Войти

Мэттью Бут: «Капитаном должен быть россиянин»

«Самарский футбол», 17.12.2007

Южноафриканский легионер «Крыльев» Мэттью Бут завершил уже свой четвертый сезон в бело-синей футболке самарского клуба. Поэтому не узнать мнение о прошедшем сезоне у такого авторитета для всех членов команды, каким является Бут, мы просто не имели права. Тем более, что согласно опросу самих футболистов (с его итогами мы ознакомим читателей «СФ» в следующем номере) Мэттью стал лучшим игроком самарского клуба в сезоне-2007. Кстати, игру центрального защитника «Крыльев» отметили не только партнеры по команде, но и посетители официального сайта клуба. Бут стал лучшим, по версии интернет-болельщиков, за явным преимуществом – 6086 баллов. Беседа с футболистом, который в данное время уже завершает свой отпуск в ЮАР, состоялась еще в ноябре, в один из последних дней, которые Мэттью провел в Самаре в этом году перед завершающим туром чемпионата России в Химках. Причем общался корреспондент «СФ» с лучшим игроком сезона в клубном автобусе, который вез команду с тренировки со стадиона «Металлург» на базу. Дорожная ситуация в вечерней Самаре располагала к длительной и обстоятельной беседе.

Все, кто хотел, остались в Самаре

– Мэттью, поздравляю вас. Ваша команда, пройдя через всевозможные проблемы, скандалы, задержки зарплаты и прочие жизненные трудности, все-таки продлила прописку в премьер-лиге. А как вы сами оцениваете прошедший год?

– Вы помните, какой у нас был хороший старт? Победа над ЦСКА в Кубке, удачная игра в чемпионате. Вроде бы ничто не предвещало никаких бед, и сезон, как казалось, будет не хуже сезона-2004, когда мы завоевали бронзовые награды. Но… случился этот черный матч с «Локомотивом» в Москве. Мы проиграли 2:5. Так совпало, что после этого матча начались и проблемы с выдачей заработной платы. Что, конечно, не было главной причиной наших неудач, но и положительно на игре команды не могло сказаться никак. И все же мы собрались и сделали то, что должны были – сохранили для своего клуба место в премьер-лиге.

– Не возникало желания в тот период плюнуть на все и перейти в более благополучный клуб?

– Все, кто хотел играть за «Крылья», те остались. Конечно, ничего приятного в ситуации с задержками зарплаты никто, наверное, не найдет. Но и бросать начатое дело не хотелось. Над нами висела угроза вылета в первый дивизион, было бы некорректно бросать людей, которые тебе доверяли в такой ситуации. А вообще, в жизни каждый поступает так, как считает нужным.

– Почему много очков было отдано непосредственным конкурентам? «Кубани» – 6, «Ростову» и «Нальчику» – 4…

– Вы знаете, что в российском футболе крутятся очень большие деньги. Но только «Зенит», ЦСКА и «Локомотив» имеют их в полном объеме. Поэтому они не имеют таких проблем, которые есть в остальных клубах, и эти три клуба решают совершенно другие задачи, чем мы. Но я верю, что с приходом нового губернатора появятся и новые цели для нашей команды, и мы будем решать уже совершенно иные задачи, нежели борьба за выживание. Самара всегда была одним из главных футбольных городов России. Вы видели последний домашний матч в Самаре, нашу игру с «Локо», тогда мы доказали, что умеем играть против сильных соперников. Поэтому я уже жду следующего сезона, нам будет очень важно удачно стартовать.

– Но в чем все же были проблемы в играх с аутсайдерами, с конкурентами по «подвалу» турнирной таблицы?

– Это все были матчи за выживание, поэтому, наверное, меня и всех моих партнеров в этих матчах захлестывали эмоции, порой затмевая рассудок. Особенно обидно за те два матча против «Кубани». Проиграть этой команде два раза – по-моему, слишком. Наверное, мы многих разочаровали тогда. Нужно признать, что настрой на матчи с такими соперниками всегда немного самоуверенный. Если бы нашлась нужная мотивация, настрой, то решение своей главной проблемы мы бы не отложили на ноябрь, все решилось бы гораздо раньше.

