Войти

Анатолий Бобров: «Было время молодое, спортивное и удалое»

«Липецкая спортивная газета», 20.07.2011

Известная в спортивном мире фамилия не имеет прямого родственного отношения к этому человеку, но схожесть пристрастий объединяет двух Бобровых - московского Всеволода и липецкого Анатолия.

Оба они играли и в футбол, и в хоккей. Правда, наш земляк, которому в этом году исполнилось 75 лет, играл в основном не в шайбу, а в мяч... Корреспондент «ЛСГ» встретился с ветераном липецкого спорта. Вот что он рассказал о себе, футболе, хоккее с мячом и временах своей спортивной юности.

«Искра»и «Торпедо»

- Жил я в детстве и юности на улице Ленина, в самом её начале, где теперь остался один Дом Мастера (бывший дом провизора Вяжлинского). Остальных уж нет: снесли, когда расширяли Верхний парк...

Там и жила наша семья. Мать - коренная липчанка Елизавета Гавриловна, в девичестве Банных. Отец - Филипп Моисеевич, родом с Кубани. Он погиб, и я его практически не помню. Брат Юрий, ныне покойный, сестра Нина и ещё один брат Володя.

- Анатолий Филиппович, что помните о своём спортивном детстве?

- В детстве мы играли в футбол - там, где сейчас стоит памятник Ленину. Обычно перед майскими праздниками на этом месте сооружали трибуну для торжественных мероприятий. Примерно перед ней на полянке мы ставили ворота и играли весной и осенью. А летом уходили гонять мяч на островок на реке Воронеж, который мы называли «Мараканой». Зимой же весь Липецк собирался на Петровском пруду (ныне осушен - Прим.авт.), где устраивалось массовое катание и проходили игры по хоккею с мячом.

- Кто обучал вас азам футбола?

- Тренировался я в 13-14 лет самостоятельно. Брал футбольный мяч, спускался в Нижний парк, там его прятал и пробегал трёхкилометровый кросс. Потом делал 12 рывков по 30 метров - и всё до пота. Затем начинал жонглировать мячом или набивать его о стеночку внешней и внутренней стороной стопы. И так не меньше часа. Искупаешься в речке, придёшь домой, выпьешь молока и лежишь - ждёшь, когда на «Маракане» начнут собираться ребята. И уже вместе с ними продолжаешь свою тренировку...

- Какой коллектив был первой взрослой командой в вашей биографии?

- Липецкая «Искра» - была такая команда на рубеже 40-50-х годов прошлого века. Она выступала в первенстве города и области (сначала Воронежской, а потом Липецкой), представляла воинскую часть 53918, базировавшуюся в нынешнем военном городке и проводившую свои домашние игры на стадионе, который располагался на месте нынешнего памятника авиаторам. Состав у «Искры» в 1953 году был таким: вратарь Виктор Петунин, защитники Виктор Шлыков, Сергей Швыков, Анатолий Ситнянский, Александр Дергис, полузащитники Вячеслав Земан (капитан команды), Николай Антонов, нападающие Александр Кургузкин (будущий директор Липецкого трубного завода), Владимир Киселёв, Альберт Певзнер, Вилли Андросов и я.

- Что было потом?

- Помню, как меня приглашали в липецкое «Торпедо», тогдашний флагман областного футбола. Как-то жонглировал я мячом у себя во дворе, стучал, как говорили тогда, о стеночку. Смотрю, подъезжает «Победа» (по тем временам их в Липецке можно было по пальцам сосчитать, и на одной из них ездил директор Липецкого тракторного завода Василий Клименков - член президиума ВЦСПС, да к тому же ещё и генерал-лейтенант по военному ведомству!). Из машины выходит игрок «Торпедо» Николай Бабенко (потом он носил фамилию Бабенков - Прим. авт.) и приглашает меня к директору ЛТЗ. Я, в чём был - в галошах и домашней одежде, так и поехал в заводоуправление. Зашли мы к Василию Яковлевичу, а тот прямо с порога говорит: «Будешь, Бобёр, у меня играть?!». Я к приглашению в «Торпедо» был готов, только удивился, почему меня приглашает не тренер команды Пётр Иванович Петров, а лично глава предприятия, на котором базировался футбольный коллектив...

- Назовите боевой состав липецкого «Торпедо» тех времён.

- Вратари Пётр Истомин и Валерий Петров, защитники Александр Дергис, Анатолий Решетов, Валерий Лизнёв, Пётр Сурнин, полузащитники Пётр Иванович Петров (играющий тренер, заслуженный мастер спорта СССР), Иван Косоротов, Иван Семиколенов, нападающие Алексей Азарин, Анатолий Дятчин, Юрий Дергач, Виктор Углинский, Николай Бабенко и я.

- Долго вы были торпедовцем?

- В армию меня забирали в сентябре 1955 года. Вернулись мы, по-моему, после игры в Смоленске в Липецк. Пришёл домой, лёг спать, а под утро, слышу, стучат. Полусонный открываю дверь, смотрю, стоит военный - капитан. На меня: «Ты Бобров?». «Я», - отвечаю. А он в ответ: «Ты, сволочь! Я тебя на Сахалин служить отправлю! Почему в военкомат не являешься?!»

А я к этому времени уже был предупреждён представителем Воронежского военного округа (существовал до 1960 года - Прим. авт.) капитаном Пискуновым Владимиром Степановичем, что буду служить в Воронеже. Но оказалось, что на воинском учёте я почему-то не состоял. А тут в военкомат пришла телеграмма из Воронежа. Так я в течение трёх суток оказался в Советской Армии.

В окружном Доме офицеров

- Кто из липецких футболистов служил вместе с вами?

