Войти

Четвертый «мушкетер»

«Самарский футбол», 04.05.2006

Абдулхак Абдульманов выступал за «Нефтяник» Сызрань (1962,1963), «Крылья Советов» (1964), «Текстильщик» Иваново (1965–1968), «Ковровец» Ковров (1968), «Металлург» Липецк (1969), «Корд» Балаково (1971). В высшей лиге провел 13 матчей. Финалист Кубка СССР 1964 года. Много лет тренирует юношеские команды в Москве. В том числе ФШМ в Лужниках, «Фили», «Крылья Советов», «Красногвардеец», «Смена». С ноября 2005 года главный тренер команды «Смена», выступающей в зоне «Центр – Москва» любительского первенства России. С ветераном побеседовал корреспондент «СФ» Владимир Внуков.

– Помнится, что когда вы только пришли в «Крылья» из сызранского «Нефтяника» то вас принято было причислять к воспитанникам футбола этого города.

– На самом деле это не так. В Сызрань я попал после службы в армии, где играл за команду своей части в первенстве Северокавказского военного округа, поскольку проходил службу в Волгоградской области на полигоне Капустин Яр. Мы играли в зональном турнире первенства округа в Волжском под Волгоградом, а туда как раз приехал на очередной матч чемпионата в классе «Б» сызранский «Нефтяник». Там меня и увидел его старший тренер Иван Ширяев. Между прочим, после того первенства меня в числе нескольких других перспективных игроков приглашали на просмотр в СКА Ростов, где мы жили и тренировались на базе СКА. Но попасть даже в дубль тогда не удалось. Пришлось принять предложение сызранцев, и после увольнения в запас зимой 1962 года я прибыл в Сызрань. Начинал же свою игровую карьеру я в детских и юношеских командах «Локомотива» подмосковного города Люблино, который позднее был влит в состав Москвы и сейчас является одним из ее районов. Играли мы тогда в первенстве Московской области, и было не редкостью, что игроки из нашего «Локомотива» оказывались затем в командах мастеров классов «А» и «Б». Самым известным из них стал олимпийский чемпион Мельбурна-56 Николай Тищенко. Помню, мы в клубе этим очень гордились. А тренировал нас бывший игрок московского «Динамо» Владимир Дворцов.

– Пик ваших спортивных достижений пришелся на год выступлений за «Крылья Советов».

– Да, если считать только карьеру игрока. Кроме «Крыльев», меня приглашал еще воронежский «Труд», но я выбрал Самару, о чем ничуть не жалею. В 1964-м «Крылья Советов» впервые за много лет вошли в первую десятку команд высшей лиги. А в розыгрыше Кубка страны дошли до финала. Помню, что первый гол «Крыльев» в Кубке-64 довелось забить мне уже в самом начале нашей первой игры этого турнира в Луганске с местной «Зарей». Довелось поучаствовать мне и в финале с киевским «Динамо», который мы, к большому сожалению, проиграли с минимальным счетом 0:1. Вышел на замену примерно минут за тридцать до конца игры вместо Бориса Коха с заданием обострить игру в нападении. Самым запоминающимся стал момент, когда я, войдя с мячом в штрафную площадь, отдал пас направо открывавшемуся там Анатолию Жукову, но у того оказался слишком малым угол обстрела ворот и он пробил мимо. По прошествии многих лет, вспоминая и вновь прокручивая в памяти тот эпизод, понимаю, что если бы не отдал тогда пас вправо, а наоборот, ушел с мячом влево, то мог бы прорваться к воротам и выйти один на один с Банниковым. Забил бы я гол или нет, это конечно, вопрос, но шанс забить был бы точно. К слову, вратарь киевлян Виктор Банников творил в той игре чудеса. Например, помню, как он в прыжке отбил удар головой того же Жукова буквально с шести метров. Тем не менее, уверен, что бороться с «Динамо» Киев «Крыльям» тогда было вполне по силам. Ведь в чемпионате оба матча между нашими командами закончились вничью, да и место они заняли тогда только шестое, а мы – десятое. Но перегорели мы еще до игры, когда накануне финала провели двустороннюю тренировку такой интенсивности, что на следующий день многих игроков было просто не узнать, поскольку на упомянутой двусторонке все два или полтора часа носились как угорелые. Например, тот же Кох в финале выглядел просто вялым, да и другие двигались с трудом. В целом же с удовольствием вспоминаю нашу команду. Тогда был очень здоровый коллектив, и не было никакого стяжательства или так называемой дедовщины. А играли так, как могли – каждый в свою силу.