Черная полоса началась в перерыве матча в Черкизово

– Вы провели два года в Ростове-на-Дону. Сожалеете, что клуб из этого города покинул класс сильнейших?

– Конечно, я в первую очередь переживаю за «Крылья», но и «Ростов» мне не чужд. Действительно, мне жаль эту команду, в играх за которую я сделал себе имя в России. Но в этом клубе в последние годы не было никаких положительных сдвигов. Клуб постепенно шел к тому, к чему пришел – к первой лиге. С тем финансированием, которое было в «Ростове», вряд ли можно было претендовать на большее в чемпионате. Но я думаю, что теперь к клубу повернутся лицом, и мы скоро вновь увидим ростовчан в премьер-лиге.

– Связываете ли вы свое будущее с Самарой?

– У меня еще год контракта с «Крыльями», так что я пока никуда уходить не собираюсь. Мне в следующем году исполнится 31 год. Так что если президент клуба захочет видеть меня в составе «КС» и дальше, то можно будет обсудить и этот вариант. Но я думаю, до этого очень далеко. Так что поживем – увидим.

– Прошлой зимой вы покинули Россию, объяснив это семейными обстоятельствами. Не хочу показаться бестактным, но хотелось бы узнать, разрешились ли ваши проблемы на родине?

– Моя теща больна раком. Год назад она находилась в очень тяжелом состоянии, поэтому я и моя жена должны были находиться рядом с ней. Поэтому я и принял решение покинуть Россию. Потом ей стало лучше, необходимость в моем постоянном присутствии в ЮАР отпала, и я вернулся.

– Я думаю, все болельщики «Крыльев» желают скорейшего выздоровления вашей теще. Давайте тогда поговорим о чем-то более приятном. Неужели в этом сезоне не было ни одного момента, который вы спустя годы будете вспоминать с положительными эмоциями?

– Это будет матч с «Локомотивом», который мы выиграли 3:1. Мы были обязаны побеждать, проигрыша нам никто не простил бы. И вот эмоции, которые испытывали, наверное, все члены нашей команды в этом матче, останутся в памяти надолго. Кстати, если заглянуть немного назад, то и в Москве летом мы должны были побеждать «Локо». Чемпионат можно смело поделить на две части: до июньского матча с «железнодорожниками» и после него.

– Черная полоса началась уже перед матчем в Черкизово или по его завершении?

– В перерыве той встречи. А ведь за неделю до этого мы еще побеждали дома ЦСКА, а зимой выбили армейцев из розыгрыша Кубка России! Возможности ЦСКА и «Крыльев» просто несоизмеримы, что тоже придает вес тем победам. Так что были хорошие моменты и в этом сезоне.

Конфликты есть всегда и везде

– Какие изменения вы почувствовали с приходом Александра Тарханова на пост главного тренера?

– Тактика игры команды практически не поменялась. Главным образом Тарханов работал над нашей мотивацией, над заряженностью на игру. Вы знаете, что тренеры менялись по совершенно разным причинам: у Гаджиева были неважные отношения с руководством, у Оборина – низкие результаты. Но все эти специалисты весьма квалифицированны. Наверное, приход Тарханова собрал нас психологически, в футбол научить играть нас за два месяца он, наверное, не успел бы.

– Но какие-то тактические коррективы в игру защитников он, наверное, внес?

– Говорят, что при Оборине мы играли в оборонительный футбол. Но это не так, мы играли не в оборонительный футбол, а просто хорошо играли в защите. Вот потом почему-то стали плохо играть в обороне. Из-за этого и случались такие матчи, где мы пропускали много голов, как, например, в Перми. Тарханову потом удалось наладить баланс между обороной и атакой, при новом тренере у нас стало больше заряженности на борьбу. Со стороны, возможно, виднее, но на мой взгляд, все это помогло выправить нашу игру.

– Вы как центральный защитник довольны действиями вратарей в этом сезоне?

– Лобос и Макаров – абсолютно разные люди. Но могу вам сказать, что я счастлив, что выходил на поле с каждым из них. Также не могу не отметить и Ярослава (Годзюра. – Прим. Г. Р.) – это очень яркий и перспективный вратарь, возможности которого вы увидите, я думаю, очень скоро.

