Войти

География Канчельскиса требует продолжения

«Самарский футбол», 13.11.2006

В воскресенье в одном из самарских торговых центров состоялась презентация книги-автобиографии Андрея Канчельскиса «Моя география». «В Самаре книга появилась в продаже в сентябре этого года, – рассказывает Михаил Чернов, друг Андрея и по совместительству глава рекламного агентства, с помощью которого и была организована презентация. – Для повышения продаж и просто для рекламы книги мы решили провести подобное мероприятие». Чернов и Канчельскис обратились в несколько книжных магазинов Самары, и расторопнее всех оказалась «Чакона», пригласившая журналистов и болельщиков на встречу с автором книги.

Саму книгу можно поделить на две части. Почти половину занимает рассказ о «Манчестере Юнайтед» – первом зарубежном клубе Андрея. Эта часть автобиографии уже выходила в Англии отдельной книгой на английском языке. Затем идет рассказ об остальных клубах Андрея, завершающийся уходом из шотландского «Глазго Рейнджерс» в английский «Саутгемптон» в 2002 году.

Язык книги прост и понятен, читается на одном дыхании. С одной стороны, рассказ искренен, с другой, Андрей сам говорит, что старался сгладить углы, вспомнить скорее хорошее, чем плохое, стремился к тому, чтобы его порой скандальные расставания с клубами не отражались на в целом положительном тоне рассказа о командах. Андрей вспоминает скандально известную книгу – автобиографию полузащитника «Манчестера Юнайтед» Роя Кина, где тот – и в жизни всегда открытый – был слишком откровенен и прямолинеен. Бескомпромиссные суждения ирландца коснулись и многих его партнеров. «Я, читая книгу Кина и в очередной раз сталкиваясь с нелицеприятными высказываниями в чей-то адрес, не мог избавиться от мысли: «Ну вот, сейчас и до меня дойдет черед». Не дошел: я оказался пусть и не единственным, но одним из очень немногих, о ком Рой написал хорошо», – замечает Андрей.

Полузащитник «Крыльев Советов» с шестнадцати лет знает Дэвида Бекхэма, Гари Невилла, Пола Скоулза и других звезд «Манчестера» – но надо отметить, что звездами эти футболисты стали уже после того, как звездой стал сам Канчельскис. Словами восхищения описывает он игру Эрика Кантона, с которым они когда-то составляли атакующий дуэт «Манчестера» под названием Кан-Кан. Канчельскис близко знаком и с Алексом Фергюсоном – бессменным тренером манкунианцев последних двадцати лет, который если когда и уйдет из «МЮ», то, по словам Андрея, только на пенсию. «Алекс Фергюсон, вне всякого сомнения, умеет выигрывать… Во многом достижения босса (так в Англии принято называть главного тренера. – Прим. М. П.) объясняются его трудолюбием. Он посвящает работе буквально все свое время. В наших тренировках он любил принимать самое активное участие, и всегда очень радовался, если ему удавалось дать хороший пас во время двусторонних игр. Я не переставал удивляться тому, что, когда он забивал гол, выводивший его команду вперед, игра тут же прекращалась, так что этот гол становился победным. Видимо, босс по-прежнему хотел быть игроком».

Десятая глава книги – «Под флагом родины» – как нетрудно догадаться, посвящена выступлениям Канчельскиса за сборные… Во множественном числе, потому что их было несколько. Кроме сборной России, в свое время Андрей мог выбрать Украину – он родом из Кировограда, или Литву – оттуда в свое время в Кировоград приехал проходить армейскую службу его отец Антанас Канчельскис. В итоге Андрей сыграл за три сборных команды: молодежную сборную СССР (чемпионы Европы 1990 года), сборную СНГ на ЧЕ в Швеции в 1992, сборную России на ЧЕ-1996 в Англии. В чемпионате мира 1994 года Канчельскис участия не принял из-за известных событий – его подпись стояла под «письмом четырнадцати», адресованном Шамилю Тарпищеву, советнику президента России по спорту. Андрей подробно рассказывает об этой ситуации – в то время, как часть футболистов отказалась от своих подписей и в итоге поехала на чемпионат, Канчельскис этого делать не стал. «Давши слово, держись», – цитирует он пословицу и подчеркивает, что был согласен с каждым словом этого письма. «Если вы спросите меня сегодня, были ли, на мой взгляд, наши действия ошибкой, я отвечу: «Да». Добровольно отказаться от участия в таком турнире, как мировое первенство (тем более, что, как показала жизнь, это был наш единственный шанс), разве это не ошибка футболиста? Ошибка, да еще какая! Но вот другой вопрос: был ли у нас шанс избежать этой ошибки? На него я едва ли смогу ответить определенно».

«И как они умудряются тут играть в футбол, вместо того, чтобы постоянно радоваться солнцу и развлекаться?» – таковым было первое впечатление Канчельскиса об Италии, куда он переехал в 1996 году. На презентацию в качестве игрока «Фиорентины» полузащитник необдуманно надел галстук в черно-белую полоску. Его вовремя предупредили о том, что галстук надо снять – ведь это цвета «Ювентуса», злейшего врага флорентийцев. Впоследствии Андрею пришлось стать свидетелем настоящей войны фанатов. А также и бешеной любви: во время домашнего матча с «Миланом», после того, как «Фиорентина» повела 2:0, на поле высыпали болельщики и «разобрали» футболистов на сувениры. Игра продолжилась только после того, как команда сходила в раздевалку и оделась в новую форму.

Не остались без внимания в книге и английские, и шотландские болельщики, и отношения Андрея с партнерами, тренерами, руководством, врачами, журналистами, переводчиками и другими людьми, без которых не представить быт футболиста. С иронией он рассказывает о порядках, царивших в «Глазго Рейнджерс» во времена, когда там работал нынешний тренер «Зенита» Дик Адвокат – штрафы за опоздание на завтрак или носки не того цвета…

Заключительную главу, или послесловие, Андрей посвятил своим близким друзьям, в которой говорит им спасибо за то, что они были и есть рядом с ним.

Что ж, нам остается ждать продолжения книги. Сам футболист не исключает возможности, что книгу придется переписать в очередной раз – добавив главу о возвращении в Россию, в которую, несомненно, войдет и рассказ о жизни в «Крыльях Советов».

О ком или о чем статья...

Канчельскис Андрей Антанасович