Войти

Андрей Каряка: «Бывает трудно… Бывает всяко…»

«Мой футбол», 28.08.2002

В российских средствах массовой информации футбольный путь Андрея Каряки сравнивают с историей про Золушку…

На Золушку на самом деле Андрей не очень похож, но стремительное развитие его карьеры и вправду удивляет. Казалось не так давно: ну ничем он не примечательный футболист, этот Андрей Каряка. Даже известные украинские селекционеры его особо не замечали. Воспитанник днепропетровской футбольной школы, в 1995 году он перебирается в Запорожье, а через год выходит на поле в составе местного «Металлурга». В 1996-м дебютирует в чемпионате и Кубке Украины, забивает первый гол в официальных матчах. В 1998-м переходит в киевский ЦСКА, составе которого принимает участие в матчах за ныне уже существующий Кубок кубков. А летом 2000 года приезжает на просмотр в Самару, к Александру Тарханову, который в летний период дозаявок срочно ищет футболистов, способных усилить команду.

Вместе с Карякой на смотрины в «Крылья Советов» приехали еще три футболиста, и судьба этого квартета должна была решиться после контрольных матчей с тольяттинской «Ладой». Тарханов оставил в команде только Каряку. И вовсе не потому, что Андрей очень уж хорошо сыграл против команды первого дивизиона. Скорее тренер разглядел нечто такое, чего не сумели увидеть в нем украинские специалисты.

В год своего дебюта полузащитник сыграл всего пять матчей, но уже на следующий год провел в составе «Крыльев» 28 игр и забил 9 голов. Стартовый отрезок того чемпионата левый хавбек самарского клуба провел столь ярко, что обратил на себя внимание главного тренера национальной сборной Олега Романцева, чьей команде предстояли решающие матчи за попадание в финальную часть чемпионата мира.

Внимание Романцева к Каряке было обусловлено не только яркой, техничной игрой футболиста, но и его позицией на поле – левый хавбек. Игроков этого амплуа с российским гражданством, которые были бы достойны приглашения в сборную, тогда не наблюдалось. Аленичев, Измайлов, Гусев закрывали эту позицию, так сказать, по совместительству. Каряке предложили российское гражданство. И был скандал. Россия и Украина в очередной раз «сцепились» за право обладать талантливым футболистом. По версии наших соседей, Каряка был заигран за молодежку, ему грозили дисквалификацией; российская сторона утверждала, что товарищеский матч с Болгарией (выигранный «жовто-блакитными» со счетом 6:1) официальным считать не следует. Но в Японию Андрей все же не попал. Его «отцепили» от национальной команды в последний момент… Нынешний сезон складывается для футболиста не менее удачно, чем предыдущий. Забивает, отдает, по полной программе отрабатывает в обороне. В Самаре его обожают. Тихонов и Каряка, по мнению самарских болельщиков, именно те футболисты, которые способны сделать «Крылья Советов» чемпионами. Пусть не в этом году, а в следующем.

Новый главный тренер национальной сборной Валерий Газзаев сначала включил Каряку в расширенный список кандидатов, а затем и вызвал на товарищеский матч со шведами…

– Андрей, как вам игра со шведами показалась? Какие ощущения, впечатления?

– Хорошая игра получилась. Зрителям, думаю, понравилась. Жалко только, что не выиграли, моментов много хороших упустили. Но играли неплохо.

– А свою игру как оцениваете?

– Есть кому оценивать мою игру.

– Что, никакой самооценки?

– Для себя-то, конечно, оценил. Но для себя…

– Газзаев что после игры говорил вам, команде?

– Валерий Георгиевич поблагодарил всех ребят, пожелал удачи в клубах и сказал, что очень надеется на то, что, когда мы будем собираться в следующий раз, среди нас не будет травмированных.

– Как себя ощущаете в новой сборной?

– Нормально ощущаю. Никаких проблем в плане общения. Жили в одном номере с Вячеславом Даевым – ладили отлично.