– В прессе писали, что в команде случались серьезные внутренние конфликты. Может быть, не тактика или финансы, а другие факторы сказывались в первую очередь на плохих результатах «КС»?

– Я вам скажу, что конфликты есть везде. Потому что все члены нашей команды: игроки, тренеры, президент – личности. У кого-то есть маленькое «эго», у кого-то большое. Возможно, я не прав, но скорее отсутствие этих противоречий порой плохо сказывается на результатах. А конфликты, повторюсь, были и будут всегда в любом коллективе.

Легионеры мешают побыстрее освоить русский язык

– Многие считают, что на поле в этом году так и не нашлось лидера. Особенно после отъезда Андрея Гусина из команды.

– Сложно сказать, был лидер или нет. У нас было несколько капитанов, я тоже выходил с повязкой на игры. Но кажется, особенно по последним матчам, что настоящим лидером у нас был самый опытный игрок команды – Марко Топич, забивший несколько решающих мячей. Чем он не лидер команды?

– К вопросу о капитанстве. Как вы, легионер, считаете – капитаном должен обязательно быть россиянин, или все-таки иностранец тоже может выводить партнеров на поле?

– Отвечу вам с полной ответственностью игрока-легионера, что капитаном должен быть россиянин! Для капитана очень важно хорошо говорить по-русски, довести до арбитра какой-то нюанс в игре. Мне порой не хватает словарного запаса для этого. Я уж не говорю о том, что капитан обязательно должен понимать не только язык, но и саму культуру той страны, в которой он играет. Поэтому я считаю, что предпочтительнее тот капитан, который вырос в этой стране.

– Кстати, в этом году вы впервые за 5 лет работы в России дали интервью самарским журналистам на русском языке…

– Сейчас я с вами говорю по-английски, но я как один из самых опытных игроков понимаю, что общение с прессой – это часть моей работы. Однако существует проблема того, что я, когда говорю по-русски, могу быть не до конца понятым журналистами, поэтому предпочитаю говорить на родном языке. В русском я делаю пока много ошибок, поэтому с полноценным интервью на вашем языке пока нужно повременить. А ответить на несколько вопросов после сыгранного матча я могу и по-русски.

– По-моему, вы немного умаляете собственные знания – по-русски вы говорите лучше всех других иностранцев в нашем клубе.

– Знаете, большое количество легионеров в нашей команде как раз негативно сказывается на моих познаниях в русском языке. Если бы я попал в клуб, где мало легионеров, то мне бы пришлось постоянно общаться только на русском, а значит, и ваш язык я бы выучил быстрее. В Самаре же партнеры общаются со мной на английском, что не лучшим образом сказывается на моих успехах в освоении русского языка.

Болел за Россию, а не за Англию

– Сейчас многие уже говорят о грядущем через три года чемпионате мира по футболу, который пройдет на вашей родине, в ЮАР. Как вы считаете, у вас есть шансы сыграть на этом турнире?

– Нет, я уже отбросил мечты сыграть за сборную. Я не призывался в ее ряды уже четыре или пять лет. Наверное, ваш вопрос нужно адресовать тренерам нашей сборной, но я лично уже давно об этом даже и не думаю и сконцентрировался на игре за «Крылья».

– Некоторые специалисты полагают, что в вашей стране есть много проблем, которые не позволят провести чемпионат мира на высоком уровне.

– Они правы. В нашей стране много проблем, главная из них – криминал. Но я уверен, что удастся создать необходимые условия для проведения чемпионата и встречи множества болельщиков, которые приедут поддержать свои сборные. Впереди еще три года, и я не сомневаюсь, что в конечном счете у нас все получится, как задумано. Европейцам придется проделать неблизкий путь до ЮАР, но наша страна очень красива, и я думаю, что она мало кого разочарует.

– Чего ждут от своей команды болельщики сборной ЮАР на домашнем чемпионате?

– Я думаю, что наша команда выйдет в плей-офф. А вообще до этого еще очень далеко, чтобы давать какие-то прогнозы всерьез.

– Учитывая наличие у вас британского паспорта, не могу не поинтересоваться, за кого вы болели в европейском отборочном противостоянии России и Англии?

