Войти

«АК-47» еще не отстрелялся

«Самарский футбол», 13.03.2006

Литовец Антанас Канчельскис проходил срочную армейскую службу на Украине, в далеком от его родного Каунаса Кировограде. Здесь он и познакомился с девушкой-украинкой, а после увольнения в запас женился. Молодожены жили счастливо, у них родились дети – сначала Наташа, потом Андрей.

В учебе Канчельскис-младший особым прилежанием не отличался, любимым его предметом была физкультура. Первых успехов он добился в гимнастике, но затем отдал предпочтение футболу, и в начале восьмидесятых годов начал заниматься в школе «Звезда» у Валерия Петровича Капинуса. В 1983 году на одном из турниров его «высмотрел» тренер Харьковского спортинтерната Николай Михайлович Кольцов, бывший защитник «Крыльев Советов» (95 матчей за куйбышевский клуб в 1957–1960 гг.), чемпион СССР 1961 года в составе киевского «Динамо», воспитавший для большого футбола игроков сборной страны Бессонова и Балтачу.

Отпускать сына в Харьков мать не хотела, но решающее слово осталось за отцом, который и отвез мальчишку в спортинтернат. Андрей и его кировоградский друг Игорь Макагон выдержали испытание, прошли отбор и стали постигать азы футбольного искусства. Вскоре Канчельскис был уже одним из лучших футболистов интерната, а в десятом классе его пригласили на смотрины в харьковский «Металлист», тренерскому штабу которого юный хавбек не приглянулся. Завершив обучение, Андрей вернулся в Кировоград и начал выступать за местную «Звезду». Там он значительно прибавил в «физике», ведь только в 1987 году ему пришлось провести в украинской зоне второй лиги 51(!) матч. Вот такой своеобразный тест на выносливость.

Воинскую службу Канчельскис проходил в прославленном киевском «Динамо», куда ему помог попасть земляк, известный в прошлом полузащитник киевского «Динамо» и сборной СССР Владимир Веремеев. В 1988 году в основном играл в дублирующем составе. Дебют в главной команде состоялся 17 сентября 1988 года. На киевском Республиканском стадионе динамовцы принимали донецкий «Шахтер» и завершили встречу нулевой ничьей. А свой первый мяч в союзных первенствах Канчельскис забил московскому «Динамо» 4 ноября 1988 года, сравняв счет на 81-й минуте, киевляне в итоге победили – 2:1.

В 1989 году Андрей вместе с киевским клубом побывал в Англии и даже сыграл на знаменитом «Уэмбли», отметившись там голом. А в чемпионате страны провел 15 матчей, что дало ему право на получение первой награды в жизни – бронзовой медали первенства.

Университеты Лобановского многое дали молодому футболисту. Однако великий тренер не мог гарантировать Канчельскису место в «звездном» динамовском составе. Тем временем проявился явный интерес к талантливому хавбеку со стороны донецкого «Шахтера». Тогда Андрей был уже игроком молодежной сборной страны, да и в национальной команде успел «засветиться», правда, чисто символически: 23 августа 1989 года в товарищеском матче с поляками в Любине (1:1) на 90-й минуте заменил Кеташвили.

Лобановский долго убеждал игрока в прекрасных перспективах, открывшихся перед ним в «Динамо», категорически возражал против перехода в «Шахтер». Возникло даже некое «дело Канчельскиса», когда Андрею не давали возможности играть за донецкий клуб в чемпионате. В конце концов, все страсти улеглись, и подающий большие надежды игрок провел совсем неплохой сезон в «Шахтере», в рядах молодежной сборной выиграл чемпионат Европы 1990 года, забив во втором финальном матче мяч югославам, и попал в «обойму» первой сборной, которую возглавлял тогда Анатолий Бышовец.

В сезоне-1991 «Шахтер» стартовал хорошо, и с первых же туров дал понять своим соперникам, что поборется за высокое место. Прекрасно играл Онопко, стремительно прессинговал 22-летний Щербаков, великолепно действовал на фланге Канчельскис. На сборе в Сочи наставник горняков Валерий Яремченко поинтересовался у Андрея, не хочет ли он поиграть на родине футбола в Англии. Естественно, 22-летнему футболисту это показалось заманчивым, и он без особых сомнений совершил перелет на туманный Альбион. Пикантность ситуации состояла в том, что Канчельскис до последнего не знал, цвета какого клуба ему предстоит защищать. И лишь в аэропорту Манчестера узнал, что он прибыл на просмотр в «Манчестер Юнайтед». Наставник знаменитого клуба Алекс Фергюсон задумал тогда перестройку игры своей команды, и связывал ее будущее с появлением на краях реактивных хавбеков – Андрея Канчельскиса и Райана Гиггза.