– А если сравнивать тренировки Газзаева и Тарханова, разницу найдете?

– Конечно, различия есть, но проблемы в этом не вижу. В Бору прошло несколько теоретических занятий, из которых, в принципе, стало понятно, чего хотят тренеры сборной от каждого игрока.

– Как думаете, реально сейчас пробиться в основной состав национальной команды?

– Опыта у меня маловато… Вот и на чемпионате мира не сыграл. А реально или нет, даже не знаю. Наверное, реально. Нужно в играх за «Крылья Советов», на каждой тренировке сборной показывать все, на что способен. И тогда, может быть, место в основе я завоюю.

– Как вы можете объяснить тот факт, что украинские селекционеры вас по сути проглядели?

– Проглядели? Я бы так не сказал. Просто в тот момент глядеть было особо не на что. Я, мягко говоря, не блистал в украинском чемпионате. Возможно, это связано с травмой. Повреждение было достаточно серьезным, я долго лечился. Соответственно, не играл почти. А когда не играешь, тебе перестают доверять. Так со мной и случилось, год во второй команде… Поэтому, наверное, и не разглядели. А молодежная сборная Украины как раз в то время и формировалась. Не успел.

Кстати говоря, кумирами маленького Андрея были его знаменитые земляки: Геннадий Литовченко и Олег Протасов. Естественно, мальчик хотел играть в родном «Днепре» – ведь он закончил днепропетровское училище олимпийского резерва. Но началась его карьера в Запорожье.

– Долго колебались перед выбором: Россия или Украина?

– Нет. Хотя без сомнений, конечно, не обошлось. От момента приглашения до момента принятия российского гражданства прошло достаточно много времени, чтобы все хорошенько обдумать. Окончательно все для себя решил после разговора с президентом «Крыльев Советов» Германом Ткаченко и главным тренером Александром Тархановым. Оба они советовали играть за российскую сборную, ведь, выступая в «Крыльях», я буду постоянно находиться в поле зрения тренеров. Так что я уже был готов и особо не колебался.

– Как на Украине восприняли ваше решение? Помнится, даже был уволен отвечающий в сборной Украины за селекцию Олег Базилевич…

– Да, по-моему, без особых проблем. Меня же никто особо не знал, ничего выдающегося я не показывал. Так что слов типа «предатель» в свой адрес слышать не приходилось. А что касается Базилевича… Решение ведь я сам принимал, верно? При чем тут Олег Петрович, в чем его вина – вообще не пойму.

– Говорят, было приглашение и из Узбекистана играть за сборную этой страны?

– Это вообще было первое поступившее предложение в плане сборной. Мы тогда в Болгарии были на сборах, там проходил турнир, в котором принимала участие и сборная Узбекистана. Подошли представители федерации и предложили играть за узбекскую сборную. Я не захотел.

– Что, усмотрели у вас узбекские корни?

– Нет. Насколько я знаю – никаких. Но это достаточно распространенная в мире практика. Если есть сильный спортсмен, нигде «не заигранный», почему бы ему не предоставить гражданство, не привлечь его в свою сборную?

– Первый матч за российскую команду хорошо помните?

– Конечно. В матче с греками это было. Сыграл так себе, но нужно сделать скидку на сильное волнение, ведь не ожидал я, что в основе выйду. После первого тайма заменили.

– Положа руку на сердце, рассчитывали поехать на чемпионат мира?

– Ну что значит рассчитывал? Может быть, и рассчитывал, кому же не мечтается сыграть на чемпионате мира? Хотелось бы, конечно, поехать, но кого в сборную брать, а кого не брать, решает главный тренер. Если не взяли, значит, были ребята посильнее меня.

– Когда поняли, что остаетесь дома?

– Когда не попал в окончательный список. Когда же еще?

– Какие команды понравились, какие игроки запомнились?

– Сборная Бразилии – разве может эта команда не понравиться? Из футболистов – Ривалдо и Роналдо.

– А из тех, кто на «вашем» левом фланге играл?