- В Воронеже к этому времени уже был игравший, как и я, в липецком «Торпедо» Петя Истомин - в дальнейшем заместитель директора ЛТЗ. Причём он играл прилично не только в футбол, но и в ручной мяч. И его приглашали выступать на первенство СССР за Тамбовское военное училище.

А в 1956-м к нам, также в сентябре, прибыл Олег Копаев из Ельца - будущий известный советский футболист, долгое время выступавший в ростовском СКА.

Кроме Копаева у нас, кстати, играл Михаил Ермолаев - будущий игрок ЦСКА и олимпийской сборной СССР, заслуженный мастер спорта. Уже играя за московских армейцев, он получил травму в товарищеском матче с горьковским «Торпедо», после которой лишился почки, но продолжил играть. Кстати, тогда Мишка травму получил не без участия своего же - армейца Германа Апухтина. Того самого, который на закате своей карьеры выступал в липецком «Металлурге».

«Если бы можно было без обеих почек жить, всё равно играл бы!», - говорил он потом, когда мы сидели с ним в ресторане «Восход» на площади Героев. Тогда Михаил приезжал в наш город в качестве старшего тренера то ли севастопольского СКЧФ, то ли тираспольской «Звезды».

- В ОДО вы играли также и в хоккей с мячом?

- Обязательно. Помню, был случай. Зимой 1955-1956 годов воронежская военная хоккейная команда играла в Свердловске. Наш игрок Женька Магницкий вышел один на один с вратарём, а голкипер слишком далеко выкатился из ворот и воронежский хоккеист отправил мяч в сетку. А тогда оштрафованные хоккеисты находились за воротами, вот один из них взял и выбил игровой снаряд из ворот. Судья этой фривольности не заметил и гол не засчитал…

Потом, кстати, тамбовчанин Магницкий, а также куряне Мишка Евдокимов, Владимир Ордынец играли за курский «Труд», выступавший несколько лет в конце 50-х - начале 60-х годов в классе «А» чемпионата СССР по хоккею с мячом.

- Своего тренера в Воронеже помните?

- В воронежском ОДО тренером у нас сначала был Алексей Иванович Медведев, потом стал Борис Сергеевич Герасимов. Если о первом у меня остались только хорошие воспоминания, то о втором такого сказать не могу. Может быть, он и был грамотным специалистом, но, на мой взгляд, как-то неправильно тасовал ребят. А ещё перед каждой игрой он приводил своего сына, который играл нам на аккордеоне.

- Чем ещё запомнилась служба в армии?

- Военная команда «Искра» в Липецке существовала благодаря фанатично любящим футбол людям. Таким, как командир части полковник Павел Алхов и его заместитель по политической части майор Владимир Степанов. С тем же явлением я столкнулся и в воронежском ОДО, который мог конкурировать с командами мастеров. И всё это не без помощи начальника Воронежского гарнизона полковника Александра Агеева. Когда ребята-футболисты попадали на гауптвахту, он всегда их отпускал. А главным футбольным заводилой был первый заместитель командующего войсками округа генерал-лейтенант Владимир Щербаков.

- Кто-то из ваших одноклубников, кроме Михаила Ермолаева, потом гостил в Липецке?

- После демобилизации один из моих сослуживцев защитник Александр Зятковский, которого, кстати, привлекали в воронежский «Труд», приехал со мной в Липецк. Вместе играли за «Свободный сокол». Правда, любил Зятковский выпить перед матчем. Так вот была такая хохма. Спрашивают у Зятковского: «Саша, как у тебя получается играть после того, как ты 150 «шлёпнешь»? Когда бегаешь по полю, то и трезвая голова не всегда работает…» А он в ответ: «Я, когда выпью, мне удобнее по мячу попадать. В глазах двоится - два мяча вижу, бью между ними и никогда не промахиваюсь». И ведь хорошо играл! Не сказать, что быстро бежал, но его сложно было позиционно обыграть.

Да, было время молодое, спортивное и удалое…

И снова Липецк...

- Как сложилась ваша жизнь после Воронежа?

- Отслужив, приехал в Липецк, стал работать на заводе «Свободный сокол» и играть в местной команде, тренером которой был Юрий Вейшторт (в 1956 г. тренер ворошиловградского «Авангарда» - Прим.авт.). Но с семью классами образования своего будущего я не видел. Поступил в металлургический техникум, потом окончил политехнический институт. Кстати, наш выпуск, в 1974 году, был первым. И затем до самой пенсии работал на «Соколе».

- Какой состав был у сокольского «Металлурга» в середине 60-х годов?

- Я играл вместе с такими ребятами: вратари Алексей Тюленев, Вадим Петрукевич, защитники Алексей Чуносов, Лев Червонов, Эдуард Бобылкин, Вячеслав Пахомов, Владимир Урываев, полузащитники Пётр Дорохов, Валерий Шальнев, Виктор Меренков, Анатолий Лозовой, нападающие Виктор Поляков, Анатолий Косовец, Анатолий Букреев, Сергей Ткаченко.

- Другие Бобровы в Липецке в футбол и хоккей играли?

- Я сам любил играть в хоккей и сыновей своих - Романа и Севку - отдал в этот вид спорта. Правда, к тому времени в моде в нашем городе уже была «шайба». И Всеволоду, кстати, такое имя дали в честь прославленного советского футболиста и хоккеиста Всеволода Боброва. Его приглашали играть в Санкт-Петербург, а Романа - в омский «Авангард», где работал заслуженный тренер России Леонид Киселёв.

С хоккеем у них по большому счёту ничего не получилось, но, как говорится, что не делается - всё к лучшему.

О ком или о чем статья...

Бобров Анатолий Филиппович