Войти

Александр Починчук: «С «Локомотивом» из Бессарабки мы дошли до полуфинала Кубка Молдовы. Представляете, какой уровень был!»

Divizia-A.md, 17.10.2021

Украинец Александр Починчук в середине 90-х годов стал игроком «Локомотива» из Бессарабки. Вместе с железнодорожниками он стал чемпионом Дивизии А в 1996 году, тогда же став и лучшим бомбардиром своей команды, а после вышел с «Локомотивом» в Национальную Дивизию.

Обо всем этом форвард рассказал в интервью, которое мы предлагаем вашему вниманию.

– Александр, расскажи о своих первых шагах в футболе и где начинал заниматься футболом?

– Я не самый оригинальный в этом плане. Как и все пацаны того времени пропадал на спортплощадках, где мы увлечённо играли во многие виды спорта, где в безусловном авторитете был футбол, в который мы с ребятами могли играть с утра до вечера. Это было основное наше увлечение, и признаю, что в сравнении с нынешней компьютеризацией - более полезное. Мы были здоровее и более развиты в физическом плане, чем сегодняшнее поколение. Уже с 7-8 лет начал заниматься более профессионально – в СДЮШОР одесского «Черноморца», в группе у замечательного специалиста Валерия Васильевича Мельника.

– Что можешь рассказать о тренировочном процессе в СДЮШОР «моряков»?

– Тренировки были разнообразными и именно Валерий Васильевич заложил в меня фундамент того футболиста, которым я стал в последствии. Техника обращения с мячом, игра в атаке и обороне своих ворот, тактика взаимодействия с партнёрами на поле и многое другое были мне заложены в одесской спортшколе и в дальнейшей карьере очень пригодились.

– Как после ДЮСШ сложилась карьера?

– Начинал играть на любительском уровне в «Колосе» из Новокрасного, где также выступали известные во всём бывшем Союзе братья-близнецы Малые. У них было чему поучиться в футбольных премудростях. Перед службой в армии был приглашён во второй клуб по значимости в Южной Пальмире – СК «Одесса». В стане бывшей армейской команды я прилично набрался игрового опыта, выступая рядом с такими мастерами как: Сергей Кожанов, Володя Заярный, Зинич, к сожалению, покойный Саша Гущин, который в сборной СССР разных возрастов был одним из сильнейших и постоянно был на слуху, Мокан, Мусолитин, Андрей Пархоменко, Денис Смаровоз…

В бывшем армейском клубе я отыграл один круг и о команде остались самые тёплые воспоминания. Боевая команда! СК «Одесса» могла решать серьёзные задачи, но из-за частых ротаций состава и тренеров (я играл при трёх тренерах – Владимире Малом, Сергее Марусине и Владимире Смаровозе), а главное – отсутствия должного финансирования, так и не смогла выйти на высокий уровень в Украине, хотя имела богатые футбольные традиции. Затем прошёл службу в спортроте, где в основном играли в разных армейских турнирах и занимались тренировочным процессом. В общем, служба удалась!

– А каким «ветром» занесло в молдавский чемпионат?

– После службы, я какое-то время играл на «любителях» за «Днестровец» (Белгород-Днестровский) и одесский «Локомотив». Сперва за мной наблюдали селекционеры солигорского «Шахтёра», и от них поступило предложение переехать в Белоруссию. Я согласился, тем более что уровень чемпионата у белорусов был приличным. В сезоне 1994/1995 там играли очень сильные футболисты. Особняком был Валик Белькевич, который и раздавал пасы и сам забивал, играя за минское «Динамо».

В командах было много ребят их бывшего Союза. На слуху был нападающий из Запорожья Андрей Скоробогатько и его коллега по амплуа из Брянска Владимир Солодухин, эта пара форвардов играла за могилёвский «Днепр». Одноклубники Белькевича, Евгений Кашенцев и Пётр Качуро «штамповали» приличное количество голов с передач Валентина. Очень хорошо смотрелась атакующая линия минского «Динамо». В «Молодечно» хорошо смотрелись юные братья Маковские, быстро прогрессировавшие. Ребят хорошего уровня в те годы в Беларуси было приличное количество.

– Почему же согласился на переход в молдавский «Локомотив»?

– Бессарабский «Локомотив» ставил высокие задачи в чемпионате, а переговорив с тренерским штабом и руководством клуба, я понял, что на меня рассчитывают в команде, чего я не ощущал в Солигорске…

– Переезд в Молдову удался на славу.

– Можно и так сказать. Мы выполнили задачу, поставленную перед сезоном – вышли в элитный дивизион чемпионата Молдовы. Игра у «железнодорожников» ладилась. Мы много забивали, хорошо комбинировали на поле. Была импровизация, у ребят «глаза горели». Наш тренер, легендарный молдавский футболист Сергей Михайлович Сырбу? сумел сплотить коллектив и поставить атакующую игру команде. Я любил ему напоминать, что мы почти земляки, ведь он в начале 80-х играл за одесский СКА. Михайлович и всегда с теплотой отзывался об «армейском» этапе своей карьеры.

– То есть в Бессарабке, вы устроили футбольный бум.

