Войти

Александр Павленко: «Хочу продлить контракт с «Крыльями Советов»

«Волжская коммуна», 05.12.2013

Полузащитник Александр Павленко, известный по выступлениям за московский «Спартак», с сентября защищает цвета «Крыльев Советов». В ряде матчей он проявил себя лидером команды. Но после игры с «Волгой», в которой отметился забитым голом, получил травму. Вернуться в общую группу Александру удалось только спустя месяц – накануне ответной игры с «Волгой». О травме и о себе он рассказывает в интервью «Волга Ньюс».

«Обидно, что пропустил решающие игры»

– Как проходило твое лечение?

– Проходил МРТ, выяснилось, что есть небольшой надрыв задней поверхности бедра. Я ходил в тренажерный зал, работал над верхним плечевым поясом. Делал все упражнения, в которых не задействованы мышцы ноги. И держал себя по возможности в форме. Надеюсь, скоро – в бой. Потому что в остальном я чувствую себя хорошо.

– Предпосылки у травмы были?

– Может быть, дело в том, что я давно не играл. А сейчас пошли именно футбольные, игровые нагрузки.

– Обидно было выбыть из строя незадолго до конца года?

– Я ужасно расстроен. Я давно не играл, и мне хочется это делать постоянно. Получается, что я пропустил во многом решающие игры, с нашими конкурентами. Вроде бы я набрал неплохую форму – и вот так обидно получилось.

– Матч с «Волгой» «Крылья» сыграют на синтетике. Как относишься к искусственным газонам?

– Без проблем. Когда я еще в юном возрасте играл в Швейцарии, мы тренировались в основном на синтетике. К этому я привык. В Европе такая практика уже давно.»Спартак» тоже большую часть игр проводил на синтетике. Выбора не было: либо играть на ужасном поле, которое было в «Лужниках» весной, когда была грязь и мяч так скакал, что его даже руками поймать было сложно, либо играть на ровной синтетике. «Спартаку» это было удобно: играть в пас, через стеночки. «Спартак» – техничная команда, поэтому она могла извлекать из этого плюсы. Но не всегда это помогало.

– А как тебе поле на самарском «Металлурге»?

– Неплохое поле. Но немного вырывается трава, и нужно подбирать хорошие шипы: большие, толстые, чтобы хорошо втыкались. Чтобы подобрать шипы, которые тебя будут держать, нужен опыт. В последнем матче, который я играл – с «Волгой», на первый тайм я вышел с одними шипами, но было скользко. В перерыве поставил себе чуть побольше. И проскальзывание свелось к минимуму. Когда поле мягкое, ноги едут, становится тяжело, боишься сделать резкое движение, потому что можно проскользнуть и упасть. Идет большая нагрузка на весь организм. После такого поля труднее восстанавливаться.

– Сколько матчей на хороших полях «Крылья» сыграли в этом сезоне?

– Я играл мало – только с сентября. В Краснодаре было хорошее поле. Знаю, что в Грозном хорошее поле. А так…

«В Самаре всегда видел полный стадион»

– Прошло уже три месяца, как ты в Самаре. Не жалеешь о переходе?

– Наоборот, очень рад. Я хотел играть. И мне предоставили такую возможность. Благодарен директору клуба Денису Маслову, что меня пригласили, взяли в команду. Спасибо тренеру Александру Цыганкову за доверие. Я стараюсь это оправдывать. Для футболиста после такой большой паузы самое главное – снова начать играть.

Единственное, результаты нас не всегда радуют… Надеюсь, с моим возвращением в состав команда будет играть еще лучше и подниматься по турнирной таблице.

– Если бы не «Крылья Советов», какие у тебя были варианты?

– «Крылья» были оптимальным вариантом. И единственным, который рассматривался очень серьезно. А так – только варианты в первой лиге. Когда ты не играешь, тебя быстро забывают.

– Какие у тебя были впечатления о Самаре и о «КС» до перехода сюда?

– Помню, что я здесь забивал. В 2003-м отметился. Ну и вообще часто играл против «Крыльев Советов», и дома, и на выезде. Играть здесь было тяжело. Мы чаще выигрывали, но все матчи получались напряженными. А в 2008-м, помню, дома «Крыльям» проиграли. Олег Иванов тогда забил.

