Войти

Куйбышевский Кандидов

«Самарские известия», 10.08.2004

«СИ» уже писали о том, что 31 июля 1944 года состоялся всесоюзный дебют куйбышевских «Крыльев Советов» в 1/16 финала Кубка СССР. Тогда автор этих строк предположил, кто мог бы играть в составе волжан в дебютном кубковом матче. Среди потенциальных его участников оказался и вратарь Алексей Росовский. После публикации Алексей Андреевич мне позвонил и внес уточнение, что он в памятном матче не играл, но уже в те годы привлекался в команду и хорошо помнит многие интересные подробности ее становления (1942, 1943 годах).

Когда говорят о футбольных событиях более чем шестидесятилетней давности, какие-то моменты игр скорее воспроизводят условно. Поскольку почти не осталось живых свидетелей тех матчей. Что же касается истории самарских «Крыльев», то нам повезло – Алексей Росовский был игроком куйбышевской команды почти с самого ее рождения. Во время встречи с корреспондентом «СИ» он поделился своими драгоценными воспоминаниями.

– Мое детство прошло в родном селе Степановка Сумской области Украины, – говорит Росовский. – Благо, на территории села был сахарный завод, а при нем имелись волейбольные и футбольные площадки, гимнастические снаряды. Соревнования очень любил, готов был в любое время выступать в команде по многим видам спорта. В 1940 году, кажется, неплохо выступил на городских студенческих состязаниях по легкой атлетике: толкал ядро, а в беге на 100 метров был первым. Однажды в шахматы играл с самим гроссмейстером Сало Флором. Участие в подобном, так сказать, многоборье хорошо подготавливало к освоению в дальнейшем разных спортивных технико-тактических приемов.

В футбол мы гоняли на пустырях. Я всегда был вратарем. В 1940 году пробовал силы в районной команде «Сахарник». Но больше всего мне врезалось в память участие в том же предвоенном году в розыгрыше Кубка Украины среди колхозных команд. Буквально в трех километрах от моего села в соседнем колхозе была организована неплохая команда, куда меня и пригласили на ворота. «Кандидовым», конечно, я себя не считал, но в «рамке» уже тогда стоял уверенно. Наша колхозная команда вышла в финал. И до сих пор меня гложет обида за проигранный решающий матч. Правда, тогда все было против нас: играли не на нейтральном поле, а в гостях у соперника, где не было ни общежития, ни гостиницы. Ночью спали в малиннике на соломе. Словно специально накормили нас голодных только в обед. Ребята ели без оглядки, и в результате в игре было очень трудно бегать. Вся основательная подготовка к матчу была смазана. Удивительно, сколько лет прошло, а память почему-то держит тот финальный колхозный матч. Значит, очень важна была для меня эта первая победа, которая, увы, не состоялась.

– В 1941 году вы окончили техникум и переехали в Куйбышев.

– Точнее сказать, 27 июня, на шестой день войны я защитил дипломный проект в Сумском техникуме химического машиностроения. И мы, 16 выпускников, получили распределения в Куйбышев на строящиеся там авиационные заводы. 21 июля 1941 года прибыли в город на Волге. Полдня пытались навести справки: как попасть на завод № 122 у наркомата авиационной промышленности. Тщетно. Пришлось ночевать на лавочках стадиона «Локомотив». Только утром мы каким-то чудом выяснили как нам, молодым выпускникам, попасть на место своей будущей работы. И с 23 июля начался мой трудовой стаж.

Рабочий день длился по 12 часов в сутки. И тем не менее, отработав смену, вечерами игроки выходили на футбольное поле. Футбол давал людям эмоциональную разрядку и надежду на лучшее. В марте 1942 года я записался в команду завода имени Сталина (уже позднее в 60-е годы она получила нынешнее название «Маяк»), Помню, в комитете комсомола, где собралась большая группа молодых и энергичных ребят, сказали: «Война войной, а в футбол играть надо». Мы прекрасно понимали: всем бойцам на фронте важно знать, что жизнь в таких крупных городах, как Куйбышев, идет нормально.

Начал играть за завод. В соперниках тогда у нас были команды других предприятий – заводов имени Фрунзе, Ворошилова, Масленникова, плюс «Локомотив»… Футбольные поединки в весеннем первенстве города были очень напряженными. И лучше всех дела шли у команды капитана Михеева, именно так назывались тогда «Крылья Советов». По первому своему созыву это был очень сильный футбольный коллектив и выигрывал у соперников с крупным счетом. Наша команда проиграла им – 2:6. Один только Сергей Бурмистров, главный «забивала», чего стоил. Что касается голкипера, то, честно признаться, по весеннему первенству я его не помню.

– Среди самарских футбольных летописцев ходит такая легенда о самом первом вратаре «Крылышек». Ничего в мире нет удивительного. Александр Квасников (1912 г. р.), популярный в довоенные годы голкипер московских команд «Динамо», «Спартак», «Буревестник», чемпион и обладатель Кубка страны, служил в 1942 году в Куйбышевском гарнизоне шофером. Погожим апрельским днем, проезжая мимо стадиона «Локомотив», увидел тренировки футболистов. Как же надо было любить футбол! Солдат остановил машину, рискуя получить взыскание, и как был в сапогах и в комбинезоне Квасников попросил разрешения постоять в воротах. После часовой тренировки москвич был включен в состав команды и стал одним из участников самых первых матчей «Крыльев Советов» в городских соревнованиях. Через несколько месяцев по долгу службы Квасников был вынужден покинуть наш город. Но след своей яркой игрой, безусловно, оставил.

