Войти

«Мы, Руссия и еще кто-то маленький»

«Спорт-Экспресс Футбол», 22.08.2000

Кто-то брякнул недавно, что количество иностранцев в России его раздражает. Чужеземцы, мол, не так играют. Странно… Отчего-то же оставили в «Анжи» голкипера сборной Македонии Лазо Липоски, почти закончившего с большим футболом и почти год не выходящего на поле. Почему? Потому, наверное, что никого он в клубе не раздражает. Напротив, без атлета Лазо команду не представить. Кто еще раздражает? Стеснительный югослав Огнен Лакич, который – цитирую Тарханова – «за неделю понял, чего от него хотят». Может, раздражает Робсон, объективно один из сильнейших игроков «Спартака»? Или Рахимич, потрясающе отрабатывающий на позиции опорного? Или Ранджелович, вытаскивающий в одиночку игры, когда даже Сирхаев сникает?

Заграничного ширпотреба на российском футбольном рынке много – кто спорит. Но и сильных игроков полно. Надо только посмотреть получше.

Хрупкий блондин в великой Самаре

Огнен Лакич. Как этот хрупкий блондин, едва понимающий по-русски, умудрился схватить за неделю то, чего команда «Крылья Советов» почти в полном составе не может усвоить за год?! Этого Тарханов понять не мог. И оттого радовался приобретению сильнее прежнего.

А другой югослав, Врховац, делит с Лакичем комнату. Помогает и на поле, и в жизни – без его перевода не было бы и интервью.

Агент

– Кажется, это ваш второй приезд в «Крылья»?

– Да, получил на сборах травму и отправился домой. Лечиться. Было обидно – начал-то я неплохо. Сейчас есть шанс все вернуть.

– Ну и лечились бы себе в России.

– У меня кипрская виза заканчивалась, мог только в Югославии ногу ремонтировать. Никак иначе. Я эту ситуацию обсуждал с агентом.

– У вас в нежном возрасте и агент есть?

– А как же?! Он, кстати, и нашел вариант с «Крыльями». Удачный, считаю. Все организовал. Я и не ожидал, что еду в столь классную команду.

– Не шутите?

– Нет. Здесь есть Бородюк. Мастер большого класса…

(Насколько большого класса футболист Бородюк, Огнен, не мудрствуя, показал руками. По-рыбацки).

– … и очень сильный тренер. Говорят, он был в сборной, в «Спартаке». «Спартак» – суперклуб, это все знают. В общем, мне приятно здесь работать. Интересно. Вы говорите, Тарханову нравится моя игра? Замечательно! Буду трудиться, чтобы нравилась еще больше. И ему, и городу.

В дверь постучали. Это вечно хмурый болгарин Златко Янков, участник двух чемпионатов мира, зашел попрощаться. «Насовсем в Болгарию?» – спрашиваю автоматически гостя. «Да». Изъясняющийся исключительно на старославянском Янков развел руки прямо как Лакич минуту назад: «Турки за контракт во-о-т столько денег просят». Обмен телефонами. Пауза. Прощаться тяжело. Тем более, когда есть подозрение, что навсегда. Уходит…

– Не думали Янкова в Самаре встретить?

– Спрашиваете! Конечно, не думал. Янков – великий футболист. Я мальчишкой смотрел чемпионат мира в Америке. Помню, он играл рядом со Стоичковым.

Югославия

– Не переживайте, Огнен. У вас тоже будут в жизни два чемпионата мира. Верите?

– Не знаю. Лакич – младый футболист… В Югославии сходит гениальное поколение, и гениальное подросло. Михайлович, Миятович, Югович! Это звезды?

– Звезды.

– Вот. А я не звезда. Они все играли или в «Звезде», или в «Партизане». Я не играл. Чтобы тебя по-настоящему разглядели в Югославии, надо поиграть там.

– Вы югославских ребят из «Анжи» на родине знали?

– Больше по газетам. В Югославии особенно хорошо знали Рахимича. Сильно играл. Не сказать, что великие футболисты, но… Как это сказать?

– Популярные.

– Не-е-т, популярные – это начиная с Миятовича. Они – уважаемые. Узнаваемые.

– Они всерьез мечтают о сборной. А вы?

– Очень трудно. Но мне понравилось, как часто говорит Тарханов – все доказывается на поле. Буду доказывать. Про сборную не забываю. Ранджелович мечтает о сборной? Что ж, нет ничего невозможного.

Из досье «СЭФ»

«Югославы – люди исключительной дисциплины. Хоть по-русски едва-едва говорят. А некоторые парни в «Крыльях» два года со мной работают, и до сих пор понять не могут…»

Александр Тарханов

– К слову, он не сомневается, что в отборочной группе к чемпионату мира Югославия Россию обыграет.

– А мы играем в одной группе, да? Кто там еще есть?

– Мы, Руссия, Швейцария, Словения и кто-то маленький, – подсказывает Врховац, добрая душа.

– Россия – футбольная страна. Словения – тоже вариант не проходной, уверяю вас. Думаю, мы будем первыми, а вы поборетесь со Словенией. Но, наверное, выиграете. Правильно я говорю? Если Тарханов отпустит, съезжу на московскую игру.

