Войти

Мэттью Бут: «В Сьерра-Леоне было опаснее, чем сейчас в Грозном»

«Самарский футбол», 28.01.2008

Пока группа игроков и сотрудников «Крыльев» выбиралась из заснеженной Самары, южноафриканец Мэттью БУТ спокойно проводил паузу между сборами в ОАЭ и Испании в Москве. С удовольствием согласившись побеседовать с корреспондентом «СФ», защитник рассказал о работе команды на первом сборе, о новых лицах в «Крыльях» и перспективах на сезон.

– Как провели отпуск после минувшего сезона?

– Замечательно. Провел его целиком у себя на родине, в ЮАР. В путешествия решили не ездить. Я и так мало бываю у себя на родине, поэтому как только оказываюсь дома, меня никуда не тянет.

– Отпуск в этот раз у вас выдался аж на целых два месяца! Небывалый срок, не правда ли?

– Да, не помню, чтобы в каких-то клубах давали столь продолжительное время на отдых. Но вы же знаете, каков был наш прошлый сезон… После таких нагрузок, в первую очередь психологических, нам такая длительная пауза была необходима.

– Профессиональный футболист может позволить себе немного лишнего в отпуске?

– Вы о спиртном? Я не любитель таких вещей. Но как можно отказаться от бокала шампанского на Рождество?

– Южноафриканское вино тоже считается неплохим.

– Да, красное вино из мест, где я вырос, всегда славилось. Но я редко его дегустирую.

– Не размышляли над тем, чтобы приобрести свой виноградник и делать фирменное вино? Водка «Совет от «Крыльев» уже есть, вино, я думаю, пользовалось бы не меньшим спросом.

– Вы подсказали мне интересную идею. Но насколько я знаю, винодельческий бизнес очень сложен, нужно постоянно держать все процессы под контролем, я же большую часть года провожу в России. А вот после завершения карьеры можно и подумать над этим. Это заманчивая инвестиция.

– Леонид Слуцкий сказал, что далеко не все футболисты вернулись из отпуска в той форме, в которой надлежало бы вернуться профессионалам…

– Я не знаю, о ком он говорил, но лично я старался себя не запускать. Когда был в Йоханнесбурге, я ежедневно ходил в тренажерный зал, а также два раза в день тренировался со своими бывшими одноклубниками. Вот так! Правда, в Кейптауне, где я также провел часть своего отпуска, таких возможностей у меня не было, поэтому ограничивался лишь пробежками. Но, как видите, ни дня спокойно не сидел.

– Наверное, задам главный вопрос. Как вы узнали о той новости, которая ошарашила всю общественность и была названа в прессе «революцией в «Крыльях»?

– Я прочитал об этом в интернете в начале декабря. Я регулярно захожу на интернет-сайт «Крыльев», где и узнал о свершившихся переменах. Сказать, что я был удивлен, будет мало. Приход солидного владельца не может не сказаться положительно на судьбе нашего клуба. Крепкий, основательный партнер – наверное, как раз то, что не хватало нашему клубу для достижения наивысших результатов. Я никогда не понимал, как один из популярнейших клубов в России, собирающий аншлаги на стадионе, не имеет титульного спонсора.

– Кстати, название компании, планирующей стать владельцем клуба, вы знаете?

– Да. «Рособоронэкспорт» (название было произнесено Бутом практически безошибочно. – Прим. Г. Р.). Я считаю, что самарские болельщики заслужили приход такой компании в их команду.

– Во время отпуска лично с вами кто-то связывался из нового руководства?

– В декабре я получил sms-сообщение от Александра Федосеева, но предметный разговор состоялся уже в Москве, когда мы вышли из отпуска, я побеседовал с Германом Ткаченко. Тогда же состоялась и моя первая встреча со Слуцким.

– Весь декабрь болельщики «Крыльев» жили «на нервах»: вроде бы объявлен солидный владелец, в прессе мелькают десятки фамилий именитых новичков клуба, а реальных новостей из клуба не было слышно почти до самого Нового года. Многие даже подумали, что все это было предвыборной агитацией. Вы были уверены, что все анонсированные изменения будут воплощены в жизнь?

