«Волжский комсомолец», 17.12.1989
На базу команды «Крылья Советов» я приехал, имея с собой номер «Советского спорта», в котором черным по белому было написано, что Теньо Минчев, первый зарубежный футболист в советском клубе, отбыл домой, в Болгарию. Тем не менее Минчев, как и договаривались, ждал меня в своем номере.
– Первый вопрос, Теньо, естественный: ваши выступления в «Крыльях» завершены?
– Да, контракт был подписан на год. Этот год заканчивается, я возвращаюсь домой.
– Даже если будет предложение остаться?
– В любом случае. Я устал находиться далеко от дома. У меня дочь уже взрослая, 14 лет, сын в этом году в первый класс пошел. Надо заниматься их воспитанием.
– И все-таки год назад вы решили поехать в Куйбышев…
– Это другое дело. Мне хотелось помочь застрявшей во второй лиге куйбышевской команде, с которой у нас, старозагорцев, всегда были самые добрые отношения. К тому же интересно было посмотреть на советский футбол изнутри, взять что-то ценное, ведь я готовлюсь стать тренером.
– Учиться во второй лиге?
– А почему нет? Школа – она ведь везде школа. В течение сезона мы встречались с командами и первой, и высшей лиг. Очень много полезной информации я получил на предсезонном сборе, где вместе готовились команды всех лиг. Так что, как будущий тренер, я доволен пребыванием в Советском Союзе.
– А как игрок? Согласитесь, Теньо, что на поле вы появлялись реже, чем хотелось бы болельщикам, да и вам, наверное.
– Состав на игру определяет тренер.
– Вернемся к контракту. Все ли его пункты выполнены сторонами?
– У меня претензий нет. Как и было оговорено, я получал оклад 535 рублей, дважды побывал в Болгарии.
– Названная сумма – полностью ваша или часть денег шла болгарской федерации?
– Это мой оклад, а общая сумма контракта в месяц – 1200 рублей. 665 рублей шли на развитие детского спорта у меня на родине.
– Как выглядит ваш куйбышевский оклад в сравнении с заработками в Болгарии?
– Болгарские профессиональные футболисты получают примерно в два раза больше. Это не считая премиальных. Я говорю о тех, кто играет в Болгарии.
– Не предвидится ли выступление игрока «Крыльев Советов» за болгарский клуб?
– Возможно, два куйбышевца в следующем сезоне появятся в составе «Берое».
– И кто же, если не секрет?
– Пока не могу сказать.
– Теньо, в свое время вы играли за сборную Болгарии против таких соперников, как команды Чехословакии, Польши, Аргентины и др. Наверное, нелегко было, имея за плечами такие яркие эпизоды, настраиваться на игры с весьма заурядными порой командами?
– Не согласен. Футбол он всегда футбол и надо уметь настраиваться на каждый матч с любым соперником. Иначе и играть не стоит.
– В таком случае поддаются ли какому-нибудь объяснению цифры 0:11, зафиксированные в матче против скромного брянского «Динамо» на первенство России? Как ни печально, но на ваших глазах была вписана, пожалуй, самая позорная страница в летопись футбольного клуба «Крылья Советов».
– Что сказать? Игра была как страшный сон. Лучшим в нашей команде был… вратарь Миша Володин, много раз спасавший от гола. Не согласен с тем, кто называет этот матч договорным. А вообще-то, не пойму, зачем проводить такие турниры? Деньги лишние?
– Какая игра сезона вам больше всего запомнилась?
– В Рязани. После победы над «Торпедо» мы поняли, что способны на многое.
– Кого бы вы выделили из молодых?
– Трудно сказать. Тумайкина, Филиппова, Цыганкова, да и других. Команда перспективная.
– Но в первую лигу так и не попала…
– Тут много причин. Но, возможно, команда будет на следующий год играть в первой лиге. Если пройдет решение Союза футбольных лиг. Мне оно кажется правильным.
– Почему?
– Во второй лиге есть команды, уже готовые для первой, но есть и совсем слабые. Их надо разъединять, чтобы было больше интересных матчей.
– Какое впечатление произвели на вас куйбышевские болельщики?
– Они мне понравились. Особенно молодые ребята, сопровождавшие команду во многие города. Они очень поддерживали нас и вели себя везде дисциплинированно. Но я думаю, даже если «Крылья» выйдут в высшую лигу, стадион «Металлург» никогда не будет заполнен. Кто же догадался построить его в таком неудобном месте? И вообще мне кажется, команда в городе никому не нужна, кроме авиационного завода.
– В чем это проявляется?
– У нас в Болгарии, например, перед началом сезона в команду приезжает городское начальство, знакомится с планами на год, предлагает свою помощь. И потом постоянно интересуется положением дел. В Куйбышеве я такого внимания со стороны партийных и советских работников не заметил.
– Следили ли вы за футбольными публикациями в местных газетах?
– Конечно. Как и вся команда.
– И какое мнение?
