Войти

Не смотрите в паспорт игрока!

«Спорт-Экспресс Футбол», 25.01.2000

Гарник Авалян. После того как в начале прошлого сезона серьезная травма вынудила лечь на операционный стол седовласого форварда раменского «Сатурна» Сергея Наталушко, 37-летний нападающий стал самым возрастным игроком высшего дивизиона.

Минувший год стал революционным в судьбе экс-нападающего сборной Армении Гарника Аваляна. После шести лет выступлений в Самаре всеобщий любимец и капитан «Крыльев», оказался ненужным новому наставнику волжан Александру Тарханову. Вверх по Волге, в Ярославль, Авалян перебирался с тяжелым сердцем. Да и не заладилось у него в «Шиннике» – после отставки Александра Аверьянова он перестал попадать в основной состав, и многие «оракулы» поспешили поставить на нем крест. Рановато, как оказалось! Вскоре карьера Аваляна вышла на новый виток: отклонив предложение «Жемчужины», он оказался вновь в команде Аверьянова – на этот раз «Уралане». И на пару с Олегом Гариным, тоже уже было списанным в тираж ветераном, составил ударный тандем элистинцев, о котором заговорили в восторженных тонах. Во втором круге чудотворно перевоплотившийся «Уралан» взлетел с задворок турнирной таблицы, а Авалян лишний раз опроверг сложившийся стереотип: игра футболиста зависит не от его паспортных данных.

Заслуги не в счет

– Победа «Уралана» в Самаре вряд ли стала для вас рядовой.

– Покривлю душой, если скажу, что тот матч был обычным. По-моему, любой футболист хочет сыграть на глазах своих болельщиков как можно лучше. С Самарой у меня слишком много связано, чтобы просто так взять и вычеркнуть этот период жизни. Там у меня остались друзья, бывшие партнеры, поклонники, которые всегда относились ко мне замечательно. Так же, кстати, как и к Аверьянову. Для него это действительно был принципиальный матч. Меня поразило то, как самарские болельщики встречали и провожали «Уралан». После финального свистка люди стоя приветствовали нашу победу, а сколько народу собралось потом возле нашего автобуса!

– Болельщики наверняка сожалели о вашем уходе.

– Я благодарен им за теплые слова, но мне не хотелось бы говорить на эту тему. Это, считаю, некорректно. Конфликта с Александром Тархановым у меня не было, но новая метла, как известно, по-новому метет. Возглавив «Крылья», он сразу дал понять, что не рассчитывает на игроков из прошлого состава. Мне сказали, что, учитывая мои заслуги перед «Крыльями», я могу остаться в клубе, но только не в качестве игрока. Меня это не устроило.

Свой тренер

– В футболе есть такое понятие, как «свой» тренер. В «Шинник» вы шли именно к Аверьянову?

– По моему убеждению, если ты стоящий игрок, должен быть на уровне при любом тренере. Другое дело, что футболист может не вписаться в тактику того или иного наставника. Нечто похожее у меня произошло в «Шиннике», когда его возглавил Побегалов. Конечно, хорошо, когда тренер знает, как лучше тебя использовать. С Аверьяновым мы работаем долго, и он, разумеется, изучил мои слабые и сильные стороны.

– Причины ухода Аверьянова из «Шинника» не разглашаются до сих пор. Может, вы прольете свет?

– Александр Николаевич, насколько мне известно, еще перед сезоном несколько раз писал заявление об отставке. Даже на сборах за границей. У него была своя программа подготовки команды, но руководство клуба по тем или иным причинам не смогло ее выполнить. Об Аверьянове в Ярославле, знаю, отзываются не очень лестно, винят его в неудачах команды. Но ведь любой тренер опирается на тех людей, которых клуб может купить. Да и стартовал «Шинник» при Аверьянове неплохо. В первых трех турах мы взяли 4 очка, уступив только в Москве «Спартаку». Падение «Шинника» для меня вообще стало сюрпризом – в Ярославле была боевая, не самая худшая в дивизионе команда. Возможно, просто не повезло.