Сербия

– Сборная – это будущее. Что было в прошлом?

– Была замечательная команда под названием «Хайдук».

– Из Сплита?

– Нет, мой «Хайдук» поскромнее. Город Кула. Сербия. Но – высший дивизион. Новая Югославия.

– Тренер толковый был?

– Замечательный! Репатриант. Играл когда-то за сборную Югославии. Давно-давно. Йосип Пирмайер.

– Немец?

– Немец-то немец, но только югославского в нем побольше. Еще один был классный тренер, Никола Ракович. Работал в югославской сборной до 22 лет. Молодежной.

– Выходит, сборная в вашей жизни уже была?

– Была. Юниорская. До 17 лет.

– Из клуба вас эти замечательные тренеры отпустили легко?

– Какое там! Были проблемы по трансферной части. Менеджер клуба отпускать не хотел.

– Хотел пристроить талантливого парня куда-то западнее?

– На Запад югослав сейчас может уехать только из «Звезды» или «Партизана». Можно – из «главного» «Хайдука» или «Воеводины». Из Кулы – вряд ли.

– Проще из России?

– Надо добре играть! Голы забивать. Тогда уедешь.

Самара

– «Крылья» похожи по игре на кого-то из Югославии?

– Самара – великий футбольный город!

– Шутить изволите?

– Нет, серьезно. И в Куле, и в Самаре очень много знаменитых людей на играх. Так бывает только в футбольных городах. И болеют очень сильно. Переживают. Но «Крылья» по сравнению с моей предыдущей командой больше играют внизу, больше пасов. Здесь больше внимания уделяется игре, а в Югославии чаще всего играют строго на результат. Там невозможен вариант, чтобы у команды была игра и не было очков. Скорее, наоборот.

– Тогда наш «Локомотив» – почти югославский вариант. Бывают проблемы с игрой, но редко – с результатом.

– Я видел «Локомотив». Мне рассказали накануне, что это едва ли не сильнейший сейчас клуб в России. И правда, трудно было играть, я со скамейки смотрел. Но для меня в России останется самым главным «Спартак». Его вся Европа знает по Лиге чемпионов. А Югославия – по играм с «Партизаном». Наших тогда не пощадили ни в Москве, ни в Белграде.

Сборная

– Говорят, в Югославии тогда никто не сомневался, что «Партизан» у «Спартака» выиграет.

– Жизнь рассудила, кто сильнее.

– Прямо как на чемпионате Европы, где ваша сборная думала, что обыграет голландцев.

– О, это трагедия! Национальная катастрофа. Мы всей командой смотрели матч здесь, на базе. Я даже понять не могу, почему такое случилось. Да, голландцы были быстрее, лучше держали мяч. Но чтобы забить нам шесть мячей?! До сих пор не верю.

– Сейчас в сборной будет большая перестройка?

– Вряд ли. Многие ребята останутся. Большинство. Но из «Звезды» и «Партизана» на подходе хорошие игроки. Им сейчас по 22 года. Кежман, Друлович, Илич, Ивич, Пьянович, Дудич, Гвозденович – все хорошие футболисты. Наше будущее.

Хорватия

– Долго прожили под налетами?

– Сколько были, столько и прожил.

– Год?

– Больше. Намного больше. Я пережил обе войны. И на родине в Хорватии – тогда у меня отца убили, – и позднее в Югославии. Там тоже – НАТО, бомбардировки – очень страшно. Там убили моего друга. Ближайшего.

– После такого дебюта ждите предложений посерьезнее Самары.

– Предполагать можно что угодно, но я пока не уверен, что все футбольные люди и фамилию-то мою слышали. Мне нужно чуть-чуть времени, чтобы все доказать. Когда идут предложения, всегда приятно. Но в «Крыльях» мне создали очень достойные условия. Во всех отношениях.

– Осталось только забить десять мячей в одном чемпионате. Как когда-то в Югославии.

– Нет проблем. Осталось только, чтобы чуть-чуть повезло. Думаете, я после такого дебюта подумал, что запросто в России и двадцать пять положу? Ничего подобного. Мне во Владикавказе немного повезло. Тут же домой позвонил: «Мама, я два мяча забил, поздравляй!» Правда, что «Алания» ни на кого в России не похожа? Мне рассказывали, что кавказский футбол совсем другой. Это из-за тренера Аверьянова, да?

– «Алания» всегда была особенной.

– В Югославии тоже есть «особенные» команды. На борьбу, как питбули, настроены.

– Потому, наверное, средний югославский игрок вроде вас или Рахимича сильнее среднего русского футболиста.

– Да, у нас много футболистов крепкого европейского класса. Есть потрясающие футболисты даже не в высшем дивизионе. Каждый год обязательно появляется яркий талант. Уровня сборной. Дело, наверное, в детском футболе – очень четко у нас выстроена система отбора. Никто не отсеивается, всем дается шанс. И часто из слабого мальчишки вырастает крепкий юниор. А из того – сильный профессионал. В России, если ребенок слабый, как я понял, его забраковывают сразу. Может, в этом дело? Но и у вас когда-нибудь будет много школ. Лишь бы не бомбили…

О ком или о чем статья...

Лакич Огнен