«Волгоградская правда», 25.10.2016
Старшим тренером местного «Трактора» Юрий Ходотов стал в 24 года. Этот уникальный специалист проработал со сталинградской командой не так долго, как мог бы. В общей сложности, с перерывом на войну, – пять лет. Но за относительно небольшой отрезок времени Юрий Ходотов успел стать настоящей легендой. И больше всего к нему подошло бы определение «вечный рекордсмен»
15 тысяч книг
Один из отцов-основателей волгоградского футбола родился в Санкт-Петербурге в семье актера Александринского театра Николая Ходотова. Отец был популярен и уважаем – в его доме регулярно бывали Бунин, Шаляпин, Куприн, Чуковский. Ходотов-старший был энциклопедически образован, за свою жизнь собрав библиотеку в 15 тыс. томов! Все это богатство было завещано им Театральной библиотеке им. Луначарского и составляет в ней специальный «ходотовский» отдел.
В плане начитанности сын рос в отца. Возможно, именно недюжинный интеллект с эрудицией и сделали парня одним из лучших футбольных стратегов своего времени. Еще старшеклассником Юра стал привлекаться в команду ЛМЗ (ныне «Зенит»). Интерес к нему объясняло в том числе и игровое амплуа. Он был приличным вратарем, а голкиперы тогда ценились на вес золота, ведь все рвались в форварды.
В 1933 году Юрий Ходотов едет в Москву поступать в Государственный центральный институт физической культуры. Годом ранее после тяжелой болезни умер отец, так что в Питере его уже ничего не держало.
Внушал и ужас, и улыбки
После института Ходотов получает назначение возглавить сталинградский «Трактор», который годом ранее завоевал путевку в Высшую лигу советского футбола. Шел 1938-й год. Тренеру – всего 24. И это стало возрастным рекордом на все времена! Специалист вспоминал, что рассчитывал решить проблему адаптации в команде с помощью совмещения двух позиций. Он хотел быть играющим тренером. Но неожиданный перелом носа на тренировке разрушил эти планы.
«У одних игроков мой вид вызывал ужас, у других – улыбки», – рассказывал Юрий Николаевич.
Доставшийся молодому парню коллектив был боеспособным, а главное – трудолюбивым. Ходотов рассказывал: «В те годы подхлестывать игроков на тренировках нужды не было. В самые первые годы знакомства Саша Пономарев обратился ко мне с просьбой: «Вы с нами построже будьте!» То было время, когда наша команда, одновременно с московскими «Торпедо» и «Спартаком», переходила на новые тактические рельсы, осваивая систему дубль-вэ. Учитывая специфику этой тактики, мы сделали некоторые перестановки. Главная из них – поменяли местами Проворнова и Пономарева. Проворнов, игравший на месте центрфорварда, стал правым инсайдом. Ему поначалу казалось, что мы ущемляем его права. Пришлось доказывать и убеждать, что именно в зоне полусреднего лучше всего проявятся его технические и тактические возможности».
Чемпионат СССР 1938 года был в какой-то мере экспериментальным. Просто собрали 26 лучших коллективов из разных групп и решили – на следующий год в главную лигу попадут 12 сильнейших команд и еще две добавятся после «переходных» игр. Именно эту задачу руководство спортивного общества «Трактор» поставило Ходотову. Особые надежды игроки и болельщики возлагали на новаторство тренера.
Бой нарушителям!
Уже в дебютном сезоне молодой тренер продемонстрировал свою принципиальность и жесткость. Очень скоро спускать с небес на землю пришлось того самого Пономарева, который просил «быть построже». Несмотря на то что игрок был лидером атак «Трактора», Ходотов применил к нему самую страшную на тот момент санкцию – посадил на скамейку.
Вот как описывал этот конфликт сам Юрий Николаевич: «Трактор» сразу же привлек общее внимание агрессивной игрой в нападении и довольно высокой результативностью. Конечно же, украшением передней линии, ее запевалой был молодой Александр Пономарев… Он был типичным центральным нападающим, нацеленным на ворота. За ним следили, его сторожили, но это не мешало ему практически в каждой игре забивать голы. Но однажды, проявив мальчишество, нарушил спортивный режим, и… был выведен из состава. Играть нам предстояло с московским «Буревестником» – командой достаточно сильной. Узнав о моем решении, многие игроки команды, да и всевозможные ходатаи и заступники, опасаясь поражения, принялись настаивать, чтобы Пономарев играл. Я же считал, что в интересах поддержания порядка в команде такой случай оставлять без последствий нельзя. Перед игрой я сказал футболистам примерно следующее: «Ребята, успехи нам приносят общие дружные действия, а не один игрок. Нарушитель должен быть наказан, это правило для всех без исключения. Сегодня играем без Пономарева. Проявите волю».
В том матче «Трактор» выиграл 6:2. Пономарев, кстати, все понял – подобных выходок себе он больше не позволял. На следующий матч против московского «Сталинца» форвард вышел в «основе» и отметил свое возвращение тремя мячами.
По ходу сезона «Трактор» поднимался в тройку лидеров. И хотя концовка сезона не удалась, поставленная задача была выполнена. 12-е итоговое место гарантировало команде место в сильнейшей лиге! Ну а по-настоящему триумфальным для Ходотова и его подопечных стал 1939-й. «Трактор» завоевал четвертое место в чемпионате, и вплоть до 1993 года это оставалось лучшим результатом местного футбола.
Специалист по повышению
Война застала Юрия Ходотова в Одессе, откуда он был эвакуирован. После победы специалист поработал в Подольске и Саратове, а затем вернулся в Сталинград. В 1947 году наша команда занимает 9-е место, а на следующий год – 8-е. Но такие результаты не понравились руководству, и Ходотова «попросили» из команды. Хотя с учетом того, что война выжгла многие футбольные таланты Сталинграда, совершить быстрый прорыв было невозможно. Чиновники совершили тогда ошибку – без Ходотова уже через два года команда вылетела из лиги сильнейших и вернулась туда только через 38 лет.
По непонятным причинам в столичные команды путь тренеру был заказан. Но это не мешало Юрию Николаевичу оставаться одним из самых авторитетных специалистов в СССР. В 50-х годах он считался лучшим по повышению команд в классе. В 1950-м он возглавил столичную команду ВМС, а через год москвичи оказались в Высшей лиге! Пригласили работать в 1952-м в «Спартак» из Вильнюса, в следующем сезоне литовцы дебютировали в элите. Еще во многих командах он наводил элементарный порядок, строил систему и стратегию, а затем уступал свой пост местным специалистам. В 70-х годах Юрий Николаевич завершил тренерскую деятельность и вернулся в столицу. В последние годы он занимался организационной работой. Там же, в столице, легендарный тренер «Трактора» и закончил свой жизненный путь, оставив футбольному миру самые приятные воспоминания.
О ком или о чем статья...
Ходотов Юрий Николаевич