Воскрешение «Уралана»

– А чем объяснить неожиданное воскрешение «Уралана», которому уже на старте сезона многие поспешили выписать «волчий» билет?

– Сказать, что вот пришел Аверьянов, привел игроков и сразу вытащил «Уралан», будет не совсем верно. В команде остались те же люди, что были при Яковенко. Помимо меня во втором круге «Уралан» дозаявил только Шишкина и Гарина. Физическая база у элистинцев еще в межсезонье была заложена основательно. А Александр Николаевич вдохновил ребят свежими идеями, нормализовал климат в коллективе, стал грамотно подводить команду к каждому матчу – и «Уралан» заиграл. В начале сезона открывал газеты и видел: у элистинцев ни одного очка, ни одного забитого мяча. Сам думал, что один неудачник уже определился. А на поверку вышло иначе. В Элисте довольны итоговым результатом.

– Не могу не спросить вас о «деле» Иванова и Алексеева, которых обвинили в сдаче игры. Как на это отреагировала команда?

– Как говорится, не пойман – не вор. С другой стороны, дыма без огня не бывает. Ходили разговоры, что подобные вещи имели место в первом круге. В то же время готов подписаться под словами ребят, что у клуба были серьезные задолженности по зарплате и премиальным. По ходу второго круга нам полностью заплатили только за месяц. И не стоит здесь искать злого умысла. Так сложилось, что на тот момент у клуба не было денег. Игроки отнеслись к проблемам с пониманием, продолжали верить, что ситуация нормализуется. И постепенно с нами стали рассчитываться.

Расставание со сборной

– Почему года назад вы прекратили выступления за сборную Армении?

– История вышла такая. Мы выиграли отборочный матч ЧЕ-2000 у Андорры – 3:1, я как раз забил один из мячей. После этого улетел в Самару и ждал вызова на следующие встречи с Исландией и Украиной. А когда факс из Еревана пришел, решил на несколько дней заехать к родителям в Армению. Хотя в сборной я появился в срок, оговоренный регламентом, тогдашнему наставнику сборной Сурену Барсегяну это не понравилось. Он вспылил, я ответил. В результате на игру с Исландией он меня не поставил, а с украинцами выпустил только во втором тайме. Признаюсь, в той ситуации я был не прав, но перспектива сидеть на скамейке меня тоже не прельщала. Поэтому подошел к Барсегяну, поблагодарил его за совместную работу и сказал, что больше не буду играть за сборную. На том и расстались. Без обид. А в сборной и без меня есть кому играть.

Будущий тренер

– В сентябре вам исполнится 38 лет…

– Понимаю, к чему клоните. Из нападающих-ветеранов только Наталушко да еще я в высшем дивизионе играем. Дай бог, кстати, ему здоровья. Раньше мечтал: до 33 лет доиграть бы – и то хорошо. А сейчас даже не думаю о завершении карьеры. Конечно, физически с каждым сезоном становится тяжелее. Это пять лет назад мог бегать от свистка до свистка. Сейчас же многое зависит от того, как готовишься к матчу. Вот смотрю на Цвейбу, своего друга, и думаю – это действительно великий профессионал. У него весь день расписан буквально по минутам. Я, например, накануне игры могу себе позволить прогуляться, он – никогда! Что касается меня, уйду сразу же, как почувствую, что бесполезен команде. Надеюсь, это произойдет нескоро.

– Недавно вы поступили в Высшую школу тренеров, стало быть, после завершения карьеры игрока намерены остаться в футболе?

– Да, из-за сессии в ВШТ пришлось даже пропустить сбор элистинцев в Бразилии. Моими сокурсниками, кстати, являются Клейменов, Аверьянов-младший, Новгородов, Гутеев, Коняев. Я уже долго в футболе, так что все мои планы связаны только с ним. Верите или нет, но даже в отпуске стараюсь играть в различных турнирах. В это межсезонье в Рязани, где у меня семья, принял участие одновременно в двух – по футзалу и мини-футболу. Больше двух-трех дней без мяча не могу.

О ком или о чем статья...

Авалян Гарник Арменакович