– Конечно, за Россию! А вот на моей родине, в ЮАР, все болели за Англию. И не потому, что у нас все любят англичан, а просто потому, что ничего не знают о России и никто из игроков вашей сборной моим соотечественникам не знаком. Мне очень понравилась сборная России, и мне очень импонирует Гус Хиддинк. Это отличный тренер. И я не могу не поздравить вашу страну с тем, что такой человек с мировым именем остается работать с вашей сборной еще на два года. Наличие таких людей в России – это дополнительная реклама вашей стране и чемпионату. Теперь больше людей в мире узнают, что в России хороший футбол.

– Не секрет, что вы мечтали играть за клуб с Британских островов. Не собираетесь предпринять еще одну попытку закрепиться в английском клубе?

– Наверное, уже нет. Мне 30 лет, я уже пробовал свои силы в «Уимблдоне», а сейчас играю в России, где меня лично все устраивает.

Конкуренты подрастают достойные

– Уже задумываетесь, чем займетесь по завершении карьеры футболиста?

– Возможно, открою футбольную академию в ЮАР. Ведь у нас все деньги идут в профессиональные клубы, а подготовка резерва находится в довольно запущенном состоянии. Поэтому уже давно пора задуматься над тем, кто придет на смену нашему поколению.

– Вы знаете о футбольной академии в поселке Приморский в ста километрах от Самары?

– Да, я там бывал и хочу сказать, что лучших условий для подготовки молодых игроков я не видел нигде в мире. Думаю, там есть игроки, которые помогли бы нам уже в ближайшее время.

– В дублирующем составе «Крыльев», отыгравшем лучший сезон в своей истории, тоже немало талантливых игроков, но ни одного из них в основном составе в этом году мы так и не увидели. Почему не доверяют молодым?

– Я думаю, главным образом это связано с тем, что мы находились в экстремальной ситуации. Угроза вылета в первую лигу висела над нами буквально до последних матчей, и привлекать в такой ситуации неопытных игроков было бы, наверное, слишком рискованно. Я думаю, на сборах вы увидите этих ребят, им дадут шанс стать игроками основного состава, и в следующем сезоне они будут играть. Естественно, если они будут находиться в хорошей физической форме.

– Вы следите за вашими конкурентами – молодыми центральными защитниками из дубля?

– Да, и это конкуренты весьма достойные. Не могу не отметить игру Александра Шабалова, видел немало матчей с его участием. Мне весьма импонирует игра этого молодого футболиста. Саша – уже сформировавшийся игрок, способный нам помочь в самое ближайшее время, нужно только немного доверия тренеров.

– Вопрос наболевший. В самарской прессе регулярно уже многие годы муссируются разговоры, что в команде нет местных воспитанников. Как вы считаете, насколько важно иметь местного воспитанника в составе команды?

– Да, я считаю это важным. Хотя, уж простите меня, важно это в большей степени для жителей вашего города, чем для команды. Если на поле будут выходить 11 местных воспитанников, то, наверное, большее число людей будет переживать за судьбу команды. Ведь это большая гордость – выходить в составе команды своего родного города. Я думаю, что с развитием инфраструктуры в Самаре, строительством полей и футбольных академий, таких как в Приморском, местные воспитанники в основном составе команды не заставят себя ждать.

Главное – сохранять уверенность всегда

– По итогам проведенного голосования игроки «Крыльев» чаще других называли именно вас в качестве лучшего игрока команды в этом году. С чем я вас и поздравляю. Такая оценка партнеров, наверное, особенно приятна?

– Спасибо. Но вообще не самый хороший знак, что центральный защитник команды называется лучшим игроком сезона. Обычно таким игроком является атакующий полузащитник или форвард. Но внимание партнеров всегда приятно.

– Как, на ваш взгляд, изменится лицо команды в следующем сезоне?

– Я думаю, это будет очень уверенная в своих силах команда, причем пусть эта уверенность остается в команде весь сезон. В начале этого года мы тоже были уверены в своих силах, но потом команда какое-то время находилась просто в шоке. Какое же это облегчение, что мы остались в премьер-лиге! Поэтому впредь давайте смотреть вперед только позитивно!

Рудяков Глеб

О ком или о чем статья...

Бут Мэттью Пол