Чем же привлек знаменитого тренера Канчельскис? Коронный номер Андрея – проход по флангу, завершающийся навесом или прострелом. Физически сильный и напористый футболист хорошо владел дриблингом и скоростной обводкой, что всегда было в цене на Британских островах.

Просмотр в «Манчестере» длился две недели. Вместе с Андреем просматривали еще двух потенциальных новичков – голкипера сборной Дании Петера Шмейхеля и защитника сборной Англии Пола Паркера. Контракты все трое подписали в один день.

С большим трудом и преодолением массы формальностей руководству «Манчестера» удалось получить для Канчельскиса разрешение на работу в Англии, и 11 мая 1991 года состоялся его дебют в рядах манкунианцев. То была ничего не значащая в турнирном смысле встреча с «Кристал Пэласом», к тому же этим матчем «Юнайтед» завершал чемпионат. Фергюсон выставил на игру второй состав, и «красные дьяволы» безоговорочно уступили – 0:3. Зато через несколько дней «Манчестер» в блестящем стиле обыграл «Барселону» в финале Кубка Кубков – 2:1. За этим поединком, проходившем в Роттердаме, Канчельскис наблюдал с трибуны.

Сезон 1991/92 гг. – первый сезон Канчельскиса в Англии – вышел на славу. В большинстве матчей он был полновластным хозяином правого фланга, постоянно нагнетая напряжение у ворот соперников, к тому же ему удалось забить несколько эффектных мячей. Игра россиянина восхитила живую легенду «Манчестера» Брайана Робсона, который был поражен тем, как быстро Андрею удалось адаптироваться в атлетичном английском футболе. Что и говорить, перед селекционерами популярного клуба, положившими глаз на Канчельскиса в далеком Донецке, можно снять шляпу.

А вот в следующем сезоне нашему легионеру пришлось пережить «синдром второго года». Фергюсон все больше выражал недовольство игрой Андрея и даже грозился сослать его в «дубль». В результате в чемпионате 1992/93 гг. Канчельскис провел всего 11 полных матчей, а в остальных случаях заменялся или выходил на замену. Естественно, удовлетворения от своего положения в команде он не получал, считая, что способен на гораздо большее. В ходе первенства в «Манчестер» перешел попавший в опалу в «Лидсе» француз Эрик Кантона и мгновенно стал лидером на поле и идолом болельщиков. С его помощью манкунианцы впервые за последние 26 лет отпраздновали победу в чемпионате, а пребывавший по этому поводу в состоянии эйфории Фергюсон сумел убедить настроившегося покинуть клуб Канчельскиса остаться.

Куда более удачным для Андрея стал сезон 1993/94 гг. Он наконец-то сумел закрепиться в основном составе, забив важный гол «Олдему» в полуфинале Кубка страны. «Манчестер» сделал «дубль», и Канчельскис подписал пятилетний контракт с клубом на очень выгодных условиях. Он доказал, что кое-чего стоит, использовав представившийся ему шанс. Будущее тогда казалось безоблачным.

В следующем чемпионате Канчельскис в 30 матчах забил 14 мячей – ровно столько же, сколько в трех предыдущих. Никто не думал, что гол «Норвичу» станет для него последним в рядах «Манчестер Юнайтед». Увы, новый конфликт с тренером, переросший в скандал, подвел черту под манчестерским этапом его карьеры. К сожалению, при выяснении отношений с клубом рядом с Андреем не оказалось человека, способного подсказать ему, как выйти из создавшейся ситуации. Его агент Есауленко, не имевший лицензии ФИФА, ничем не смог помочь. Роман с «Манчестер Юнайтед» был завершен. Несмотря на грустный эпилог, годы, проведенные в составе одного из сильнейших клубов мира, навсегда остались в сердце Канчельскиса. Он счастлив и благодарен судьбе за то, что она привела его в «Манчестер».

