Войти

Олег Иванов: «У Тихонова можно учиться бесконечно»

«Волжская коммуна», 24.05.2008

Рубрику, в которой мы будем знакомить вас с футболистами «Крыльев Советов», открывает интервью с новобранцем сборной России.

Большинство поклонников «Крыльев Советов» знают про Олега Иванова только одно: это тот парень, который в прошлом году забил в ворота нашей команды два мяча. Пришла пора вспомнить и другие страницы его биографии…

Сначала встал в ворота

– Как ты пришел в футбол?

– Мне было восемь лет. Сидели мы в школе на уроке, и в класс вошел мужчина, оказавшийся тренером футбольной школы «Локомотива». И говорит: «Ты, ты и ты. Завтра встречаемся на станции метро и идем на тренировку». Не знаю, по какому принципу он выбирал, но меня не назвал. Хотя я уже тогда хотел играть в футбол, и, как и все нормальные дети, мы гоняли мяч во дворе. Ну, я и спрашиваю, мол, а можно я тоже? «Нет, – говорит, – тебе нельзя». Но я все равно поехал. И оказался у метро один, остальные ребята не приехали. А тренер даже не вспомнил тогда, что накануне сказал мне «Нет». И около полутора лет я занимался в «Локомотиве», а потом тренер собрался уходить и отдал меня в школу «Спартака».

– Это правда, что сначала ты встал в ворота?

– Да, но хватило меня недели на две. И я попросил тренера через маму: «Можно я лучше побегаю?». Она спросила, а тренер разрешил. Родители вообще на моей стороне были и поощряли чизбургерами за каждый гол. Класса до пятого пытались наказывать и за учебу – например, в прогулках ограничивать, но потом поняли, что это бесполезно. В 14 лет я получил первую зарплату в «Спартаке» – полторы тысячи рублей. И мы с другом всю ее оставили в «Макдоналдсе».

– Сам болел за «Спартак»?

– В те годы вся страна болела за «Спартак». И отец, и мама, и дед с бабушкой – разве я мог стать исключением?

– А если бы тренер не предложил тогда перейти тебе в спартаковскую школу?

– Тогда я об этом не думал. Папа мой не сразу поверил, что мне очень нравится футбол, и на тренировки в «Локомотив» меня возила только мама. А как только я перешел, отец повез меня на первую же тренировку – даже с работы отпросился.

Не захотел играть только «за ромбик»

– Так что же не сложилось в «Спартаке»? Травма?

– Травма-то была, но они у всех бывают. У меня в «Спартаке» заканчивался контракт, и в матче за дубль я получил ушиб, из-за которого полгода не играл. До истечения контракта оставалось полгода, у меня за плечами было уже несколько игр за основу. Вызвали в клуб для продления контракта – тогдашний президент Юрий Первак спрашивает, чего я хочу. «В «Спартаке» играть», – отвечаю. «И мы хотим, ты будущее «Спартака», – говорит. Мне было 18 лет, а я на тот момент, учитывая мою зарплату, играл просто за ромбик. Ну и сказал об этом прямо. У президента реакция: «Ты что, звезда что ли?! Ты уже и футболистом не будешь, со всеми-то твоими травмами». Вышел из клуба, агент сообщает, что есть предложение от «Химок». А Червиченко ко мне всегда хорошо относился. Он и зарплату предложил больше, чем я даже рассчитывал, и договорились, что у меня по контракту будет машина. И добавил: «А знаешь, кто еще с тобой будет играть в команде? Андрей Тихонов».

– И уже на сбор ты отправился с одной командой?

– Да, и после первой сыгранной вместе игры Тихонов похвалил меня, добавив, что надо очень усердно работать. Андрей предложил жить в одной комнате на сборах. С тех пор и пошло – на выездах жили вместе, с тренировок друг друга по пути домой возили.

– Многому научился у него?

– У такого человека можно учиться бесконечно. Он и нагрузки у Яковенко переносил лучше всех, мне же понадобилось время, чтобы привыкнуть.

– Не зазнался от такого внимания?

– Я к тому времени, слава богу, звездной болезнью переболел – еще в «Спартаке».

– В чем она проявлялась?

– Ну, сыграл там за основу и решил, что все – вот она, слава. Знаешь, хорошо, что все это произошло именно в «Спартаке», потому что я все равно бы там не заиграл. Ведь как они поступают со своими воспитанниками! Торбинский, я, Самедов, Погребняк, Ребко покинули клуб не с самым легким сердцем – «Спартаку» это еще аукнется. И ведь все успешно выступают в премьер-лиге, трое привлекались в сборную (Иванов говорит о Торбинском, Погребняке и Ребко – в тот момент он еще не знал, что буквально через несколько дней и сам получит приглашение от Гуса Хиддинка. – Прим. Е. М.). Так что, надеюсь, советы Тихонова воспринимаю правильно. Даже когда уже я был в «Кубани», мы постоянно созванивались.

Вспоминаю добром и Яковенко и Ешугова

– Как произошел переход в «Кубань»?

– Яковенко перешел из «Химок», я за ним.

– А если бы он уехал во Владивосток?

– Думаю, и туда поехал бы. Каждому футболисту важно, чтобы тренер верил в него. Мы и сейчас общаемся. В начале этого сезона, когда я не мог форму набрать, он посоветовал гонять меня, потому что я всегда долго форму набираю.

