«Самара Спорт-Экспресс», 13.02.2003
Застать Гарника Аваляна дома – дело архисложное. Рабочий день бывшего нападающего и капитана «Крыльев Советов», а ныне главного тренера рязанского клуба второго дивизиона «Рязань-Агрокомплект», насыщен до предела. Дозвониться до Аваляна удалось лишь в половине первого ночи – за несколько минут до звонка он только вернулся домой с тренировки.
– К сожалению, манеж нам предоставляют в крайне неудобное время, поэтому часто прихожу домой заполночь, – начал разговор Авалян. – Но, что поделать, условия для работы в Рязани далеки от идеальных.
– В команде финансовые проблемы?
– Да, «Рязань-Агрокомплект» – клуб небогатый, с очень скромным бюджетом. Поэтому и задач серьезных мы не ставим. Что там говорить, не можем себе позволить купить игроков, способных усилить команду, не можем никуда на сборы поехать.
– Какой же стимул работать в таких условиях?
– Понимаете, у меня контракт до конца этого года и моральные обязательства перед футболистами. Руководство обещало увеличить бюджет, но пока он остался на уровне прошлогоднего. Единственное, что радует – строится новая база, но не на бюджетные деньги, а на средства из других источников. Честно говоря, если обещания так и останутся обещаниями, я, скорее всего, покину клуб. Нельзя же ждать вечно… Хочется решать серьезные задачи, а не бороться за 10–15-е места.
– Тем более без работы вы не останетесь. Как известно, недавно вам предложили пост главного тренера сборной Армении.
– Да, вторую неделю постоянно звонят из Армении. Но не все так просто в этой ситуации. Безусловно, предложение очень интересное и заманчивое, да ведь и ответственность велика. Все-таки главная команда, лицо страны! Но передо мной поставили условие: нужно переехать в Армению и заниматься только национальной командой. Я же не могу вот так все бросить в Рязани и уехать. Во-первых, как я уже говорил, у меня контракт с клубом. Но даже если бы удалось решить этот вопрос с руководством «Рязани-Агрокомплекта» положительно, я согласен только совмещать эти посты. Игроки сборной собираются за пять дней до матча, ведь большинство футболистов – легионеры. Какой же смысл перебираться в Армению насовсем?
– Согласитесь, что работа со сборной – вершина для любого тренера. Возможно, другого шанса уже не будет…
– Поэтому я пока не сказал «нет» армянской федерации футбола. Вот поеду где-то в конце февраля домой, поговорю с руководством федерации. Возможно, мы найдем общий язык. Сборной осталось провести шесть игр в этом отборочном цикле. Я возглавил бы сборную сейчас, оставаясь главным и в Рязани, а потом уже определился бы окончательно.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы сборной Армении в отборочном турнире чемпионата Европы?
– Конечно, речь о выходе из группы при таких соперниках, как Испания, Украина и Греция, не идет. Раньше, в мою бытность игроком сборной, задача была одна – как можно выше подняться в рейтинге ФИФА, как можно лучше сыграть в конкретном матче.
– Давайте вернемся к делам «Рязани». Прошлый сезон стал для вас первым, который вы провели в качестве главного тренера. Как оцениваете свой дебют в новой роли?
– Когда я приехал в Рязань, команда находилась на пятнадцатом месте, а чемпионат закончили на восьмом. При этом все игроки остались, почти никого не приглашал. Специалисты отмечали, что игра команды изменилась в лучшую сторону. Значит, первый блин комом не вышел. Хотя предпочитаю не оценивать собственную работу. Пусть это делают другие.
– Когда приняли команду, не обращались за помощью к бывшим товарищам по «Крыльям», оставшимся без работы после завершения карьеры?
– Понимаете, я не могу звать ребят на пустое место. А как у нас с деньгами, я уже говорил. Конечно, я был бы очень рад поработать вместе с друзьями, но надо реально смотреть на вещи. Не имею морального права «дергать» ребят из-за таких смешных денег.
– А если представить, что вы – тренер сборной Армении. Позвоните старым товарищам?
– Знаете, думаю, в сборной должны работать местные специалисты, досконально знающие изнутри армянский футбол. Они лучше разбираются в его тонкостях, специфике, в менталитете игроков.
– А вам из Самары не звонили, работу не предлагали?
– Никаких конкретных предложений не было, только на уровне разговоров. Конечно, я бы очень хотел вернуться в Самару и там продолжить карьеру тренера, но сейчас, к сожалению, это нереально.
– Поддерживаете связь с бывшими одноклубниками?
– Увы, бываю в Самаре не так часто, как хотелось бы. Но созваниваемся с ребятами почти каждый день, так что я, так сказать, всегда в курсе событий. Вот сейчас друзья порекомендовали одного паренька – он у вас на первенстве области играет, на днях должен подъехать. Вот видите, помнят меня в Самаре, футболистами помогают (смеется).
– Не могу не спросить вас о «Крыльях». Ваше мнение по поводу грандиозной трансферной политики клуба в нынешнем межсезонье.
– Я по-хорошему завидую ребятам, играющим сейчас в Самаре. В клубе созданы все необходимые условия для достижения высоких целей. А стабильное финансирование, на мой взгляд, это девяносто процентов успеха. Жаль, в свое время возможности самарской команды были несравнимо ниже. Что касается перспектив самарцев в грядущем сезоне, то я уверен, что команде по силам войти в тройку сильнейших. Тем более что и командная игра, и исполнители у Тарханова – самого высокого уровня.
О ком или о чем статья...
Авалян Гарник Арменакович