Между прочим, при определении ста величайших игроков в истории «МЮ» Андрей по итогам голосования болельщиков занял 25-е место (между Дуайтом Йорком и Полом Инсом). Что говорит о том, что в созвездии «Манчестера» его «звезда» светила достаточно ярко.

А бороздить правую бровку в «Манчестере» стал совсем юный Дэвид Бекхэм. По иронии судьбы ему, как и его предшественнику, тоже придется покинуть клуб из-за конфликта с Фергюсоном.

Летом 1995 года Канчельскис стал игроком ливерпульского «Эвертона». Переход прошел не без трений: на часть полученной за Андрея суммы высказал свои претензии донецкий «Шахтер», и сделка поначалу была аннулирована. Лишь в августе все утряслось, и Канчельскис провел в «Эвертоне» великолепный сезон, став лучшим бомбардиром команды, и установив личный рекорд результативности – 16 голов в 32 матчах. В ливерпульском клубе ему было комфортно и спокойно благодаря полному взаимопониманию с тренером Джо Ройлом. Шестое место в первенстве – во многом заслуга Андрея.

В январе 1997 года Канчельскис неожиданно стал игроком итальянской «Фиорентины». Испытывавший финансовые проблемы «Эвертон» очень выгодно для себя продал туда Андрея. Футбольная атмосфера во Флоренции была потрясающая, партнеры что надо – Батистута, Руй Кошта, Эффенберг. На квалификацию тренеров тоже было грех пенять – Раньери, Малезани. Все бы было хорошо, если бы не травма – горячий нигерийский парень Тарибо Уэст из «Интера» въехал Канчельскису в голеностоп.

В 1998 году «Фиорентину» возглавил знаменитый Джованни Траппатони, который ставку на Канчельскиса не делал. Появились варианты возвращения на Британские острова, Андрею поступили предложения от «Ньюкасла» и «Мидлсбро», но в охоте за хавбеком преуспел богатый «Глазго Рейнджерс». Любопытно, что суммы трансферов Канчельскиса несколько раз становились рекордными для клубов, которые желали видеть его в своих рядах. Например «Эвертон» заплатил «Манчестер Юнайтед» 5 миллионов фунтов, у «Эвертона» Андрея перекупила «Фиорентина» и тоже за рекордную цифру – 8,5 миллиона фунтов, а затем шотландский «Рейнджерс» перевел за него итальянцам 5,5 миллиона фунтов. Для сравнения – в апреле 1991 года донецкий «Шахтер» уступил Канчельскиса «Манчестеру» за 650 тысяч фунтов.

За первые два года в «Глазго Рейнджерс» клуб при участии Андрея выиграл пять трофеев, россиянину игралось там в охотку. Постепенно тренер Дик Адвокат стал все больше доверять соотечественникам-голландцам, игнорируя других иностранцев, в том числе и Канчельскиса. Андрей перестал проходить в состав, белая полоса в его футбольной жизни постепенно сменилась черной. Поэтому командировку в «Манчестер Сити» на условиях аренды он счел за благо, там ему как в прежние добрые времена даже довелось участвовать в манчестерском дерби на «Олд Траффорде». Однако помочь «горожанам» избежать расставания с премьер-лигой Канчельскису не удалось. Вернувшись из аренды, Андрей продолжал довольствоваться в «Рейнджерс» ролью запасного, и лишь появление на тренерском мостике Алекса Маклиша позволило ему вновь стать игроком «основы». В 2002 году контракт Канчельскиса с «Рейнджерс» закончился, и он стал свободным агентом. В сентябре 2002 года Андрей успешно прошел просмотр в «Саутгемптоне» и связал с этим клубом свою судьбу на год. Однако Гордон Страчан, тренер «святых», так и не дал Канчельскису возможности проявить себя.

