«Самара Спорт-Экспресс», 26.04.2001
Появление в заявочном списке «Крыльев» на сезон-2001 защитника Алексея Арифуллина стало, пожалуй, наиболее неожиданным трансферным событием межсезонья. Ведь в отличие от остальных, даже самых громких переходов, фамилия Арифуллина не «всплывала» даже в качестве слухов до самых последних дней заявочной кампании. У многих были сомнения в целесообразности такого приобретения, ведь едва оправившийся от травмы, полученной в автокатастрофе, Арифуллин провел полсезона в первом дивизионе, а затем за всю зиму не прошел ни одного тренировочного сбора. Тем не менее уже в играх за дубль опытный защитник не дал усомниться в своем классе. А в двух последних матчах чемпионата заменил уже в «основе» травмированного Бушманова.
– Сразу после автокатастрофы верили, что сможете вновь заиграть в команде высшего дивизиона?
– Ну, никто же особо крест на мне не ставил. В центре реабилитации сказали: все зависит от тебя. Если есть характер и желание – будешь играть. Огромное спасибо и «Локомотиву» во главе с Юрием Семиным. Команда поддержала меня в трудный период. Еще когда я лежал в больнице, мне предложили подписать новый контракт на год, сказали: спокойно готовься, восстанавливайся.
– Как вы сейчас оцениваете свое состояние?
– Я уже полностью восстановился, и готов играть на высоком уровне.
– Могли вы о себе то же самое сказать, впервые в этом сезоне выходя в основном составе в матче против «Анжи»?
– В принципе, физически был готов и тогда. Единственное – нужно было достичь взаимодействия с новыми партнерами, что получилось не сразу, поэтому в первой игре я временами «терялся», допускал ошибки. Но все-таки мы не пропустили, значит, я свою задачу выполнил. Во второй игре, против «Локомотива», в этом смысле мне было уже полегче, и отыграл я гораздо лучше.
– А объективно, какая команда доставила больше сложностей самарской обороне – «Анжи» или «Локомотив»?
– Это были два совершенно разноплановых матча, и их сложно сравнивать. Махачкалинцы играли на контратаках, оставляя большие силы в обороне, поэтому и нам приходилось «разрываться». В следующей игре уже мы оставили железнодорожникам мало пространства в атаке. Вообще игра в Раменском была более динамичной. Если «Крылья» шли в атаку, то наступательные действия поддерживала и оборона. Если мы защищались, назад отходили и игроки передней линии.
– Вам ведь впервые в жизни пришлось выйти на поле против команды, которой отдали столько лет своей футбольной жизни?
– Да, я перед этим матчем очень волновался, готовился к нему особенно серьезно. Хотелось показать в первую очередь даже не столько своей бывшей команде, сколько нынешней, Александру Тарханову, что я снова могу достойно играть на высоком уровне. Ну и во вторую очередь, конечно, всем остальным – что меня рано списывать со счетов.
– «Крыльям» в этой встрече повезло?
– Ну, во-первых, «фарт» – важная составляющая футбола. Мне в «Крыльях» рассказывали, как в прошлом году команде фатально не везло, зато теперь удача вроде как на нашей стороне. Но в концовке игры с «Локомотивом», думаю, дело не только в везении. Выиграл тот, кто больше этого хотел. Мы ведь ехали в Раменское за победой, и потому не стали отсиживаться в обороне, довольствуясь ничьей. Даже когда судья начал ломать игру, назначив нелепый пенальти в наши ворота, мы довольно быстро пришли в себя, и снова пошли вперед.
– Когда Обиора после контакта с вами упал в штрафной, вы считаете, это была сознательная симуляция с его стороны, или просто ошибся арбитр?
– Не знаю, что там было в голове у Обиоры, но за себя могу сказать точно: я отбирал у него мяч без нарушения правил. В чем потом все убедились, просмотрев запись. Поверьте, я не оправдываюсь. Я бы промолчал, если бы момент был хотя бы спорным. Но он был даже не спорным, а совершенно очевидным – нарушения правил в том эпизоде и близко не было.
– После игры вы собирались зайти в раздевалку «Локомотива». Удалось осуществить это намерение?
– Нет. У «Локомотива», видимо, было подавленное состояние из-за поражения. Семин быстро собрал всех в автобус и увез команду со стадиона. Удалось пообщаться с ребятами только по мобильнику.
– Со многими партнерами по прежней команде сохранились дружеские отношения?
– Да, конечно.
– С кем наиболее близкие?
– С Лоськовым.
– А с главным тренером Юрием Семиным как расстались?
– Совершенно нормально. В разговоре со мной Семин честно сказал, что в «Локомотиве» сейчас очень высокая конкуренция, и места в основе он мне не гарантирует. Да я и сам смотрю на вещи реально. Мне кажется, ни в одной российской команде нет столько высококлассных защитников, сколько в «Локомотиве». Там конкуренция – три человека на место.
– В «Крыльях» вам ведь наверняка тоже никто не гарантировал места в основе…
– Конечно, нет. А как же иначе? В любой высококлассной команде должна быть конкуренция.
– Морально вы готовы к тому, что в ближайшей игре с «Зенитом» вновь попадете на скамейку?
– Я уже не в том возрасте, чтобы обижаться на тренера или партнера по команде из-за того, что мне не досталось места в основном составе. Мое дело – добросовестно готовиться к игре, а решать, кто более достоин выйти на поле – дело тренера.
– Кстати, одним из тренеров «Крыльев» сейчас является Александр Бородюк, с которым вам довелось вместе поиграть в «Локомотиве». Новое распределение ролей не создает психологических проблем?
