«Самарские известия», 11.09.2004
В минувший четверг в отеле «Ренессанс» прошла презентация новобранцев футбольной команды «Крылья Советов». Помимо пяти игроков, дозаявленных самарцами в летнее трансферное окно (вратарь Александр Макаров из махачкалинского «Анжи», южноафриканский защитник Мэттью Бут из «Ростова», полузащитники ганец Кингстон из тель-авивского «Хапоэля» и нигериец Темиле из софийского «Левски», нападающий Рони из казанского «Рубина»), на ней присутствовали президент клуба Герман Ткаченко и заместитель генерального директора Владимир Константинов. Большая часть вопросов была адресована Герману Ткаченко, но и футболисты без внимания, конечно же, не остались. Итак, что говорили участники презентации.
О новичках
Ткаченко: – Думаю, с новыми членами нашей семьи – я имею в виду новичков нашей команды – достигнуть поставленной на сезон цели будет легче. Эти ребята прошли кастинг по игровым и человеческим характеристикам. С такими футболистами в составе наш потенциал стал еще большим.
О борьбе за медали
Ткаченко: – Мы перед началом сезона ставили цель выступить намного лучше, чем в прошлом году. Пока выполнять эту цель получается. Но нельзя забывать и о факторе удачи – он обязательно должен присутствовать. Что касается субботнего матча с «Зенитом», то он, конечно, важный, ведь встречаются лидеры чемпионата. Но я бы не стал называть эту игру решающей. Все-таки впереди еще немало туров и будет возможность исправить положение. Против «Зенита» будем играть на победу – как и в каждом матче.
О друзьях по команде
Бут: – Знаком со всеми футболистами основного состава «Крыльев» уже два года – мы ведь играли друг против друга.
Темиле: – Меня очень хорошо встретили в новой команде. А дружу с Патриком Овие – он мне как брат.
Кингстон: – Счастлив, что такой сильный клуб, как «Крылья Советов», обратил на меня внимание. В команде уже освоился. Выиграть медали – отличный стимул.
Рони: – Знаю самарскую команду уже полтора года, с тех пор как перебрался в Россию. Самые теплые отношения в команде сложились, естественно, с бразильцами. А вообще в Самаре я нахожусь в идеальной обстановке и просто кайфую от этого!
Макаров: – Я рад оказаться в «Крыльях». Со всеми у меня ровные отношения, но во вратарском цехе атмосфера все-таки особая.
О русской зиме
Кингстон: – No problem. Свою работу я готов делать и летом, и зимой.
Темиле:– Я провел в Европе, в Болгарии, более двух лет, и там тоже бывает холодно. Ничего страшного, адаптировался.
О русском языке
Ткаченко: – Бут, Рони и, разумеется, Макаров, хорошо говорят по-русски. У Темиле и Кингстона нет специального пункта в контракте, предусматривающего изучение русского языка. Но Темиле неплохо говорит по-болгарски, и это должно ему помочь. Главное, чтобы не забывал о том, что по-болгарски «да» – это по-русски «нет» и наоборот. В любом случае мы поможем всем нашим новичкам освоиться в команде, и языковая проблема не должна возникать. Тех же Бута и Рони в советские времена вполне могли бы посчитать шпионами – наш язык они неплохо освоили. К тому же многие игроки «Крыльев» говорят по-английски.
О конкуренции в команде
Ткаченко: – Теперь наша команда в новом качестве – у нас есть больше возможностей варьировать состав. Но с этим появляются и новые проблемы, например, психологической готовности. Мы все одна семья, и наша задача сделать так, чтобы все игроки, в том числе запасные и не попавшие а заявку, Должны сопереживать тем, кто находится на поле. Вот тогда мы действительно будем способны на многое. Думаю, у нас получится.
О новом стадионе
Ткаченко: – Футбольный клуб самостоятельно не способен решить эту проблему. Мы надеялись на администрацию области и самарское бизнес – сообщество, однако пока эти надежды не оправдываются. Сейчас помощь областной администрации клубу «Крылья Советов» не адекватна роли клуба в жизни области.
О титульном спонсоре «Крыльев»
Ткаченко: – Сейчас ведем переговоры по этому поводу с тремя – четырьмя компаниями, и только одна из них самарская. Я могу прямо говорить о том, что наши конкуренты имеют бюджеты, превышающие наш в разы. Конечно, прямой функции между вложенными деньгами и полученным результатом в футболе нет. Но все равно финансовый фактор очень важен. И поэтому нам нужна консолидация усилий для того, чтобы привлечь дополнительные финансовые потоки в «Крылья». С этой целью сейчас создается фонд «Крылья, вперед!», который будет презентован в октябре. Возглавит его Александр Бахмуров.