– Ешугова ты там застал?

– Застал. У него кавказский темперамент – бейтесь, боритесь, грызите, мяч в крови должен быть. К такому привыкать долго приходится, но проблем с ним у меня не было.

– Получается, тренеры в целом хорошо к тебе относятся?

– Да, еще в школе хорошие были тренеры – не бегать учили, а в футбол играть. Цымбаларь, Ромащенко, Юран… Пожалуй, повезло со всеми, кроме Старкова. Он в лицо мне говорил, что Титову и Аленичеву уже по возрасту заканчивать надо, я буду играть, а на тренировке их начинал хвалить. С Погребняком мы довольно тесно общаемся, была ситуация, когда он ему и Павлюченко по очереди говорил, что именно он – форвард номер один, а от второго надо избавляться. Двуличные такие довольно поступки, не думал, наверно, что мы все друг с другом общаемся.

– На теории всегда было интересно? Никогда не спал?

– Я-то нет. А вот что произошло однажды на занятии у Невио Скалы. Говорит он о чем-то, говорит и тут вдруг пальцами начинает щелкать. Долго и громко. Оказалось, это Самедов на заднем ряду уснул. Его оштрафовали. Скала – умный тренер, просто не в то время в команду попал. Будь он сейчас тренером «Спартака», сумел бы привести команду к чемпионству. Можешь не сомневаться.

– А тебя часто штрафуют?

– Один раз еще в «Спартаке». Моя зарплата была четыреста долларов, хотя я играл в основном составе. И на установке у Скалы у меня зазвонил телефон. «Штраф пятьсот долларов», – распорядился тренер. Потом ему сказали, что это больше моей зарплаты, и меня оштрафовали долларов на двадцать. А Лешку Ребко как-то удалили за две желтые карточки. И штраф называют, который в два раза больше его зарплаты. А что делать, играл месяц бесплатно.

Краснодар люблю до сих пор

– Расскажи о «Кубани». Ты считаешь ее достойной премьер-лиги?

– Я думаю, что из провинциальных команд это одна из лучших. И мы недостойны были вылета. Но в регионе начали делить власть – каждый называл себя хозяином, губернатор непонятную позицию занял. Чехарда с тренерами началась. Назаренко после Яковенко пришел – и мы, вместо мечтаний об отдыхе после бешеных нагрузок, стали, наоборот, мечтать именно о них.

– Говорят, осенью несколько команд собрались в пул, чтобы выкинуть «Кубань» из премьер-лиги…

– Я лично не хочу верить, что нас специально «спихнули». Вообще, жалко «Ростов» и «Кубань» – такие регионы, где команды просто обязаны существовать! Климат, поля шикарные. Мне в Краснодаре нравилось – любовь болельщиков, состав, условия. Не понимал, зачем мы в Турцию ездили на сборы, когда там погода в это время позволяет уже нормально тренироваться.

– У игроков «Кубани» были популярны двойные номера – 99, 77, 55…?

– За других говорить не буду, а я просто люблю цифру девять. И прежний номер телефона у меня на четыре девятки оканчивался, и номер машины – 999.

– Веришь в магию чисел?

– Иногда задумываюсь, но книжек специальных не читаю.

– А в приметы?

– На поле всегда последним выхожу.

– А если появится кто-то, кто тоже всегда хочет выходить последним?

– Будем биться!

…Но таких городов, как Самара, больше нет

– Переезд в Самару – шаг вперед в твоей карьере?

– Да, это серьезное повышение для меня. «Крылья» – это команда с особыми традициями. В футбольном плане Самара – совершенно особый город.

– Успел прочувствовать?

– Для этого много времени не понадобилось. Команда всегда на виду, а что уж говорить о болельщиках – какую встречу устроили в «Звезде», а какая атмосфера на «Металлурге»!

– На твой взгляд, ты прибавил в мастерстве по сравнению с прошлым годом?

– О себе говорить в таком духе как-то неловко. Чувствую, что стал опытнее, увереннее в своих силах. У нас в команде замечательная атмосфера: на тренировку всегда иду с удовольствием, тренеры очень много внимания уделяют каждому из нас. Наверное, это должно принести какую-то отдачу. Не зря же говорят, что у Слуцкого в «Москве» прибавляли даже ветераны. Так что задайте этот вопрос Тихонову.

Готов хоть в Воронеж, хоть на Бали

– Как и где ты отдыхаешь от футбола?

– В отдыхе главное – правильная компания. У меня такие друзья, что даже если мы будем вместе с моими родителями, всем будет весело и уютно. Мне все равно куда ехать – в Воронеж или на Бали.

– А каков самый экстремальный отдых или поступок, который потребовал смелости?

– Я лучше расскажу, как однажды чуть не совершил глупость. Яковенко поменял меня минуте на тридцатой, я разозлился, но в итоге в разговоре с ним признал, что был не прав, и мы пришли к общему знаменателю. И тут следующая домашняя игра, и тренер опять меня меняет. Я в раздевалке собираю сумку, другу звоню: «Приезжай!». Второй тренер остановить пытался, да я рукой махнул. Чуть не уехал в Москву, остановило только то, что колесо стояло запасное, я б не доехал на нем. Яковенко рассказали, он переживал за меня очень. Хорошо, что не уехал тогда.

Макевнина Екатерина

О ком или о чем статья...

Иванов Олег Александрович