Болельщики самарские, конечно, всегда выделялись. В начале 2000-х их ходило больше, чем сейчас. Я всегда видел в Самаре полный стадион. Может, конечно, дело было в том, что приезжал «Спартак»?..

– Ты раньше мог себе представить, что когда-нибудь окажешься в самарской команде?

– Если честно, не думал об этом. А сейчас я понимаю, что все бывает. Сейчас я вижу, что молодые ребята стремятся попасть в «Спартак», «Зенит». А я в молодости играл в лучшей на тот момент команде страны. Куда было стремиться? Разве что заграницу.

У «Спартака», как и у всех команд, были свои взлеты и падения, я застал и не лучшие времена. Но успел в 2001 году стать победителем чемпионата. И выигрывал со «Спартаком» Кубок. Какую-то лепту в спартаковскую историю я внес.

– Уходить из «Спартака» не хотелось?

– Нет, конечно. Но каждый новый руководитель ищет что-то новое. Кого-то убирает, кого-то приводит. Пришел Валерий Карпин, который посчитал, что я не смогу помочь команде. Я попал под смену кадров, и меня отдали в аренду. Это обычные рабочие моменты. Чем взрослее становлюсь, тем лучше это все понимаю. Так что обиды ни в коем случае ни на кого не держу.

– С твоей точки зрения, Карпин – руководитель или тренер?

– Видно, что и в том, и в другом он набирается опыта. Он остается в команде и после неудачных выступлений. До этого всех тренеров, которые были в «Спартаке» и не давали сразу результата, убирали. А Карпин задержался на длительный срок. И со временем он прибавляет во всех аспектах. Но все же, думаю, пока он в начале своей карьеры.

«Дебютировал в премьер-лиге в 16 лет»

– В «Спартаке» тебе довелось поработать с разными тренерами. О ком остались самые яркие воспоминания?

– Олег Романцев. Это был тот человек, благодаря влиянию которого команда становилась многократным чемпионом. Он был неординарной личностью. Общался с командой не так много. Но мог одним жестом или взглядом показать, плохо или хорошо ты что-то делаешь. Команда его понимала. Он сам подбирал коллектив, знал, кто может вписаться в игру. Хотя сделать это было непросто!

Я при нем заиграл. Очень жалею, что он ушел из команды в 2003 году. Потом в «Спартаке» и начались все эти перемены… Сколько футболистов сменилось – с ума сойти можно. Ни к чему хорошему это не приводит.

– В «Спартак» тебя приглашал сам Романцев?

– Нет, его помощник – Вячеслав Грозный. Мой агент был с ним знаком. Появилась такая возможность. Пригласили на просмотр молодых футболистов из «Академики» – меня, Александра Данишевского и других. Мы жили на базе, тренировались. Благодаря Грозному нас посмотрел и Романцев. Мы показали свое мастерство, нам дали шанс. В 2001-м я дебютировал в основе.

– В 16 лет – не слишком рано?

– Тогда об этом не задумывался. Сейчас думаю. Удивляюсь, видя, что ребята в 18-19 лет играют в дубле. Со мной было не так. Но тогда я не думал, что происходит что-то невероятное. А сейчас понимаю, что дебютировать в премьер-лиге в 16 лет сможет не каждый.

– Дебют удачный получился?

– Да. Мы играли в Воронеже, выиграли у «Факела» – 5:0. Я сыграл минут 20, мог и гол забить. В общем, лучше не придумаешь. Была радость, счастье.

Но тогда все еще было по-другому. Интернет, телевидение были не так доступны, матчи показывали редко. Сейчас все на ладони, можно узнать все про любого футболиста. А мои родители даже не знали, что я дебютировал. Узнали, когда я им позвонил. А сейчас про тех, кто дебютирует в 16, говорят все СМИ, обсуждают это как нонсенс.

– Почему после такого резвого старта в твоей карьере начался спад?

– Ну, как обычно бывает: новый тренер пришел, появились новые требования. Я старался, делал свою работу. Но перемены бывают при каждом тренере. Где-то травма была, где-то тренер не доверял. Сказать, что во всем виноват только я, не могу. Не могу обвинять и тренеров. Это стечение разных обстоятельств.