– Вы знаете, у меня было информации не больше, чем у вас. Я так же, как и болельщики «Крыльев», следил за информацией из интернета. Но, зная тех людей, которые пришли в клуб, у меня не было сомнений в серьезности их намерений. Тем более у меня есть действующий контракт, и никаких опасений за свою судьбу я не испытывал. Поэтому никакими сторонними мыслями голову себе в отпуске не забивал. Да и вы видите, как все вышло.

– Что вы можете сказать о Леониде Слуцком? Вы не первый год играете в России, думаю, против его «Москвы» провели с полдюжины матчей и знаете о его модели игры.

– Во-первых, я был расстроен, что Александр Тарханов потерял работу. Но когда я узнал, какой тренер пришел ему на смену, то сомнений у меня никаких не было. Новый тренер – один из лучших у нас в стране. Если мы хотим добиваться наилучших результатов, то пусть лучше Слуцкий тренирует нас, чем мы будем играть против его команд. Не помню ни одного матча против его «Москвы», который бы прошел легко. В прошлом году мы играли четыре раза против его клуба и ни разу не победили. Поэтому сомнений в правильности выбора тренера для «КС» у меня нет.

– Каков, на ваш взгляд, футбол Слуцкого? На футбол кого из ваших бывших тренеров в Самаре он более всего походит?

– Я не могу пока ничего сказать о философии его футбола. Ведь прошло слишком мало времени совместной работы. Задайте мне этот вопрос через полгода, тогда я буду знать наверняка. Могу сказать, что в «Москве» у него были возможности приглашать сильных игроков в команду. У него играли Семак, Лопес и нигерийский защитник, думаю, что в «Крыльях» ему достанутся игроки не хуже. Он добился успеха довольно быстро, думаю, что и наши победы придут скоро.

– Вы согласны с прозвищем «российский Моуринью», которое дали Слуцкому болельщики?

– Интересное сравнение.

– Вы считаете, что у Слуцкого уже есть достаточный опыт, чтобы побороться за чемпионство?

– Я не знаю, почему его уволили из «Москвы». Это было еще до завершения сезона, но тогда меня эта информация просто поразила. Да, действительно, Блохин – тренер именитый, но я считаю, что Слуцкий давно относится к российским тренерам топ-класса. Ведь финансовые возможности «Зенита», «Спартака» и ЦСКА несравнимы с возможностями «Москвы», но Слуцкий и его команда боролись с этими грандами до последних туров. И их 4-е место по итогам чемпионата дает высшую оценку этому специалисту. Я знаю, что множество клубов были заинтересованы в Слуцком, и я рад, что теперь он тренирует нас. А руководству «Москвы» еще предстоит доказать, что смена тренера в этом клубе была оправданна.

– Вы уже беседовали с глазу на глаз с Леонидом Викторовичем?

– Да, когда мы прибыли в Эмираты, Слуцкий провел индивидуальные беседы с каждым из членов нашей команды.

– Вы общались с ним на русском?

– Нет, я попросил переводчика мне помочь. Когда проводятся такие важные беседы, не хочется упускать ни одной детали.

– На сегодня «Крылья» подписали контракты с семью новичками. Не удивляет такое обилие новобранцев?

– Во-первых, конкуренция в команде – вещь очень нужная. Возможно, нехватка конкуренции и не позволила нам прогрессировать в прошлом году. А во-вторых, я отмечу, что пока все новички клуба – россияне! Я открываю сайт «Крыльев» и рад, что в списке приобретений этого года возле каждого из новичков клуба стоит российский флаг. Я считаю, что очень важно, чтобы клубы не теряли свою специфику. Костяк команды должен состоять из российских игроков, это мое убеждение. Посмотрите на ситуацию с легионерами в Англии, и как это сказалось на успехах английской сборной? Отрицательно. Вот поэтому для прогресса сборной России и необходимо обилие постоянно играющих, а не сидящих на скамейке футболистов.

– При такой конкуренции нет опасения за собственное место на поле?

– Я рад, что на мою позицию претендуют такие сильные игроки, как Лонгевка и Белозеров. И не потому, что Белозеров – местный игрок, а потому, что он классный центральный защитник, с хорошим видением поля, умеющий хорошо обращаться с мячом.

