Войти

Реквием по легенде

«Волжская коммуна», 31.03.2012

В четверг в последний путь проводили форварда «КС» Анатолия Кикина.

– Это кого ж хоронят-то, что одни мужики собрались? – обронила на ходу немолодая женщина, проталкиваясь сквозь толпу к подъезду, из которого вот-вот должны были вынести гроб.

Попрощаться люди пришли с Анатолием Кикиным – одним из самых великих и, в то же время, одним из самых скромных куйбышевских футболистов. Только в четверг, когда его провожали в последний путь, многие его соседи по девятиэтажке на углу Клинической и Чернореченской, узнали, что, оказывается, жили бок о бок с самой настоящей легендой футбола Хотя откуда могли-то, если маячить на телеэкранах он не любил, в грудь себя по поводу и без оного не колотил. И вообще совершенно искренне считал, что никакого особого внимания со стороны окружающих не заслуживает.

Анатолий Кикин. Абсолютно все любители футбола, хоть что-то знающие об истории «Крыльев Советов», в курсе, что именно он забил два мяча в ворота Льва Яшина в полуфинальном матче Кубка СССР 1964 года. И его дубль вывел команду в финал. Кто-то, возможно, добавит, что еще Кикин – родом со 116-го километра. Вполне возможно, что этим их знания о нем и исчерпываются. А ведь этот незаурядный футболист провел за «Крылья Советов» семь сезонов и забил в 117 матчах чемпионата СССР 14 мячей. Более чем достойный результат для крайнего нападающего скромной команды, которая каждый год сражалась за выживание и которой каждый гол давался с превеликим трудом.

«Да ты потому забиваешь, что и сам не знаешь, куда полетит мяч после твоего удара», – беззлобно подтрунивали над ним товарищи по команде. Анатолий Кикин и вправду считался далеко не самым техничным футболистом. Даже по меркам пусть и легендарной, но все равно по сути «рабоче-крестьянской» куйбышевской команды. Но у него было другое – скорость, страсть, бесстрашие и готовность в любой ситуации биться до конца. Стержень, одним словом, который позволял никогда не обижаться на шутки, знать себе цену и всегда оставаться самим собой.

Согласитесь, очень редкие качества для нашего футбола, где принято надувать щеки, кратно себя переоценивать и смотреть на окружающий мир не то чтобы свысока, но как-то всегда немного со стороны.

Возможно, Михалычу – как звали его и бывшие одноклубники, и игроки «Крыльев» в тренерский штаб которых он входил, бесстрашному и по-хорошему наглому на поле, в обычной жизни как раз этого последнего качества немного и не хватило. Он с успехом окончил ВШТ (высшую школу тренеров). Он всегда прекрасно ладил с футболистами, которым многое мог не только объяснить, но и показать. Однако же на первые роли совершенно не стремился. Не было у него таких амбиций, а спортивные начальники не захотели увидеть в нем человека, которому можно доверить большое дело. И очень даже зря. Ведь он, работая вторым тренером, не просто всегда тянул на себе основной воз этой нелегкой работы, но еще и оставался самостоятельным и независимым человеком, со своей точкой зрения и своими принципами.

Летом 1990 года главный тренер «Крыльев Советов» Виктор Антихович почти на месяц покинул команду, отправившись на чемпионат мира в Италию. Такое тогда было время – поездки за границу приравнивались чуть ли не к межгалактическим путешествиям, и, получив такой шанс, люди забывали обо всем. Но без Антиховича, под руководством Анатолия Кикина, команда взяла важные очки в чемпионате и показала при этом красивый атакующий футбол. Руководство авиационного завода, курировавшее тогда команду, решило премировать футболистов, не дожидаясь возвращения главного тренера. Анатолий Кикин, прекрасно зная, что это тому не понравится, все равно распределил премиальные между ребятами совсем не так, как это сделал бы Антихович. У Михалыча было совсем другое чувство справедливости. За что его футболисты и уважали.

Через два года – в 1992-м, когда в Швеции проходил уже чемпионат Европы, Кикин вновь остался в «Крыльях» за главного. В чемпионате России тогда был перерыв. И самарская команда отправилась на товарищеский матч в Набережные Челны. На игру приехал и один самарский спортивный журналист, которого Антихович почему-то считал врагом «Крыльев Советов». Но у Анатолия Кикина было на сей счет прямо противоположное мнение, и он сам пригласил этого опального газетчика вернуться в Самару с командой на клубном чартере. Хотя отлично понимал, что главному тренеру, после его возвращения домой, добрые люди наверняка расскажут об этой неслыханной самодеятельности его помощника.

Болел Анатолий Михайлович уже давно, но домашних матчей «Крыльев Советов» все равно старался не пропускать. Хотя видно было, с каким трудом даются ему эти ступени, ведущие на трибуну. Кикин не уставал сокрушаться во время некоторых матчей: «Что ж они не бегают-то! У них же сил должно быть – ого-го!» Те, кто помнят Анатолия Кикина-футболиста, не дадут соврать: он имел полное право на такие суждения, поскольку сам ни в чем подобном замечен не был. Во дворе на углу Клинической и Черореченской в четверг об этом говорили много.

Сегодня на «Металлурге» в память об Анатолии Михайловиче Кикине будет минута молчания. И игроки «Крыльев Советов» выйдут на матч с «Краснодаром» с траурными повязками. Может, все-таки сыграют так, как ему бы понравилось?

Бабешкин Андрей, Крыльев Роман

О ком или о чем статья...

Кикин Анатолий Михайлович