– Скажу прямо – футбол освещается слабо, непрофессионально. Журналисты почему-то считают, что читателям интересно знать только их оценку игры. Совсем нет высказываний специалистов, самих игроков, а главное, тренеров. Читаю в газете: этот игрок понравился, а этот нет. Но ведь не понравившийся игрок, возможно, выполнял особую установку тренера.
В Болгарии после каждой игры обязательно проводится пресс-конференция с участием тренеров, футболистов, инспектора матча. Тренер рассказывает, кому из игроков какое задание давал и как тот его выполнил. Журналист же обязан довести эту информацию до читателя и только потом высказать свою точку зрения. Болельщики с интересом знакомятся, какие оценки по десятибалльной шкале получили игроки за проведенный матч.
– Как вы проводили свободное время?
– Его было совсем немного. Ходил несколько раз в кино, а так, в основном, читал книги, смотрел телевизор, видео. Да, еще два раза был в ресторане, но там невозможно отдыхать: кругом все пьяные, оба раза видел драки…
– Ваше отношение к спиртному?
– Не люблю. Могу в хорошей кампании выпить бутылку пива или бокал шампанского. Но не больше. И не курю.
– С кем вы подружились в команде?
– У меня, по-моему, со всеми хорошие отношения, а подружился с Михневичем, мы с ним в одном номере жили.
– С трибуны казалось, что вы очень горячий человек, не всегда, извините, сдержанный по отношению к партнерам…
– Выходя на поле, я полностью отдаюсь игре и остро реагирую на происходящее. Старался подсказать своим молодым партнерам, как лучше сыграть в том или ином эпизоде. Иногда горячился при этом, но, мне кажется, ребята на меня не обижались.
– Вы говорили, что внимательно изучали советский футбол изнутри. Какой наш клуб, по-вашему, самый сильный?
– Их два: «Днепр» и киевское «Динамо».
– А лучший футболист?
– Кудрицкий из «Днепра». Вот уж кто работает на команду!
– На что, по-вашему, может рассчитывать сборная СССР на чемпионате мира в Италии?
– Она способна завоевать медали. Если ей будет немного везти. Я высоко ценю возможности советского футбола. Правда, плохо то, что, как и в Болгарии, среди руководителей футбола много таких, кто в нем мало что понимает. Но сейчас в вашем футболе, как и в политике, идет перестройка…
– Вы интересуетесь политикой?
– Конечно, я член партии.
– В Болгарии сейчас тоже происходят перемены. Как вы к ним относитесь?
– Я их приветствую. Хотя у нас застой был не такой сильный, но чувствовался. Я всегда считал, что находиться у власти одному человеку более пяти, ну может, десяти лет нельзя. Если он умный, ему хватит этого времени, чтобы принести пользу стране.
– Вам понравился Куйбышев?
– Да. Я и до заключения контракта много раз бывал в Куйбышеве и хорошо изучил его. Мне кажется, когда закончится строительство в микрорайонах и уберут совсем уж ветхие дома в центре – город станет чище и красивее.
– Вы уже знаете свое будущее рабочее место в Болгарии?
– Пока еще нет.
– Спасибо, Теньо, за беседу и ответьте, пожалуйста, на последний вопрос: вы и год назад так хорошо владели русским языком?
– Нет, конечно. Объясняться мог, но не свободно. А сейчас, по-моему, знаю процентов девяносто русских слов. А это для меня очень важно, ведь я собираюсь еще не раз приехать в Советский Союз, в том числе и в Куйбышев, так что до встречи!
Не могу не затронуть один вопрос, которые по вполне понятным причинам не прозвучал в интервью. В течение сезона, а в конце его все чаще, от разных людей приходилось слышать такое высказывание: не лучше ли было на деньги, потраченные на приобретение практически завершившего свою карьеру болгарского игрока, купить (пусть не коробит слух это слово, оно самое точное) одного, а то и двух приличных игроков в Союзе? Вопрос резкий, и так просто на него не ответишь.
Да, Теньо Минчев не забивал решающие голы, не играл ведущую роль на поле. Думается, от 35-летнего футболиста этого и не требовалось. Но зато он показывал молодым ребятам (а средний возраст сегодняшних «Крыльев Советов» не превышает и 23 лет), как надо в футболе работать. Работать, чтобы хорошо играть. И в этом смысле он был незаменимым помощником для тренеров.
Ироничную улыбку может вызвать повторение банального выражения, что приглашение Минчева способствовало укреплению дружеских контактов между Стара-Загорой и Куйбышевым. Но когда вся команда рассказывает, какие прекрасные условия для тренировок им были созданы в Болгарии, понимаешь, что это действительно так.
И, наконец, на мой взгляд, самое главное то, что оценке в рублях не подлежит. Есть такое понятие, как «история команды». Так вот. Возможно, через десять-пятнадцать лет в наших командах будут играть лучшие мастера мирового футбола. Но уже ничто и никогда не изменит того факта, что первым советским клубом, пригласившим в свои ряды иностранца, были наши куйбышевские «Крылья Советов». Это, согласитесь, дорого стоит.
О ком или о чем статья...
Минчев Теньо Тенев