Об игре «на втором этаже»
Бут: – За те два года, что я выступаю в России, могу припомнить только одного футболиста, который создал мне хоть какие-то сложности в воздушных дуэлях, – это Дмитрий Булыкин из «Динамо». Больше вспомнить некого. Что неудивительно, ведь я в игре головой ас.
О драке в матче «Сатурн» – ЦСКА
Ткаченко: – Можно по-разному относиться к решению контрольно-дисциплинарной комиссии (КДК) Российского футбольного союза, дисквалифицировавшей только четырех игроков после драки «стенка на стенку». Мне такое решение не очень нравится. Но и обвинять президента ЦСКА Евгения Гинера мне тоже ни в чем не хочется – он ведь боролся за свой клуб. Другое дело, почему члены КДК приняли такое решение. И почему КДК никак не отреагировала на драку в матче «Москва» – «Сатурн»?
О суевериях
Макаров: – Я верующий человек, и суеверие для меня – грех. Поэтому, выбирая свитер с номером 41 на спине, который в прошлом году принадлежал Андрею Чичкину, я не думал о том, что могу повторить его судьбу. Надеюсь провести в Самаре больше времени, чем Чичкин.
Рони: – Под номером 10 в Самаре уже играли три моих соотечественника – Анжело, Гаушу и Катанья. У всех у них судьба в «Крыльях» сложилась не лучшим образом. Так что я, пожалуй, выберу номер 15.
О самом лучшем коллеге по амплуа
Макаров: – Самый лучший – Петер Шмейхель. То есть, конечно же, Лев Яшин…
Рони: – Пеле. Из современных – Ромарио, с которым я вместе играл во «Флуминенсе».
Кингстон: – Макелеле, Виейра.
Темиле: – Мой соотечественник Джордж Финиди. Когда я играл в юношеской сборной Нигерии, он блистал в главной команде страны.
Бут: – Я тогда тоже назову своего земляка. Лукас Радебе – он известен по играм за сборную ЮАР и английский «Лидс».
Об иностранных тренерах в России
Ткаченко: – Мы не смотрим в паспорт игрокам и тренерам, которые у нас работают. Нас интересует их квалификация, стиль. А с иностранцами может возникнуть только одна проблема – коммуникационная. Кстати, у нас в «Крыльях» работает иностранный тренер – Агостино Тибауди. Что касается неудачной работы тренеров-легионеров в «Спартаке», ЦСКА и «Динамо», то не надо торопиться с выводами. Может быть, руководители клубов просто сделали неверный выбор, не учли все важные в таком деле особенности. Ну а мы в прошлом году не хотели приглашать иностранного специалиста – нам нужен был Гаджи Гаджиев, и мы его получили.
О суммах трансферов
Ткаченко: – За какую сумму был приобретен Бут? Цена хорошая. Но я еще ни разу не видел и не слышал в СМИ цифры, которая была бы близка к истинной. Продолжайте гадать…
О прозвищах
Бут: – Меня все зовут Мэттью. Мои габариты таковы, что иначе называть меня в глаза никто себе не позволяет. Может быть, за спиной что-то там говорят, это я не знаю.
О бразильском карнавале
Рони: – У настоящего профессионала на первом месте работа, футбол, а потом уже развлечения и карнавал. Но я так думаю: пусть лучше футболист забивает голы и хорошо гуляет, чем не гуляет и не забивает голов.
О Катанье
Ткаченко: – Это не дорогая ошибка, это бесплатная аренда. Мы ведь, еще раз замечу, не платили за переход Катаньи. Мы очень рассчитывали на него, когда приглашали в «Крылья». Но наша информация о нынешнем состоянии Катаньи оказалась не слишком достоверной. Стоит признать, что его лучшие годы далеко позади. И тогда, когда к Катанье появились претензии по части дисциплины, мы этого бразильского нападающего отзаявили.
О самарских болельщиках
Бут: – Самарская публика – самая горячая в России! И это одна из причин, по которым я решил перебраться в «Крылья». 35 тысяч болельщиков на трибунах – это фантастика!
Рони: – Болельщики – козырь самарской команды. Они примерно такие же, как в моей родной Бразилии. В России же таких болельщиков, как в Самаре, больше нигде нет.