Войти

Как Виктор Ворошилов от самого Сталина сбежал. Три байки от легенды «Крыльев Советов»

«Самарские известия», 23.06.2007

Футбольными историями из своей богатой биографии делится один из самых ярких нападающих куйбышевской команды 50-х годов.

Виктор Ворошилов был и игроком необычным, способным на нестандартные ходы, и рассказчик он такой же. Его истории небанальны, они о необычных ситуациях, с необычными ходами. И в этом весь Ворошилов. Не зря в июле 1955 года Виктор Ворошилов стал официально мэтром куйбышевского футбола. Он (как и Виктор Карпов) получил звание заслуженного мастера спорта за огромный вклад в развитие народной игры.

Байка первая

«Будучи ведущим футболистом куйбышевских «Крыльев», имел массу приглашений в другие города. Тогда наши команды, выезжая за рубеж, брали с собой для усиления игроков из других клубов. Я ездил со «Спартаком», киевским «Динамо», «Шахтером», ЦДКА, «Зенитом», «Локомотивом». Живем, например, в одном номере гостиницы в Англии с Никитой Симоняном, по старой дружбе пишу заявление о приеме в «Спартак». Приезжаем в Москву, пишу другое – с отказом от предыдущего. Сейчас наши футболисты такие смелые, играют кое-как, а бесстрашно едут в любой клуб, даже зарубежный. А я вот боялся. Думал, перейду, а играть не буду, не попаду в основной состав. В «Крыльях»-то я премьером был.

Однажды, случилось это в 1950 году, сижу дома, мать стирает. Вдруг звонок в дверь. Она открывает, на пороге офицер при погонах: «Ворошилов здесь живет?» – «Здесь». – «Его Сталин вызывает!» Мать так и села с мокрой простыней в руках. Тогда Сергей Капелькин, тренер московской команды ВВС (а это он приехал к нам), объясняет: «Нет, не Иосиф Виссарионович, а его сын Василий Иосифович». Василий Сталин, генерал авиации, был шефом футбольной и хоккейной команд ВВС. Приезжаем в его резиденцию, а там разговор короткий: «Хочешь играть за ВВС?» Что делать? Отвечаю: «Хочу». – «Пиши заявление». Написал, а когда Сталин вышел, я бумажку эту порвал – и в урну, а сам бегом из резиденции к председателю ЦС «Крыльев Советов». В тот же день меня побыстрее отправили в Куйбышев с глаз долой».

Байка вторая

«Первая моя встреча с легендарным Василием Сталиным имела в 1950 году неожиданное продолжение. Надо же было такому случиться, что в четвертьфинале Кубка СССР «Крылья Советов» встретились с ВВС в октябре в День авиации. Забавно, встречались «летчики» и «авиастроители», как сейчас принято называть – дерби. Игра была ничейная, но в один из моментов Костя Крижевский, перешедший в ВВС из наших «Крыльев Советов», взлетев в воздух в своем коронном акробатическом прыжке, попал мячом в поджимавшего его Гулевского, и… гол. Мы выиграли – 1:0.

Возвращаемся в раздевалку, как тут же к нам влетает грозный Василий Сталин. Конечно, не в духе, но находит в себе силы поздравить нас с победой, с праздником. И вдруг он замечает меня. Тут его прямо прорывает: «А ты – дурак! Вздумал со мной в игрушки играть! У меня в команде ты бы с Бобровым, Коршуновым, Крижевским на поле выходил, все бы получил! А теперь вот сиди в своем Куйбышеве! Победитель!»

Динамовцы, помню, меня прямо из бани тепленького взяли. Выхожу, смотрю – стоят тренер Виктор Дубинин, Василий Трофимов и администратор. Привезли на Лубянку к какому-то генералу, тот говорит: «Давай к нам, ты же москвич, квартиру хорошую дадим. Оставь паспорт». На мое счастье, паспорта при мне не оказалось, мы только вернулись из-за границы, не успел еще обменять заграничный на обычный. Кстати, после неожиданной победы в Москве над военными «летчиками» через несколько дней в полуфинале Кубка страны мы с треском – 0:7 – продули столичному «Динамо» на их поле».

Байка третья

«В 1952 году была вновь создана сборная СССР, которая уже ранней весной начала подготовку к футбольному турниру Олимпийских игр в Хельсинки. Старшим тренером ее стал опытнейший наставник Борис Аркадьев. Меня с Сашей Гулевским вызвали на тот памятный первый сбор в Леселидзе. Приехали, тренируемся, гоняет нас Аркадьев по-страшному. Тут подъезжает Всеволод Бобров, появляется на стадионе, останавливается на беговой дорожке – руки в боки. «Бегаете, значит?» – спрашивает. «Бегаем», – отвечаю, еле переводя дух. – «Ну, бегайте, бегайте, а в Хельсинки все равно поеду я». Получилось так, как и сказал любимчик Василия Сталина. Когда съехались все лучшие и началась настоящая битва за место в составе, нам, немосковским футболистам, в нем уже ничего не светило».

О ком или о чем статья...

Ворошилов Виктор Фёдорович