Войти

Юрис Лайзанс: «В Воронеже, говорят, много красивых мест»

«Игрок», 10.08.2011

Юрис Лайзанс проводит пятнадцатый сезон в своей футбольной карьере. Его послужному списку можно только позавидовать: чемпион России и Латвии, обладатель Кубка УЕФА, участник финального турнира чемпионата Европы. Больше ста матчей провел в составе сборной Латвии, с которой объездил практически весь мир. Ему аплодировали на крупнейших стадионах планеты.

В этом году Юрису исполнилось 32 года, и он находится в прекрасной физической форме. Футбол в его исполнении по-прежнему ярок и свеж. Приобретенная с годами футбольная мудрость позволяет, как открытую книгу, читать любую игру. Его пасы всегда точны, удары сильны, отбор мяча безупречен. К тому же Лайзанс человек открытый, доброжелательный, спокойный. Поговорить с ним – одно удовольствие.

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

– Юрис, долго раздумывали, получив предложение из Воронежа?

– На пару дней, по-моему, задержался: надо было заняться кое-какими домашними делами, прежде чем уезжать. А решение принял сразу.

– Сомнений в правильности выбора не было? Все-таки первый дивизион не премьер-лига, тем более «Факел» занимает в ФНЛ последнее место.

– Перед командой стоят серьезные задачи, их надо решать. Я приехал играть и добиваться поставленной цели.

– Но ведь у вас уже был печальный опыт выступления в первом дивизионе за белгородский «Салют».

– Да, было такое, к сожалению. Но, как говорится, что было – то прошло. Сейчас надо сосредоточиться на настоящем, значит, жить интересами воронежского клуба.

– «Факел» – новый для вас клуб, как приняли в команде, понравилась ли атмосфера внутри коллектива?

– Нормальная рабочая обстановка. Упаднических настроений нет, никто не опустил голову, все работают, занимаются с желанием и полной самоотдачей.

– На тренировках бывает смех или они проходят в мрачной обстановке?

– Да нет. Все присутствует: и смех и шутки. Без смеха тоже нельзя, обязательно нужна какая-то разрядка.

– С кем-то из игроков до этого были знакомы?

– С Денисом Клопковым в прошлом году за «Салют» вместе играли. Фамилии нескольких футболистов слышал, против кого-то выходил на поле.

ОТНЕСЛИСЬ С ПОНИМАНИЕМ

– Вы, наверное, хорошо знакомы с латвийскими футболистами, которые играли ранее за «Факел». Это ваш однофамилец Раймонд Лайзанс, а также Олег Алексеенко, Олег Караваев.

– Я, честно говоря, так глубоко не копался и не знал, что они в Воронеже играли. Зато теперь буду знать. С двумя из них мне удалось поиграть в сборной Латвии.

– И кто эти двое?

– Вратари – Лайзанс и Караваев.

– В Воронеже уже с кем-то подружиться успели?

– Со всеми ребятами сложились отличные отношения, просто с кем-то общаешься больше, с кем-то меньше. Вот будет выходной – обещали город показать, а то я Воронеж только из окна автобуса видел. Первые впечатления приятные, говорят, здесь много красивых мест.

– А как отнеслись к переезду в центр России ваши родные?

– Нормально, с пониманием, как и раньше. Они знают, что футбол – это большая часть моей жизни.

– Семья тоже сюда переедет? Дочка, наверное, ходит в школу в Риге, стоит ли менять место учебы?

– Пока думаю только о футболе, других мыслей быть не должно, а семья осталась дома. Дочка еще маленькая, ей в школу еще рано.

– Вам удалось несколько лет поиграть под руководством таких знаменитых тренеров, как Газзаев, Старков. Сильно ли тренировочный процесс Байдачного отличается от газзаевского?

– Я бы так не сказал. И по времени и по интенсивности они примерно одинаковы. Упражнения бывают разные, но что особенно радует футболистов: все они проводятся с мячом. Это всегда интересно и лучше, чем полтора часа заниматься беготней.

– Чему уделяется основное внимание на тренировках?

– Всему поровну, какой-то одной приоритетной дисциплины нет. Интенсивно работаем и над техникой, и над тактикой, и над «физикой» – все в комплексе. Мелочей ведь в футболе не бывает.