– Какой из уже проведенных сезонов стал для тебя самым удачным?

– В 2003-м я хорошо играл. В 2005-м со «Спартаком» мы занимали второе место, хотя это расценивалось, как неудача. В 2007-м был в аренде в «Шиннике», мы заняли первое место, я стал лучшим футболистом первой лиги. В 2008-м попал в расширенный состав сборной России на чемпионат Европы. За сборную, правда, пока я не сыграл ни одного матча. Но надеюсь, что все впереди.

– Непопадание в состав на Евро-2008 ударило по тебе?

– Да нет, я сильно не переживал. Я тренировался со сборной перед чемпионатом. Но потом ко мне и Олегу Иванову подошел Гус Хиддинк и сказал, что в состав мы не попадаем, но можем остаться в команде. Можно, конечно, было остаться, но все равно бы в играх я не участвовал. Меня позвали обратно в клуб. Смотрел матчи по телевизору. Болел за ребят, радовался. Мне приятен был уже сам факт, что меня вызывали в состав этой команды. Но это все было как мгновение – недели две я там пробыл.

– На сборе можно было предположить, что эта команда станет призером чемпионата?

– Предпосылки были. У Хиддинка были тяжелые тренировки, ребята понимали ответственность, старались. Да и футболисты подобрались талантливые. Хиддинку как тренеру действительно удалось настроить команду и подвести ее к пику формы. Ребята ему поверили и добились успеха.

– Олег Иванов, тогда выступавший за «КС», остался в расположении сборной. И в итоге попал в состав, заменив травмированного Погребняка, и стал обладателем бронзовой медали. А ты думал, что у тебя тоже мог быть такой шанс?

– Был какой-то момент, но я быстро его выбросил из мыслей. Мне сказали уехать – и я уехал.

«Александр Цыганков – необычный тренер»

– В карьере тебе приходилось работать со многими иностранными тренерами – Хиддинком, Лаудрупом, Скалой, Гуллитом. Чем иностранцы отличаются от русских?

– Общаться проще с русскими. Легче понять, что тренер хочет до тебя донести. Иностранец общается через переводчика, который может не передать какие-то нюансы, эмоции. Невио Скала вводил в «Спартаке» какую-то итальянскую тактику, что было новшеством для России.

Но любому тренеру нужно время. А в «Спартаке» времени не давали. Нет результата – до свидания. Поэтому и у прославленных тренеров там не все получалось. Хотя, конечно, грамотные ходы в работе Скалы были видны. Микаэль Лаудруп был спокойный, что-то подсказывал, но больше давал нам самим играть. Каких-то особых тренерских качеств я у него не увидел. Руд Гуллит, мне кажется, зарабатывает на своем футбольном багаже. Игрок он был великий, а как у тренера у него здесь не заладилось.

– А с кем можно сравнить Александра Цыганкова?

– У него своя школа. В нем собраны хорошие качества. Он спокоен, хорошо объясняет, у него есть свои тактические задумки, которые мне лично симпатичны. Он необычный. Это проявляется в подходе к игрокам, к тренировкам, в общении. Все спокойно, адекватно, сдержанно, по делу. У него есть своя харизма. Мне приятно с ним работать, я получаю удовольствие.

– Как ты видишь свою дальнейшую карьеру?

– Вижу ее здесь, в Самаре. Хочу остаться, продлить контракт, играть. Сейчас контракт заключен до 31 мая 2014-го. Понятна позиция руководителей: меня брали после длительной игровой паузы. Благодарен руководству, что меня пригласили и поверили в мои футбольные качества.

– А так как получилось, что ты давно не играл?

– Опять же – тренерское решение. Станислав Черчесов решил, что я не смогу помочь «Тереку». Отправил меня в дубль. Рабочий момент. В «Спартаке», кстати, я при Черчесове играл в основе.

– Как тебе «Терек»? Специфический клуб?

– Конечно. Знаю не на словах – на деле. Люди там любят футбол. Руководители поддерживают команду. Но мы жили и тренировались в Кисловодске, и на домашние матчи в Грозный ездили на автобусе. Пять часов – прилично. Получалось, что каждая игра для нас была по сути выездной.

