я подумал, что как-то это странно двусмысленно выглядит. И, в итоге, их заявка получила всего один голос.

– На этой почве был целый скандал!

 – Да, так и есть. В Англии говорят, что они сами себя потопили. Все эти слухи, подозрения с их стороны им же вышли боком. Нельзя свое дело строить на клевете в адрес своих конкурентов, что Россия там или Катар кому-то дали 100 миллионов чего-то… По этому поводу я ничего не могу сказать, кроме того, что по-моему мнению, мы проделали блестящую работу. У нас была великолепная финальная презентация, мы показали всем, как люди на Ближнем востоке сходят с ума по футболу.

– Вы видели речь Виталия Мутко: «Let me speak from my heart in English»? Она весьма популярная на Youtube.

 – Еще бы! Я понимаю почему.

Сейчас я бы хотел обратиться ко всем россиянам  – детям, взрослым, правительству. Вам нужно заняться своим английским. Вы же представляете свою страну, вы будете принимать чемпионат мира  – самое грандиозное событие мира. Девушки, к вам это не относится, вы прекрасно говорите!

Большинство российских детей даже не могут нормально попросить меня об автографе. В Голландии любой 10-ти летний мальчишка бегло говорит по-английски. Задача в том, чтобы начать изучать язык в начальных классах школы, потому что в этом возрасте дети буквально заглатывают иностранный язык. А что я вижу в Москве: какой-нибудь 25-ти летний парень 2-х слов связать не может! И я думаю, «эй, ты же взрослый мужчина! Ты должен говорить на достойном английском! А ты даже «thank you» сказать не можешь». Это большое упущение. С вашим английским надо что-то делать!

– Катар будет принимать мундиаль чуть позже, и главная проблема там вовсе не в языке, а в погоде. Реально ли сдвинуть сроки проведения чемпионата на зиму?

 – Президент Ассоциации футбола бен Хамам говорит, что чемпионат мира будет проводиться только летом, потому что именно за эти сроки мы боролись. Сейчас люди постоянно намекают на то, что сам Катар хочет передвинуть турнир на зиму. Но это не так. Это желание ФИФА. Мы же боролись именно за летние сроки. ФИФА думает так: обычно летом все игроки переживают окончание долгого сезона и перегорают к началу турнира. А на мундиале все хотят видеть лучших «звезд» в их лучшей форме, понимаете? И в этом смысле, почему бы разок не попробовать провести чемпионат зимой? Может, такой переход будет только на пользу? Почему бы тогда не попробовать этот вариант уже в 2022-м году. К тому же это автоматически решило бы проблему жары. Но думаю, Катар, тем не менее, сможет отстоять летние сроки проведения. Лично я бы им порекомендовал в этом случае просто передвинуть турнир на месяц, чтобы он проходил, скажем, с 5 мая по 5 июня. И с жарой не будет никаких проблем! Это я вам говорю как человек, который сам играл в Катаре.

– Рональд, время нашего интервью подходит к концу и хотелось бы отчетливее понять, что вы за человек. Вам сейчас 40 лет, отсюда и следующий, в какой-то степени философский, вопрос: этот возраст считается кризисным, потому что именно в этот период у мужчины возникает желание переосмыслить жизнь и, возможно, что-то поменять  – семью, страну…

 – Это правда. Странно, что вы именно сейчас об этом заговорили… 3 месяца назад я развелся с женой. Я начал задумываться о себе: мне уже 40 лет, хочу ли я провести ещё 40 лет с моей женой? И я сказал себе  – нет. Я больше не чувствую себя с ней счастливым. Напротив, я счастлив, когда её нет поблизости. Мы вместе прожили 23 прекрасных года, но у меня больше не осталось к ней чувств, я её больше не люблю. Вы сказали о кризисе возраста, возможно, это связано как раз с этим. Я обдумывал свой уход последние 4 года. Конечно, у нас 3 дочки, и мне нужно о них заботиться. Ещё и поэтому мне было крайне сложно уйти из семьи. Ведь девочки всегда больше льнут к папе. И я считаю себя любящим отцом. Сейчас дочки как бы между нами, это тяжело. А ведь я действительно их растил, воспитывал, я всегда был вовлечен в жизнь дочерей. Но сейчас они уже взрослые, и я могу на это решиться.

– Вы отважились на важный шаг  – развод. Что дальше?

 – Я не хочу торопить события, хотя у меня есть девушка, очень хорошая и независимая. У неё в Амстердаме 2 популярных магазина одежды. Она на 10 лет моложе меня. Но, разумеется, никто не снимает с меня обязательств по отношению к моим дочерям и даже к моей бывшей жене. Я постарался, чтобы бракоразводный процесс был наименее болезненным для всех нас, но, конечно, не обошлось без эмоций.

– Удивительно, что вы говорите о безболезненности, ведь известно, что разводы с футбольными звездами никогда не проходят просто. Футболисты обычно весьма состоятельные люди, отсюда проблемы в делении имущества и так далее…

 – У меня все было просто. Я отдал ей половину всех денег. Она мать моих троих детей, она заслуживает этого. К тому же я от нее ушел, а не наоборот. Возможно, если бы у меня не было детей, денежный вопрос мог бы стать проблемой. Но это не тот случай. Я желаю своей бывшей жене только хорошего. И я рад, что вся эта ситуация на 100% позади. Я спокоен, доволен своей жизнью, у меня начинается в ней новый период. Я снова побывал в Москве, отлично провел здесь время, пообщался с двумя красивыми девушками. Я счастливый человек.

Кирильчева Катерина, Командная Мария

О ком или о чем статья...

де Бур Рональдус (Рональд)