– Вас приглашали на какую-то определенную позицию?

– Последнее время постоянно играл на месте опорного полузащитника. В «Сконто» приходилось выходить на левый фланг обороны, в ЦСКА играл в центре защиты, на бровке и в середине поля. В общем, какое место мне определят тренеры, там и буду приносить пользу «Факелу».

ВНИМАНИЕ ОКРЫЛЯЕТ

– Юрис, на ваш взгляд, возможно ли выбраться из трудного положения, в которое попал «Факел», или нужно признать, что поезд уже ушел и догнать его бесполезно?

– Если бы мы так считали, то не проливали бы столько пота на тренировках. Да, соперники от «Факела» оторвались, но не настолько, чтобы их нельзя было догнать. И ничего сверхъестественного в этом не будет.

– Почти всю свою карьеру футболиста вы провели в столицах двух стран – Москве и Риге. А каким вы увидели футбол на периферии – в Ростове, Краснодаре, Ярославле?

– Каждый город по-своему хорош. Футбол любят везде, и болельщики везде разные. Где-то больше свистят, ругают, где-то, наоборот, поддерживают и хвалят. Самые преданные болельщики у ЦСКА, они за нами даже в Европу ездили. Плохо, что у команды нет своего стадиона, приходилось играть то в «Лужниках», то на стадионе имени Стрельцова, то еще где-то. Я был удивлен тем, как болели воронежцы за свою команду в товарищеском матче с «Металлургом-Оскол». Такое внимание к команде окрыляет. Среди десятков флагов на трибуне я увидел и один латвийский, было очень приятно.

– Кстати, как вы оцените свою игру в матче с командой из Старого Оскола?

– Не все получилось так, как хотел. Да и вся команда не показала всего, на что способна. Я не ищу каких-то оправданий, вроде того, что это был первый поединок, тренировались вместе недолго, не хватает сыгранности и так далее. Я верю, что с каждым матчем, с каждой тренировкой игра команды будет улучшаться и в итоге мы добьемся поставленной цели.

– Вы как-то говорили, что вам все равно, при какой аудитории играть: при пятидесяти болельщиках или при пятидесяти тысячах. Не изменили свою точку зрения?

– Да, говорил. Это действительно так. Настоящий профессиональный футболист должен полностью выкладываться в каждом матче вне зависимости от того, сколько человек сидит на трибунах.

ИГРАТЬ В РОССИИ

– А с чем связан тот факт, что проведя пять лет в основном составе ЦСКА, став с ним чемпионом и обладателем Кубка России и Кубка УЕФА, вы перестали попадать в основной состав, а затем и вообще оказались в «Торпедо»? Произошел конфликт с тренером?

– С тренерами ни в одной команде конфликта не было. Всегда стараюсь выстроить нормальные рабочие отношения. Здесь причина в другом. Клуб купил дорогих и более мастеровитых игроков, поэтому не всем осталось место в составе. Если оказался на лавке, значит, конкуренты сильнее, а отношения с тренерами так и остались добрыми.

– Вы провели 108 матчей за сборную Латвии. Что значит для вас каждый вызов туда?

– Это большая честь для каждого игрока. Словами трудно передать, что чувствуешь: гордость, ответственность, радость – все вместе. Тогда и понимаешь, для чего играешь, для чего трудишься.

– Вас не раз приглашали в европейские клубы. Почему так никуда и не уехали?

– Не посчитал нужным. Я знал, что там не все так гладко, как говорят, и что ты никогда не получишь всего того, что тебе обещают. Это же бизнес. Решил остаться в России. Тут все знакомо, все говорят на одном языке, все близко и дорого сердцу. Хорошая страна, хороший чемпионат – что еще надо? Я не жалею о том, что никуда не уехал.

– Когда покидаете родную Ригу, чего вам больше всего не хватает?

– Морского воздуха.

– Юрис, а сколько времени вы еще планируете радовать нас своей игрой?

– До тех пор, пока буду нужен.

– А нынешний контракт у вас заключен…

– …до конца сезона, то есть до лета 2012 года.

О ком или о чем статья...

Лайзанс Юрий