Войти

Два юбилея Виктора Карпова

«Самарские известия», 04.03.1997

Поколение Виктора Ивановича Карпова – дети войны. Они чуть-чуть не доросли до фронта. Прожорливая ведьма только дохнула им в лицо, отобрав отцов, игрушки, конфеты и оставив от классического бутерброда лишь кусок черного хлеба, и того не хватало. Может быть, потому они так единодушно, так страстно любили футбол? Он был для них не просто игрой. Это был культ. Боги недосягаемы, о них рассказывал по радио Вадим Синявский. А ближайший Олимп находился на стадионе «Локомотив». С него-то все и началось.

Детство Вити Карпова прошло на «болгарских огородах». Так называли овощные теплицы, которыми управлял Иван Иванович Карпов, отец. Огороды располагались от нынешнего Губернского рынка до универмага «Самара». Во время войны здесь стояла зенитная батарея, которая иногда по ночам палила в небо. Осколки снарядов застревали в крышах, падали наземь, становясь трофеями вездесущих мальчишек. Вдоль огородов шла покатая дорога в сторону вокзала, вся усыпанная битым стеклом с парников. По этой дороге местные пацаны с утра до темноты гоняли мяч. Баталии прерывались скудным обедом, а Виктор в это время лез на крышу конторы, где его ждали любимые голуби (он был заядлый «коржатник»). Конкуренцию ему составлял Саша Гулевский, державший голубей по другую сторону «болгарки», на улице Буянова. Рядом с огородами на Чернореченской стоял трехэтажный дом, где в каждом подъезде была своя команда. В одной из них играл Вовка Грунюшкин, у которого была камера. А у Карпова была покрышка. Утром мяч накачивали, а вечером спускали, и обе составляющие уносились по домам. Таков был неписаный ритуал. Играли в чем попало, а то и босиком. Зато какие отрабатывались удары!

В 1939 году пошли записываться на «Локомотив» – мечта рядом живущих мальчишек. Сказали: «Приходите через год, малы еще, а пока займитесь легкой атлетикой». Но королева спорта не пользовалась у пацанов уважением. Королем был футбол. Его не бросали даже в первые, самые трудные, годы войны. Не успевали заклеивать камеру. Рассказывает Владимир Александрович Грунюшкин: – В 43-м с Виктором снова пришли на «Локомотив». Взрослые почти все были на фронте. Было что-то вроде молодежной команды, где старшим был Колька Питерский. Мне он сказал: «Будешь центральным защитником». Карпова поставил в полузащиту. Как в воду глядел: так на всю жизнь и осталось. Дали старенькие майки, кое-какие бутсы. Какое это было счастье: красные с белой продольной полосой футболки и настоящее травяное поле! Играли со «Спартаком», ЗИМом, «Трудовыми резервами» и, как правило, выигрывали. Тренеров тогда не было, состав «делали» старшие…

Тогда же Витя Карпов поступил в механический техникум, который успешно окончил. Парень он был видный – высокий, стройный, с косой челкой черных волос на лбу по тогдашней моде. Любил музыку и танцы. Лучше всех «бацал» чечетку, а позже классно танцевал в «Дзержинке». У него первого появились пластинки Петра Лещенко и Александра Вертинского. Позднее, будучи уже известным футболистом, блистал на приемах за рубежом.

Рассказывает В.А. Грунюшкин: – Победу встретили на стадионе. 9 мая после сообщения Левитана по радио все прибежали на «Локомотив». Великая была радость! Вспоминали, как в войну в павильоне пекли блины на сале «лярд», пили чай с сахарином, слушали в заиндевевшей комнатушке репортажи Синявского…

В 1946 году разыгрывалось первенство Поволжья, где играл «Локомотив». Уже тогда на Витю Карпова обратили внимание специалисты. Он был атлетичен, быстр, хорошо бил с обеих ног. Достиг всего своим трудом: раньше всех приходил на тренировки, позже всех уходил, заставляя пацанов накидывать ему мячи. И бил, бил, бил…

В ту пору кумиром всех ребят были, конечно, «Крылышки». Надеть заветную форму мечтали все. В команде шла смена поколений. Приглашены были Н. Поздняков, А. Гулевский, настала очередь Карпова. 1 января 1947 года он был зачислен в команду. Начались тренировки. Первый весенний сбор в Сочи. Первая неожиданность для болельщиков и локомотивских приятелей: с юга он возвращается игроком основного состава. Сказались его трудолюбие и несомненный талант. Кроме того, у Виктора была отменная физическая подготовка, секрет которой в том, что он, как и многие в те времена, играл в хоккей с мячом. Его партнерами были А. Гулевский, И. Ширяев, А. Федоров, а Галимзяна Хусаинова даже приглашали в московское «Динамо».