– Тоже бразилец. Роберто Карлос.

– Многие клубы сейчас действуют с фланговыми челноками. Как считаете, сможете в одиночку закрывать весь фланг?

– Когда еще за вторую команду киевского ЦСКА выступал, периодически по всей бровке играть приходилось. Полностью закрывал «свой» фланг – вроде получалось неплохо. У каждого тренера своя расстановка. Кто-то предпочитает играть с двумя игроками на фланге, кто-то – с одним. Александр Федорович обычно выставляет на бровку двух футболистов. Если он решит, что одного на левом фланге будет достаточно и этим футболистом должен быть Андрей Каряка, то так и будет. Ничего особенно сложного в таком раскладе я не вижу.

– С каким чувством смотрели матчи сборной на чемпионате мира? На левом фланге играл Семшов, который вообще не привык играть на краю…

– На эту тему старался не думать. Бессмысленно это. Зачем? Просто болел за наших и хотел, чтобы российская команда прошла как можно дальше.

– Тем более нам досталась самая слабая группа…

– Да не слабая она была. Может быть, не суперсильная, но, простите за банальность, слабых на чемпионатах мира не осталось. Вспомните, сколько команд, которых перед стартом считали слабыми, дошли до 1/8 финала, до четвертьфинала…

– Каждый человек, наверное, иногда должен оценивать свои возможности, сравнивать себя с другими. Опять же, на фоне обнародованного Валерием Газзаевым списка кандидатов, кого можете назвать своим конкурентом в борьбе за место левого хавбека? Соломатина? Аршавина?

– Вы сами всех и назвали. Может быть, сюда можно добавить Марата Измайлова, который при Романцеве появлялся на позиции левого полузащитника. Наверное, все они и будут моими конкурентами.

– Кто из игроков вашего амплуа нравится в России и за рубежом?

– Наверное, все тот же Роберто Карлос. Хотя он и футболист более оборонительного плана. А из атакующих людей очень нравится Зе Роберто, который в «Байере» играл, а сейчас перешел в «Баварию».

– Как считаете, на скольких позициях реально сможете сыграть?

– В юношеские годы меня в нападение ставили. И ничего, забивал. Когда на Украине моя команда играла по схеме 4-3-3, играл правого форварда. Потом «под нападающими», в центре полузащиты… Основное же амплуа, конечно, – середина, левый фланг. На бровку меня поставили в запорожском «Металлурге» – моей первой команде. Плохо или хорошо получалось – судить не мне. Но опыт есть. Так что если поставят на правый фланг или еще куда-нибудь, надеюсь, не подкачаю…

– Удобно ли правоногому футболисту играть на левом фланге? Вроде как навешивать в штрафную неудобно… Пробовали когда-нибудь играть справа?

– Нормально. От меня требуют почаще смещаться в центр, а с левого фланга, под правую ногу, это делать очень удобно. А насчет смены фланга я уже говорил, что приходилось играть правым нападающим. В «Крыльях» же я только однажды сыграл справа, и ничего хорошего из этого не получилось.

– Левую ногу тренируете?

– Конечно. По окончании каждого занятия у нас каждый работает по индивидуальной программе. Я пытаюсь «подтянуть» левую. Всегда в большой цене игроки, у которых мало недостатков. Надо уметь делать все, одинаково хорошо играть обеими ногами.

– Год назад вы говорили, что считаете технику своим слабым местом. Сейчас считаете так же? И что это такое в вашем представлении – техничный футболист?

– Не слабым. Я немного по-другому говорил. Все писали, что я – очень техничный. Но если сравнивать меня с каким-нибудь бразильцем, как думаете, буду я на его фоне технарем смотреться? Вот и я думаю, что не буду… Я не то чтобы считаю себя «деревянным», но и акцентировать внимание на моей «супертехнике», уверен, не стоит.

– А существует лично для вас эталон техничного футболиста?

– Зидан, наверное. Все умеет с мячом делать… И еще, как минимум, полсостава бразильской сборной.