– Да. Бессарабка городок небольшой, около 10 000 населения. Стадион вмещал 2000, а людей приходило смотреть порядка 5-7 тысяч. Вообще-то в Молдове футбол любят. Страна южная, климат мягкий. Есть все условия для игры.

– О своём футбольном подвиге ты скромно умалчиваешь, став первым среди украинцев лучшим бомбардиром молдавского Дивизиона «А».

– Мои голы – это плод коллективных действий команды. Я в том сезоне поймал «чуйку» к голам, а ребята, как могли, нагружали меня передачами. Я забивал с обеих ног, головой, из разных положений, а в одном из матчей даже стоя спиной к воротам, сумел забить через себя. Такие шедевры больше не удавались.

– Сколько забил мячей соперникам, помнишь?

– 35 голов! 31 – забил в чемпионате и ещё четыре в розыгрыше молдавского Кубка. Мы тогда до полуфинала дошли. Представляешь, какой был уровень «Локомотива»! Играли от души и с азартом на поле. Тот сезон стал самым успешным в моей карьере. Меня тогда на командном собрании капитаном назначили. Есть что вспомнить. Ты, кстати первый журналист, сумевший поднять такие архивы о голеадорах-украинцах в молдавских чемпионатах.

– Спасибо, Саша! Возвращаясь к твоему «подвигу», подскажу, что только спустя девять сезонов Георге Богю из «Олимпия» (Бельцы) забьёт 34 гола в чемпионате, а Михай Кожуся из «Гагаузии» по итогам 2010 года сумеет поразить ворота соперников 33 раза. А из украинцев – Андрей Нестерук, выступавший во второй команде тираспольского «Шерифа», забьёт 21 мяч, что будет достаточно для лавров лучшего бомбардира Дивизиона «А» в 2001 году. Войдя с «железнодорожниками» в Национальный дивизион, разницу почувствовали?

– Естественно. Тогда на общем фоне выделялись тираспольские клубы «Конструкторул» и «Тилигул», а также столичный «Зимбру», в составах которых играли не только игроки сборной Молдовы, но также и легионеры хорошего игрового уровня. Но всё же выделю таких ребят как Сергей Епуряну, Владимир Коссе, Сергей Клещенко, Юра Митерев, Сергей Рогачёв, Иван Тестемицану, которые задавали тон в играх чемпионата, национальной сборной, а перейдя в зарубежные клубы, не пасли в них задних.

– Ты в молдавской элитной лиге долго не играл...

– Мне поступило приглашение из ФК «Николаев» от главного тренера команды Евгения Мефодьевича Кучеревского и я без раздумий дал согласие на переход в команду «корабелов». Играть и тренироваться у легендарного наставника выпадает не каждому судьбой. Но честно скажу: не заладилось у меня в Николаеве. Игра не пошла и после нескольких матчей я попросил Евгения Мефодьевича отпустить меня назад в Молдову. Он говорил мне, чтобы я не спешил, но я настоял на своём и вскоре вернулся в Бессарабку. По итогам чемпионата 97-го мы заняли восьмое место, что неплохо для дебютанта лиги.

– Следующий сезон станет последним в Молдове?

– Можно и так сказать. Отыграв 11 матчей, я решил уехать в немецкий полупрофессиональный клуб «Блау-Вайсс Дермбах». Хотелось сменить обстановку и пожить в западноевропейской стране. Признаюсь, что в спортивном плане я потерял, а вот в плане быта и жизни приобрёл определённый опыт. Было интересно после стольких лет жизни в постсоветских странах сопоставить его с зарубежным. Да, может в быту у немцев всё лучше организовано, но вот в плане обычного людского общения всё намного сложнее. Всё не так как у нас. Наши люди проще в общении и раскрепощеннее бюргеров, у которых всё более прагматично и спланировано в жизни. У них всё по расписанию. Было немного сложно адаптироваться после нашего устоя, как в жизни, так и в быту.

– Приходилось ли на немецких футбольных полях пересекаться с кем-то из украинцев?

– Больше по телевизору. А если серьёзно, то ребята из Украины играли в региональных клубах, но широкому кругу они не известны. В те годы на слуху были Витя Скрипник и Юрий Максимов, игравшие за бременский «Вердер», Андрей Полунин из «Нюрнберга» и Анатолий Мущинка, долгие годы выступавший в разных немецких клубах. Было приятно читать об успехах земляков в западногерманской прессе.

– Что ожидало тебя после педантичной Германии?

– Вернулся в Одессу. Продолжил играть на любительском уровне в болградском ФК «СКАД-Ялпуг», затем в «КАПО» из Первомайска и одесском «Реале». Завершил играть в 2011 году на ветеранском уровне и то может быть ещё бы продолжил, но порвал ахилл и, с футболом пришлось завязать…

– Саша, ты остался в футболе?

– Нет. В футбол немного бегаю на ветеранах. Завершив играть, думал стать детским тренером, но жизнь заставляет думать о семье. Так что футбол остался только в свободное время. Сейчас моя деятельность связанна с ресторанным бизнесом. Большее время стараюсь провести с семьёй, которая для меня самое ценное, что есть в моей жизни.

О ком или о чем статья...

Починчук Александр Викторович