В дальнейшем Карпов прочно занял в «Крыльях» место правого полузащитника. Росла команда, рос и Карпов. В 1951 году заняли в первенстве страны 4-е место – высший результат за всю историю. Бронзовые медали уступили донецкому «Шахтеру» лишь по разнице мячей.

Вот этот исторический состав: В. Корнилов, А. Скорохов, В. Мурзин, И. Ширяев, В. Карпов, Н. Поздняков, Б. Смыслов (Н. Зайцев), В. Ворошилов, Ф. Новиков. Почти все коренные куйбышевцы. За этот успех всем было присвоено звание «Мастер спорта».

За 266 игр В. Карпов забил 33 гола. Особенно интересен был гол с углового удара в 1948 году в ворота минских динамовцев на их поле. Наши проигрывали 0:2. В конце первого тайма Карпов с углового отыграл один мяч, а во втором Н. Зайцев сравнял счет. В те годы было много классных левых полусредних, против которых приходилось играть Карпову. Многим запомнились его поединки с В. Бобровым, А. Гогоберидзе, а С. Сальников прямо говорил, что не любит, когда его «держит» Карпов.

Успехи Карпова росли. На него стали обращать внимание тренеры клубных и сборных команд. Он провел 60 международных встреч. Только в турне по Индии сыграл 11 матчей за вторую сборную СССР. Его приглашали в заграничные поездки динамовцы Киева, торпедовцы Москвы, ленинградские «Зенит» и «Трудовые резервы». Особенно запомнились ему поездки с московским «Динамо» в 1948 и 1954 годах, куда приглашал его М. Якушин и где он играл с Л. Яшиным. Лев Иванович полушутя жаловался на тренировках, что от ударов Карпова у него горят руки.

Все годы он был капитаном «Крылышек», которым оставался верен всегда. Даже когда выходил с капитанской повязкой в составе сборной РСФСР на Спартакиаде народов СССР. В 1955 году Карпову присвоено звание «Заслуженный мастер спорта», а еще через пять лет, счастливо избежав серьезных травм, он покидает футбольное поле в качестве игрока и становится тренером команды «Крылья Советов». В тот же год он получает диплом Куйбышевского пединститута.

В один момент ярко проявилось тренерское чутье Виктора Карпова. Старший тренер А. К. Абрамов хотел отчислить как бесперспективного юного Бориса Казакова. Карпов упросил его этого не делать, дать время молодому футболисту проявить себя. И оказался прав: Борис стал «звездой» команды, а затем – игроком сборной страны.

В 1961 году Виктор Иванович стал старшим тренером команды и заслуженным тренером РСФСР. Начались годы плодотворной работы. До сих пор его ученики с благодарностью вспоминают уроки на футбольном поле. Карпов воспитал целую плеяду замечательных игроков. Таких, как заслуженный мастер спорта Г. Хусаинов, мастера спорта В. Бреднев, Б. Казаков, В. Соловьев, А. Казаков, А. Жуков, Г. Широчкин, Ю. Капсин, братья Г. и В. Сахаровы, Н. Осянин, Б. Спиркин, Ю. Ревебцов и другие. Его ученики Г. Сарычев и Г. Сахаров сами стали заслуженными тренерами республики.

Был один, безусловно, исторический сезон в период его тренерства. В 1964 году «Крылья» вышли в финал Кубка СССР. Счастье было так близко, так возможно. Но киевляне буквально вырвали победу – 1:0.

Карпову в 1968 году присвоили высшее звание – «Заслуженный тренер СССР». Увы, следующий год стал последним годом его работы в «Крыльях». Потом были несколько лет тренерской работы в разных командах, еще позже – работа в облспорткомитете. Он курирует областной футбол, ищет новые таланты. Но лучшие годы он отдал родным «Крылышкам».

Поздравляя Виктора Ивановича с 70-летием и 50-летием прихода в большой футбол, все самарские болельщики желают ему здоровья и многих счастливых дней!

Хмельницкий Юрий

О ком или о чем статья...

Карпов Виктор Иванович