Войти

Маленький гигант большого футбола

«Московский комсомолец»,

27 июля исполнится 60 лет Галимзяну Хусаинову.

Любимая поговорка Галимзяна Хусаинова: «В тылу врага главное – харч, а на футбольном поле – рысачить». Гиля, как с любовью и особой теплотой зовут Хусаинова друзья и болельщики «Спартака» со стажем, пока мог, рысачил. «Все девяносто минут он привык беспрерывно гоняться за мячом – от своих до чужих ворот и обратно, – вспоминал в своей книге Николай Старостин бывшего правого инсайда куйбышевских «Крыльев Советов». – В сборной и в «Спартаке» он проделывал тот же колоссальный путь, не жалея энергии и сил, «нащелкивал на спидометре» те же километры, часто даже вопреки советам тренеров и собственным интересам».

«Заводной, как чертенок», Хусаинов не изменял себе и в более преклонном возрасте, постоянно участвуя в дворовых футбольных баталиях. Воистину, движение – это жизнь. Хусаинов являл собой перпетуум-мобиле. Тренировки, сборы, матчи, поездки на БАМ в составе агитбригады, отдых в Сочи, походы в театр, Институт физкультуры, Высшая школа тренеров, работа в Нальчике, Ташкенте, наконец, просто любимое занятие – ходить на рынок.

Увы, ничего вечного на этой земле нет. Кризис случился в 94-м. Страшный диагноз – атрофия головного мозга – остановил бег неутомимого Гили. Он угасал день ото дня, передвигался только с помощью инвалидной коляски… Почти год шла борьба за его жизнь. Недуг стал сдавать свои позиции. Хусаинов выкарабкался. Хотя, конечно, сейчас ему не до «рысачества».

Виктор Папаев: – Многих звезд того времени отличало какое-то удивительное сочетание футбольного мастерства и самых добрых человеческих качеств А Гиля вообще великий труженик. Олицетворение «Спартака», душа команды, лидер. Своей игрой он как бы опровергал складывавшееся уже тогда представление об идеальном футболисте – мощном и высокорослом, и доказывал, что футбол – демократичный вид спорта.

Есть такие имена… Вы сказали: Галимзян Хусаинов» – все, изнутри только тепло излучается и огромное уважение. Вот такой след эти люди оставляют. И немного грустно от того, что все они по большому счету незащищенные… Может быть, не нужно говорить столько слов, а просто помочь им…

Любовь Хусаинова: – Гиля всегда любил домашнюю аджику. Как-то мы угостили ею одного нашего знакомого. Тот, попробовав, сказал: «Каков игрок, такова и закуска. Острейшая».

Геннадий Логофет: – По-моему, в 60-м в «Комсомольской правде», которая не питала особой любви к «Спартаку», появилась статья «Хусаинов мечется». Автор, видимо, хотел уколоть Гилю, имевшего в то время предложения помимо «Спартака» от ЦСКА и московского «Динамо». Хусаинов выбрал «Спартак», народную команду. И нисколько не метался.

О нем можно сказать много добрых слов, но я, пожалуй, отмечу две основные черты его характера: глубокую порядочность и огромное трудолюбие. Галимзян пользовался поистине всенародной любовью. Во всяком случае, в 60-е годы он был самым популярным футболистом «Спартака».

Евгений Ловчев: – Гиля – это маленький гигант. Серебряный призер чемпионата Европы 64-го года, автор гола в финальном матче в ворота испанцев… Бронзовый призер чемпионата мира 66-го года… За «Спартак» сыграл 366 матчей и забил 102 мяча… Король стыков. Король воздуха. При своем росте он немало забивал головой. Капитан, с которым всегда советовались Старостин и Симонян… Удивительной души человек.

Сейчас, к сожалению, у него первая группа инвалидности. И, к сожалению, нынешнее руководство «Спартака» совсем забыло о нем, да и вообще о ветеранах. Недавно Романцев заявил, что клуб платит ветеранам «Спартака» ежемесячную стипендию в размере 500 тысяч рублей. Но на самом деле еще в прошлом году Ильин, Нетто, Хусаинов и другие получали совершенно оскорбительную сумму – 65 тысяч. С нового года клуб выплачивает им по 175 тысяч. Все это очень печально. Мы привыкли вспоминать о близких людях только на похоронах…

Анзор Кавазашвили: – Нет слов. Великий человек. Замечательный товарищ. И отличный футболист.

Знаете, на тренировках он любил, что называется, добивать мячи. Многим вратарям это не нравилось, и они отгоняли его. А я, наоборот, просил: «Гиля, добивай». Те тренировки и мне помогли укрепить свое мастерство, да и ему, думаю, пригодились.

Он очень веселый. Любитель рассказывать анекдоты. На каждый случай у него припасен анекдот. Но что мне больше всего по душе – его заразительный смех. Даже если анекдот не смешной, все равно невозможно удержаться.

О ком или о чем статья...

Хусаинов Галимзян Салихович