– Почему пришлось уйти из «Крыльев»?

– Тренер почему-то считал, что я негативно влияю на нашу четверку друзей, которую в шутку даже одно время называли «четыре мушкетера». В число «мушкетеров» кроме меня входили Осянин, Капсин и Жуков. Для меня такое тренерское решение было тем более удивительным, что я всегда причислял себя к режимным игрокам. И до сих пор продолжаю режимить. Наверное, поэтому меня все еще и не отпускают на пенсию, хотя мне уже 66. Даже доверили возглавить главную команду нашей СДЮШОР «Смена», которая выступает в любительском первенстве России в московской зоне «Центр». Основу этой команды составят мои воспитанники 1988 г. р., которые в прошлом году завершили выступления в юношеском футболе.

– Как складывалась ваша дальнейшая жизнь после «Крыльев»?

– Стал игроком основного состава в ивановском «Текстильщике». Эта команда играла во второй группе класса «А», или по-нынешнему – в первом дивизионе. Дважды претендовали на переход в высшую лигу, но тогда все путевки туда доставались командам столиц республик – «Арарату», «Кайрату», а числе постоянных претендентов на них были «Днепр», «Заря», «Карпаты» и другие сильные коллективы. Так что команде из российского областного центра конкурировать с ними было сложно. Заканчивал играть во второй лиге в «Корде» Балаково. Как раз перед моим уходом из него туда пришел тренером Виктор Карпов, у которого я играл в «Крыльях». Закончив институт физкультуры, стал детским тренером. Работал в различных спортивных школах Москвы. А главным своим достижением считаю десятилетнее преподавание в знаменитой ФШМ, базирующейся в спорткомплексе Лужников. Многие из моих воспитанников «засветились» затем в командах высшей лиги. За подготовку игроков ставших в составе сборной СССР чемпионами Европы сначала среди юношеских, а затем и молодежных команд, мне было присвоено звание заслуженного тренера России. Этими игроками стали выступавшие затем в высшей лиге и за границей Сергей Кирьяков и Валерий Попович, а также игравший в сборной Валерий Фролов. Был среди моих выпускников и один игравший затем в «Крыльях Советов» – Александр Аверьянов. А вот лучший бомбардир чемпионатов России Олег Веретенников в состав той нашей команды не проходил и все больше находился в запасе. Сейчас готовлю к участию в первенстве России команду «Смены», составленную из ребят 1988 г. р. Весной она побывала на сборе в Чехии, где в одном из товарищеских матчей обыграла резервистов пражской «Спарты». Надеюсь, что и из этой группы выпускников кто-то проявит себя в сильных командах.

– Здоровье ветерана не подводит?

– Конечно, сейчас оно уже не то, что было раньше. Бывает, что и сердце пошаливает, но в целом еще ничего, держусь. Прошу передать через вашу газету большой привет в Самару всем ребятам, с кем я играл в «Крыльях», и всем кто меня помнит в этом городе. Последний раз был в Самаре лет десять назад, когда тренировал женскую команду, и мы приезжали играть с вашим ЦСК ВВС на стадионе «Динамо», где когда-то играл и я сам.

О ком или о чем статья...

Абдульманов Абдулхак Шакирович