«Самарский футбол», 12.08.2002
С тем, что Александр Тарханов – один из лучших тренеров-селекционеров в стране, уже давно никто не спорит. И к тому, что никому не известные имена легионеров, которыми пополняются «Крылья», очень быстро становятся известными в российском футболе, уже многие привыкли. В числе последних приобретений самарского клуба числится 22-летний Виталий Булыга, недавно игравший за белорусский «Днепр-Трансмаш». Несмотря на то, что Виталий совсем недавно появился в команде, он уже «попробовал на вкус» российскую премьер-лигу. Его дебют в основном составе самарские болельщики увидели в игре со столичным ЦСКА. С новичком побеседовала корреспондент «СФ».
– Как вы относитесь к тому, что в прессе после матча «Крылья Советов» – ЦСКА Виталий Булыга особо ничем не был отмечен?
– Я думаю, что для дебюта в новой команде я сыграл нормально. Если бы мы больше тренировок провели вместе, то мне было бы легче, и мы более-менее сыгрались бы. А так я тренировался с командой всего пару раз, и получилось, что с ЦСКА сыграл «с листа».
– Раньше не приходилось так выходить на поле?
– «Крылья» – мой второй клуб в карьере. До этого я выступал 6 лет за «Днепр-Трансмаш». Его самое большое достижение было в 98-году (кстати, в тот год за команду играл и Володя Шунейко) – мы стали чемпионами Белоруссии. Сейчас, когда я уходил, команда была на пятом месте. Но я думаю, что тот чемпионат я перерос, и теперь мне интересен более высокий уровень, а Россия – очень даже подходящий вариант для футбольного роста.
– Кроме «Крыльев», вас в своих рядах хотели видеть питерский «Зенит» и тольяттинская «Лада»…
– Да, но мне захотелось в Самару. Еще полтора года назад меня сюда приглашали, но я служил в армии, и меня не могли продать. А то я бы уже вместе с Шунейко пришел в «Крылья».
– Кроме Шунейко, у нас еще и Ковба играет…
– А с Денисом мы знакомы по молодежной сборной, так что ехать сюда мне было очень легко.
– Уж не этот ли факт стал решающем при выборе клуба?
– Нет, конечно же. В «Зените» тоже два знакомых белоруса играют, мне просто по душе Самара. Был момент, когда я думал: «Питер или Самара?», но когда я приехал в Москву, мой агент сразу посоветовал ехать в Самару, чему я ужасно обрадовался, потому что его предложение совпало с моим желанием.
– Играя в белорусском чемпионате, вы как-то следили за российским?
– Да. Сначала я болел за ЦСКА, а потом за «Крылья». Вообще, как ребята сюда уехали, мы постоянно созванивались, общались. А если «Зенит» с «Крыльями» играл, то я и многие из команды болели за Самару. Не могу сказать почему, но нам самарский клуб был больше по душе. Всегда смотрели, когда показывали, матчи с участием «Крыльев» по телевизору: болели, ругались, даже ставки делали.
– Насколько ваши прежние представления о «Крыльях Советов» совпали с теми, что вы получили, когда приехали сюда?
– (Сияя от удовольствия и восторга) Здесь очень хороший тренировочный процесс: все быстро, интенсивно. А мне это очень нравится. В России, в отличии от Белоруссии, быстрый футбол. И тренировки у Тарханова мне нравятся, они намного отличаются от тех, к которым я привык. Для меня было много новшеств. Например, у нас тренировки шли по часу с лишним: 1:15–1:20, здесь почти всегда – один час. Но при этом всегда в движении, а я не привык к этому. У нас ведь были паузы. Я и думал, что как у нас – устал, можно походить, отдохнуть. А оказалось, такого нет – все, как в игре. И я привыкаю работать без времени на отдых. В первое время было очень тяжело. Сейчас уже нормально все.
– Что еще нового открыли для себя?
– В «Днепре» мы играли с последним защитником. «Крылья» играют в линию. Я с игрой в четыре защитника столкнулся только в России. Нет, пожалуй, в сборной я видел несколько команд, Норвегии, например. Вообще, я и в России-то, кроме «Крыльев», команд, которые играют в линию, назвать пока не могу. Хотя просто мало еще видел, может быть.
В Белоруссии мы всегда играли в два нападающих – здесь по-разному с одной и той же командой играют. Вот я смотрел, например, в Москве матч с ЦСКА – там «Крылья» играли с одним нападающим, а ответной игре – с двумя. В Белоруссии бьют по воротам чаще, и больше стандартных положений. А здесь – конечно, слишком мал времени прошло, но мне показалось, что стандартных положений меньше. Но в принципе, у нас в чемпионате почти все так же. Вот по предсезонке не могу ничего сказать, хотя беседовал с ребятами, и они говорят, что такого, как в Белоруссии, где мы очень много бегаем, не наблюдается. Здесь подход более футбольный. У нас так: межсезонье – мы должны быть в хорошей физической форме, а значит, должны бегать. И получается, пик формы у нас в марте месяце, а чемпионат начинается в апреле, и мы – «пф-ф-ф» – сдуваемся, как колеса. Но, честно говоря, за физподготовку я, если можно так сказать, относительно спокоен. Мне, еще когда я был в Белоруссии, говорили, что здесь очень сильный тренер по физической подготовке – Борисыч (Александр Сачков. – Прим. И. З.), и, если что, он мне поможет. Я готов работать, в свободное время тренируюсь, и думаю, что это повлияет на мой рост в российском чемпионате.
– На что чаще всего обращает ваше внимание Тарханов?
– Замечания у Александра Федоровича, в основном, касаются таких вещей, как передача паса, постановка опоры ноги, то есть те нюансы, которые должны быть поставлены в ДЮСШ. Не то, чтобы мне говорят: ты не умеешь, а просто у каждого тренера по-своему. Там, в «Днепре», моя передача устраивала, а здесь не устраивает. Здесь надо два быстрых касания делать, а там – одно касание: мяч принял – сразу отдал. Потом, здесь, в России долго думать не дают. Решение надо принимать быстро. Это в Белоруссии скорости не такие быстрые, и там я успевал через паузу отправить передачу, а здесь: принял – отдал, принял – отдал.
– Вы играли больше на каких позициях?
– Кроме защитника и вратаря, на всех. В сборной играю в полузащите, сюда меня взяли как нападающего.
– За статистикой следите?
– В принципе, да. В последнем белорусском чемпионате, который продолжается уже без меня, я забил за первый круг (в 13-ти играх. – Прим. И. З.) 6 голов и сделал 6 передач. Я уехал, три тура уже прошло, а я до сих пор остаюсь первым по статистике «гол + пас». Но это все осталось там, а мне сейчас главное – привыкнуть к тренировочному процессу, чтобы тренер начал доверять.
О ком или о чем статья...
Булыга Виталий Николаевич