– На тренировках и во время игры теперь, конечно, приходится соблюдать субординацию, по имени-отчеству обращаться. А в быту, вне команды, мы общаемся, как прежде. Так что нет никаких проблем.
– Вы появились в заявке «Крыльев» на сезон в самый последний момент. Насколько для вас лично этот переход был неожиданным?
– Я целенаправленно искал варианты трудоустройства именно в команде высшего дивизиона, нацеленной на решение серьезных задач. Единственное – я немножко упустил время, и ни с одной командой не прошел ни одного сбора. К тому же где-то потерял загранпаспорт, и потому не мог выехать за границу на просмотр, а ведь весь высший дивизион зимой тренировался за рубежом. Мне пришлось поддерживать форму, тренируясь с дублем «Локомотива». Конечно, очень не хватало игровой практики. Но, оказавшись в «Крыльях», я через игры за дубль очень быстро наверстал упущенное. В Самаре ведь очень сильный дубль, за него выступает не только перспективная молодежь, но и уже сформировавшиеся футболисты, так что мне было очень легко достичь взаимодействия с партнерами и обрести уверенность.
– При выборе в пользу Самары сыграло свою роль то обстоятельство, что здесь уже работал Александр Бородюк?
– А Бородюк и был главным инициатором моего перехода. В предсезонный период он как-то позвонил мне, поинтересовался, где я сейчас. Я ответил, что нигде. Тогда он предложил подумать над переходом в «Крылья». Мне этот вариант понравился, финансовую сторону клубы между собой легко решили, и я подписал контракт, пока на полгода.
– А если б не успели «вскочить на подножку»?
– Наверное, устроился бы в какой-то из клубов высшего дивизиона. Там сейчас тоже достаточно команд, нацеленных на решение серьезных задач.
– Полгода, проведенные в прошлом сезоне в первом дивизионе, не отбили охоту играть в этом турнире?
– Ну, во-первых, я же выступал за «Торпедо-ЗИЛ», успешно решившее задачу выхода в высший класс. Везде есть различные нюансы, но все, в конечном счете, зависит от самого человека – как он себя поведет, в какие игры будет играть. Хотя, конечно, организация турнира в первом дивизионе на порядок ниже, особенно по части судейства. Там заведомо более слабая команда может «чудесным» образом обыграть фаворита. Чтобы добиться порядка, надо менять всю структуру. Это касается, кстати, не только первого дивизиона, но и организации нашего футбольного хозяйства вообще.
– В отличие, допустим, от Бушманова, вы очень редко подключаетесь в атаку. У вас совсем нет желания не только отстоять свои ворота, но и забить гол в чужие?
– Я считаю, что каждый футболист на поле должен заниматься своим делом. Юрий Павлович Семин говорил так: «Для меня показатель хорошей игры защитника – то, что команда не пропустила мяч». Что толку будет, если я забью один мяч, а моя команда проиграет 1:2? В первую очередь я должен отработать в обороне, а в атаку подключаться только если ситуация действительно этому благоприятствует, и из этого подключения на самом деле может получиться что-то существенное.
– Александр Тарханов разве не требует от защитников поддерживать атакующие действия?
– Он требует участвовать в организации атаки. Но это не обязательно должны быть выпады вперед. С нашей стороны достаточно точного паса, который привел бы к обострению игры впереди. Но, разумеется, в случае, если ситуация у наших ворот совсем критическая, не возбраняется и просто вынести мяч куда подальше.
– Вообще, футбол, проповедуемый Тархановым, сильно отличается от того, к какому вы привыкли в «Локомотиве»?
– Да, конечно. В «Крыльях» подобраны более техничные игроки, и упор на тренировках делается прежде всего на игровое мышление.
– А не посещала мысль, что, может быть, и раньше стоило сменить команду, чтобы развиваться дальше?
– Нет, я не хочу, чтоб мои слова были истолкованы в том смысле, что «Локомотив» хуже «Крыльев». Просто Юрий Семин исповедует другой стиль. И команда постоянно прогрессировала, а кроме того, всегда славилась сильным характером. Вот только в последнее время никак не удается выиграть у «Спартака» борьбу за чемпионство.
– А не обидно: «Локомотив» – одна из лучших команд России, а болельщиков своих у нее очень мало?
– Так ведь болельщицкие традиции складываются годами. «Спартак» и ЦСКА, допустим, давно играют на высоком уровне, у них и болельщиков больше, чем у остальных команд. Надо регулярно достигать высокого результата, показывать хорошую игру, и со временем, я думаю, зритель потянется. Многие пойдут даже не обязательно «болеть», а просто посмотреть хороший футбол.
– У «Крыльев» как раз традиционно мощная болельщицкая поддержка. Каково теперь играть при переполненных трибунах?
– Одно удовольствие.
– Ответственность перед таким количеством зрителей не сковывает?
– Наоборот, только вдохновляет.
– Вы неоднократно завоевывали медали первенства и выигрывали Кубок России? Не вошло это в привычку? Есть стимул вновь тянуться к тем же достижениям?
– Конечно, иначе зачем же играть? С той командой, что подобралась сейчас в «Крыльях», можно решать самые высокие задачи.
– Как по-вашему, реально обыграть «Анжи» в полуфинале Кубка в Махачкале?
– Там наверняка будет совсем другая игра, чем в Самаре. У нас появится больше пространства для контратак.
– Представьте: «Крылья» выигрывают Кубок России, попадают в евротурнир, а вам поступает интересное заграничное предложение. Какой вариант вы предпочтете – уехать или остаться в Самаре?
– Сейчас вам на это ничего не могу ответить. Выбирать буду из чего-то конкретного.
О ком или о чем статья...
Арифуллин Алексей Саярович