Следующим этапом карьеры Андрея был клуб «Аль-Хилаль» из Саудовской Аравии. Переход туда был вынужденным, других вариантов просто не существовало. В Саудовской Аравии Андрей отыграл шесть месяцев, цифры в контракте там были хорошими, сам футбол – посредственным. На предложение остаться еще на год Канчельскис ответил отказом и решил поиграть на более высоком уровне – в России. Однако первый российский блин вышел комом. Руководители московского «Динамо» сначала заключили с Андреем контракт, потом с подачи тренера Гжебика его расторгли, якобы из-за нарушения Канчельскисом спортивного режима, из-за чего футболист полгода не мог играть в России. Судебное дело выиграл Андрей, но время было упущено. Добрые отношения с главным тренером «Сатурна» Борисом Игнатьевым позволили Канчельскису тренироваться в подмосковном клубе, а в июне 2004 года подписать контракт до конца

Дебют Андрея в российском чемпионате состоялся 3 июля 2004 года в Раменском, где «Сатурн» принимал «Амкар» (1:1), и был омрачен травмой. Забавно, что по случайности он выбрал 47-й номер. А то, что его инициалы вкупе с номером составляют АК-47 (автомат Калашникова), бывший солдат внутренних войск только потом понял. Свой первый «российский» гол он забил в кубковом матче «КамАЗу». В чемпионате страны 2004 года Канчельскис во встрече с «Аланией» оформил «дубль».

Осенью 2005 года «Сатурн» покинули два самых титулованных футболиста – Андрей Канчельскис и Виктор Онопко, у которых истекли сроки контрактов. Однако вешать бутсы на гвоздь Андрей пока не собирается. 18 декабря прошлого года он прибыл в тренировочный лагерь «Крыльев Советов», которые проводили первый восстановительный сбор в Кисловодске. АК-47 еще не отстрелялся, в магазине остались патроны…

Кстати, впервые против самарского клуба Канчельскис сыграл в «бронзовом» для «Крыльев» матче в Раменском (2:1) 12 ноября 2004 года. В прошлом сезоне он дважды противостоял «Крыльям» – 22 мая в Раменском (1:1) и 24 сентября в Самаре (1:0), причем в последнем матче Андрей по версии «СФ» был признан лучшим в составе гостей.

Пожалуй, самой печальной в футбольной биографии нашего героя будет тема сборной. Первым крупным турниром, в котором ему удалось поучаствовать в ее составе, был финальный турнир чемпионата Европы 1992 года. К сожалению, сборная СНГ под руководством Анатолия Бышовца лавров тогда не снискала, не сумев преодолеть групповой барьер. После европейского первенства Канчельскису предстояло сделать выбор: за какую национальную сборную – России, Украины или Литвы – ему выступать. Андрей предпочел Россию, прежде всего потому, что это давало ему реальный шанс выступить на чемпионате мира 1994 года, да и с партнерами по сборной СССР/СНГ расставаться не хотелось. Его дебют в российской команде состоялся 14 апреля 1993 года в отборочном матче группового турнира чемпионата мира со сборной Люксембурга (4:0), а уже в следующей отборочной встрече 28 апреля с венграми в Москве Канчельскис на 55-й минуте открыл счет, положив начало разгрому соперников (3:0), это был его первый гол за сборную.

Поколение отечественных футболистов, к которому принадлежит Андрей, кто-то жестоко окрестил потерянным – скорее всего, потому, что ни Онопко, ни Шалимов, ни Канчельскис, громко заявившие о себе в начале девяностых, ничего не выиграли на международном уровне. Лучшие достижения нашей сборной девяностых годов – попадания в финальные турниры чемпионатов Европы 1992 и 1996 гг. и мира 1994 г., где из девяти проведенных матчей россияне победили лишь в одном. Подписав пресловутое «оппозиционное письмо четырнадцати», Андрей не поехал на международный футбольный форум, проходивший в 1994 году в США, и не использовал, как потом оказалось, свой единственный шанс принять участие в первенстве мира.

Наверное, многие посчитают Канчельскиса баловнем футбольной судьбы. Шутка ли, поиграл в таких клубах, как «Манчестер Юнайтед», «Фиорентина», «Глазго Рейнджерс» бок о бок со Шмейхелем, Робсоном, Кантона, Гиггзом, Батистутой, Руй Коштой под предводительством Фергюсона, Раньери, Малезани, Адвоката, сумел найти себя за границей, познал вкус больших побед. Канчельскис наряду с Онопко, Мостовым, Карпиным является одним из самых удачливых и стабильных наших легионеров, преуспевших в ведущих европейских чемпионатах. В то же время не надо забывать, что таким Канчельскис сделал себя сам, простой кировоградский парень покорил футбольные вершины благодаря своему трудолюбию, таланту и мастерству.

О ком или о чем статья...

Канчельскис Андрей Антанасович