– В большинстве своем лучшие футболисты России играют в Москве. И уровень жизни повыше, и уровень оплаты труда… Скажите, а в московские клубы вас не приглашали играть?

– Ходили по этому поводу какие-то слухи, но конкретно ко мне никто не обращался.

– А заграничные варианты продолжения карьеры были?

– Опять же я об этом ничего не знаю. Может, и были.

– Ну а вообще думали когда-нибудь на заграничную тему? Скажем, в каком чемпионате себя представляете?

– Думал, было дело. Если все пойдет нормально, будут варианты, хотелось бы поиграть в английском чемпионате. Хотелось бы. А вот так, чтобы «представляю», – такого нет.

– Летом 2000-го кроме Самары имелись у вас варианты продолжения карьеры?

– Так я в Самару не играть ехал, а просматриваться.

– Вы устроили «Крылья», «Крылья» устроили вас?

– Главное – я их устроил.

Кстати говоря, фамилия Андрея породила целую массу кричалок. «Бывает трудно, бывает всяко, но все поправит Андрей Каряка!»; «Лучшая закусь – пирог кулебяка. Знает об этом Андрюха Каряка»; «Украинцам и полякам – всем забьет Андрей Каряка!» – вот далеко неполный перечень элементов народного творчества, связанного с фамилией Каряка. Заметим, что многие оставшиеся за «кадром» – непечатные…

– Как вам условия жизни и работы на берегах Волги?

– Нормальные условия. Все в порядке. Базу хорошую построили. Люди футбол очень любят, и стадион всегда полон. Город красивый. Или вы финансовые условия имеете в виду?

– Ну раз уж заговорили о финансах…

– Вот про них я говорить ничего не буду, ладно?

– Как думаете, чего реально смогут добиться «Крылья Советов» в этом чемпионате?

– Повторить прошлогодний результат уж точно должны. Хотя руководство ставило задачу занять место выше пятого. Думаю, четвертое место нам по силам. Хотелось бы, конечно, и в тройку попасть, но очень уж далеко от всех убежали «Локомотив», «Спартак» и ЦСКА. Наверное, мы сами виноваты – притормозили.

– Не кажется вам, что пятое место, занятое в прошлом году, – потолок для нынешней команды?

– Если судить строго по игре, такого впечатления нет. Напротив, в какие-то моменты обидно становится. Со многими не то что на равных играли, но и превосходили их. «Локомотив» вот остановили, со «Спартаком» совсем чуть-чуть не повезло, не хватило самой малости… По игре, думаю, никому не уступили.

– А ЦСКА, которому вы дважды проиграли?

– ЦСКА – это отдельный разговор.

– Почему тогда «Крылья Советов» так сильно отстали от тройки лидеров, если, как вам кажется, по игре не слабее?

– На выезде что-то не ладится. Не сказал бы, что существует некая боязнь гостевых матчей, но что-то не клеится именно в гостях. Что именно – объяснить не могу. Вот сейчас вернулся в состав Андрей Тихонов, и дела вроде бы начали налаживаться.

– Кто, на ваш взгляд, станет чемпионом в этом году?

– Америки не открою: кто-то из лидирующей сейчас тройки.

– Кубок Интертото что-то дал «Крыльям Советов», лично вам?

– Думаю, что очень многое. Некоторые ребята в первый раз участвовали в матчах столь высокого уровня, Самара впервые увидела еврокубки. Плюс хороший урок. Очень интересную науку нам преподали в выездном матче с «Виллемом». Мы думали, что результат уже сделан – и поплатились за это. Вылетели. Хотя должны были проходить эту голландскую команду.

– То есть причина поражения в недооценке соперника, а не в том, что «Виллем» посильнее «Крыльев Советов»?

– Они не сильнее – это точно. И дело даже не в том, что мы недооценили «Виллем». Скорее переоценили свои возможности.

Казаченков Артём, Третяк Антон

О ком или о чем статья...

Каряка Андрей Константинович