– В товарищеских матчах вы выходили на поле именно с Белозеровым в стартовом составе.

– Я думаю, что не стоит делать каких-то далеко идущих выводов из этих матчей. Стартовый состав на матч с «Тереком» скажет больше, чем какие-то промежуточные варианты.

– У Александра Шабалова, которому вы давали хорошую характеристику осенью, нет шансов вмешаться в борьбу за место в «основе»?

– Я думаю, на сегодняшний момент он еще не готов быть игроком стартового состава. Но уверен, потренировавшись с «основой», он очень скоро станет одним из самых многообещающих футболистов «Крыльев». Ему только надо заслужить этот шанс.

– Какова роль Тихонова в клубе – на данный момент он больше «играющий» или уже «тренер»?

– Вы знаете, это все формально. На данный момент Тихонов – полноправный участник всего тренировочного процесса, играет и в контрольных матчах. Так что тут проблем нет. Прихода такого игрока, как Тихонов, все давно ждали. Тихонов – лидер, необходимый нашему коллективу. В прошлом году порой не хватало такого футболиста. Андрей Гусин выполнял эту функцию раньше, но в прошлом году он был в команде меньше полугода. Тихонов – это игрок, за которым должна тянуться молодежь. Да и на поле Андрей по-прежнему ключевой футболист.

– Первый матч «Крыльям» предстоит провести против «Терека». В последние годы самарский клуб терпит лишь поражения от этой команды. Можно ли назвать грозненский клуб принципиальным соперником для «КС»?

– Давайте посмотрим на ситуацию по-другому. В том сезоне, когда мы дважды уступили «Тереку», какая команда покинула премьер-лигу? Та, что уступила? Или та, что выиграла отдельно взятый матч? В прошлом году мы также уступили дома «Ростову», а в итоге новый сезон в первой лиге начинают они, а не мы. Поэтому давайте забудем все предыстории и просто начнем сезон с положительных эмоций.

– В России вы не сталкивались с проблемами безопасности на матчах?

– На матчах я не помню, чтобы возникали угрозы безопасности. Зато они возникали после. В 2003 году я в составе «Ростова» играл в Махачкале полуфинал Кубка России, так раздосадованные поражением своего клуба местные болельщики всю ночь пытались взять штурмом гостиницу, в которой остановилась наша команда. Если бы не два десятка ростовских омоновцев, прибывших вместе с нами, то не знаю, чем все могло бы закончиться. Но это было пять лет назад, не думаю, что в России возможно повторение такого.

– Сама идея вояжа в Грозный на матч 1-го тура какие эмоции у вас вызывает? Дискуссия на эту тему будет длиться еще месяц, клубы и особенно болельщиков мало привлекает перспектива посещения столь «горячего» региона…

– Я понимаю руководство чеченского клуба. Очень важно, чтобы команда играла на своем родном стадионе при поддержке своих болельщиков. Я бы никому из своих соперников не желал бы играть постоянно на нейтральном поле. Это неправильно. Другое дело – безопасность. Если руководство республики гарантирует безопасность, то почему бы и не приехать в Грозный? Кстати, спросите у Кинтеро и Эскобара, они регулярно играли в своем чемпионате в «горячих точках» – в колумбийском Кали. Сам я проводил матчи за сборную в государствах, в которых шла война – в Сьерра-Леоне и Либерии. Я думаю, что ситуация с безопасностью в Грозном отличается в положительную сторону по сравнению с войнами в этих странах во время наших визитов.

– Отсутствие комфортабельных условий вас тоже не пугает? «Ренессансов» в Грозном пока нет.

– Это не самая большая проблема. Я думаю, что вопросы качества газона и безопасности в данном случае важнее.

– Как вы относитесь к перспективе того, что «Крылья» будут базироваться в Москве до лета из-за реконструкции поля на базе?

– Я не слышал об этом, но, наверное, это не самая лучшая ситуация. Не думаю, что нас ожидает 12 матчей на выезде, так как Самара – это наш дом. Но я думаю, эта ситуация урегулируется быстро, и мы в кратчайшие сроки вернемся к себе на родную базу.

Рудяков Глеб

О ком или о чем статья...

Бут Мэттью Пол