– Выходит, по вашим предположениям, я был вратарем № 2 в «Крыльях»?

– Скорее № 3. Вторым был Павел Лобов, но о нем, я думаю, вы еще расскажете.

– В конце августа 1942 года я неожиданно для себя получил приглашение поехать в составе «Крыльев Советов» на междугородний матч в Уфу. Приглашение в этот город получили по случаю вручения тамошнему заводу № 26 Красного знамени Государственного комитета обороны. И надо сказать, несколько испортили хозяевам праздничное настроение, победив со счетом 3:1. Туда и обратно мы летели на заводском самолете, причем из Уфы, к тому же прихватили большую партию литейных чушек, срочно нужных для выполнения производственной программы. Справедливости ради, необходимо отметить, уфимцы с поражением не смирились. Через две недели в сентябре того же года они приехали в Куйбышев и взяли реванш (1:0). В обоих матчах на воротах стоял я. Завершали тот первый сезон «Крылья Советов» еще одним иногородним матчем с одноклубниками – командой мастеров Москвы. Мы проиграли с крупным счетом – 1:7. Крайне неприятно было пропускать столько мячей, но, откровенно признаться, столичные футболисты были на голову сильнее нас. Но со временем команда окрепла и стала завоевывать популярность.

– В 1943 году играющим тренером «Крыльев» стал Виктор Новиков, собственно, главный организатор команды…

– Будучи игроком, Новиков отличался резкой игрой, напором, неуступчивым и настырным характером. Удивительные и тренерские качества демонстрировал: настойчивость, целеустремленность в достижении поставленных перед своими подопечными задач. Наверное, по-другому тогда и нельзя было. В 1943-м Новиков часто доверял мне место в воротах. Мы вновь дважды встречались с одноклубниками из Уфы и на чужом поле вновь победили – 2:1, а на своем проиграли – 0:1. Большой школой для нас была встреча опять-таки с московскими «Крыльями Советов». Матч выдался результативным, и уже под занавес игры при счете 4:4 я пропустил, как сейчас говорят, «необязательный гол». Сумасшедшей силы удар нападающего, вместо того чтобы отбить его кулаками, пытался перехватить. Получилось коряво, и мяч попал в ворота. Ох и досталось мне потом от Виктора Новикова. Готов был сквозь землю провалиться, лишь бы не слышать в общем-то, справедливого нагоняя Чичи (так звали тренера за глаза).

– Что помогало вам чувствовать уверенность в воротах?

– В первую очередь царившая в команде теплая товарищеская атмосфера, поддержка самого Новикова, партнеров. Даже после самых досадных промахов, а они, к сожалению, случались, от ребят не слышал обидных упреков. Виктор Новиков, конечно, журил за те или иные неправильные действия, но это шло от его прямых обязанностей. Нужно было соблюдать дисциплину. В самых сложных ситуациях старался сохранять уверенность и хладнокровие. И во-вторых, а может быть, и это главное, требовательность друг к другу, к самому себе.

– Вы сказали, что 31 июля 1944 года не играли за «Крылья Советов» в 1/16 финала Кубка СССР. В чем причина?

– В апреле того года Виктор Новиков пригласил меня на сбор, который проходил в санатории «Красная Глинка». Военные годы были голодными. А если ты энергично занимаешься спортом, то организму нужно нормальное питание. Поэтому в санатории нас откармливали. Мне казалось, и в третьем сезоне я буду привлекаться в сильнейшую городскую команду. Однако Виктор Новиков сделал ставку на Павла Лобова, и я оказался невостребованным. Весь сезон играл за «Маяк». К тому же заводская производственная нагрузка возросла: из бюро стандартизации меня перевели в технологи цеха. К сожалению, заводской клуб звезд с неба не хватал. Запомнилось, что в 1945 году выиграли Кубок города и дошли до 1/4 финала Кубка ВЦСПС. Игра в воротах стала для меня травмоопасной. В одном из матчей сильно вывихнул руку, и лишь благодаря Сергею Семенееву, председателю облсовета ДСО «Крылья Советов», удалось ее нормально вправить. Да и колено меня подводило, был разрыв крестообразных связок. Словом, в 24 года повесил бутсы на гвоздик.

– Алексей Андреевич, несколько слов о втором вратаре «Крыльев» Павле Лобове.

– Высокий, где-то 186 сантиметров, физически сильный, прыгучий голкипер. Он хорошо выбирал место в воротах и умело отбивал верховые мячи кулаком. На год старше меня. Немало сил он приложил для становления «Крыльев» первого созыва. Сам он приехал в Куйбышев из Воронежа. В команде мастеров в 1945 году ему конкуренцию составил опытный голкипер, приехавший из Москвы, Александр Головкин. Из Павла Лобова футболист-профессионал, в полном смысле слова, не получился. Долгие годы был руководителем одного из отделов своего родного авиационного завода. Кажется, в 2001 году его не стало.

Беседа с Росовским вышла интересной, долгой и поучительной. Темой нашего разговора был лишь небольшой отрезок времени – начало 40-х, становление главной команды города – «Крыльев Советов» и начало спортивной биографии незаурядного человека. Звездой куйбышевского футбола он не стал, но его заслуг в развитии спорта в городе с более чем миллионным населением предостаточно. Правда, это скорее тема отдельного разговора.

О ком или о чем статья...

Росовский Алексей Андреевич