А когда я играл в дубле, три месяца жил в самом Грозном. Сейчас там все спокойно, страшно мне не было. Мы спокойно ходили по улицам, хотя русского, конечно, там сразу видно. Но люди смотрели, говорили: «О, «Терек»!», узнавали, и проблем никаких не было. В дубле «Терека» практически все местные. Еще играет Дима Яшин, кстати, самарец. Неплохо играет, перспективный парень, привлекается в основной состав.

– А как ты начал увлекаться футболом?

– Да как все. Жили футболом. Сколько себя помню – всегда во дворе играли в футбол, больше ничего и не делали. Была у нас в городе команда, играла на первенство Днепропетровской области. Я мальчиком ходил, болел, смотрел, как старшие играют. По телевидению в основном показывали игры «Динамо» Киев в Лиге чемпионов, вот за них болел. На Украине меня никто не знал.

А потом у моего тренера появилась связь с московскими агентами. Меня пригласили на просмотр, и я остался в России. Благодарен родителям, что отпустили меня тогда. Мне было 14 лет. Раньше мой родной город был процветающим – он построен вокруг горно-обогатительного комбината. Сейчас производство закрывается, появляются проблемы. Смысла оставаться там не было.

– Москва шокировала?

– Конечно. Метро, все дела… Сейчас я живу в Москве уже десять лет, у меня там квартира. Москва стала для меня вторым домом. Возвращаться на Украину смысла не вижу. В чемпионате я там буду считаться иностранцем. В Москве мне сразу предложили российское гражданство, чтобы я играл за юношескую сборную России. Потом на Украине спрашивали, как так получилось. А как могло быть иначе? Когда я приехал в Россию, на Украине меня еще никто не знал.

«Играю на приставке за «Питтсбург Пингвинз»

– В чемпионской гонке этого сезона за кого болеешь?

– За «Спартак». За «Зенит» я болеть не могу, за ЦСКА тоже. В «Локомотиве» играют друзья – Роман Павлюченко и Роман Шишкин, мы вместе играли раньше, вот их тоже поддерживаю. На данный момент «Локомотив» показывает достойный футбол.

– ЦСКА и «Зенит» для тебя до сих пор принципиальные соперники?

– Сейчас я понимаю, что если выделяешься в матчах против топовых команд, то о тебе говорят, тебя замечают, выделяют. Поэтому на эти матчи настраиваешься по-особому. Кроме того, это лидеры, и с ними интересно играть.

– Когда ты перешел в «Спартак», президентом клуба был Андрей Червиченко. А сейчас в «Крыльях» работает один из самых молодых директоров – Денис Маслов…

– Да, я начал играть при Червиченко. Он очень хорошо ко мне относился. А про возраст что говорить. Я лично уважаю Дениса Маслова за то, что он в таком возрасте добился таких результатов. Единицы в таком молодом возрасте могут стать генеральным директором клуба премьер-лиги. Мне это нравится. Я думаю, что он далеко пойдет.

– Правда, что в «Спартаке» болельщики имеют большое влияние на руководство?

– Вряд ли. Скорее, на общественное мнение. Сейчас есть интернет, слово переносится за секунды, его читают миллионы человек. Но они имеют право выражать свое недовольство, потому что команда играет для них. В Самаре я вижу, что болельщик есть, я чувствую поддержку команды. Мы, может быть, не всегда показываем результат. Но тут должна быть золотая середина: нам нужна поддержка и в трудные минуты.

– Как проводишь в Самаре свободное время?

– На базе, в кино, в ресторанах… Играем в приставку с ребятами. Я в хоккей люблю играть. Вот, Сашу Елисеева обыгрываю постоянно. Я играю за «Питтсбург», а он за «Детройт». Выбираем команды, где есть российские игроки.

В Москве я иногда ходил на хоккейный «Спартак», на игры сборной. В США был в отпуске – ходил на «Флорида Пантерс». Тут в Тольятти можно было бы съездить, да далековато получается. А когда я играл в «Шиннике», нам в конце сезона разрешили поиграть на «Арене-2000», побегать на коньках. Очень интересно было, мне понравилось.

Мой друг Дима Торбинский хорошо стоит на коньках, знаком со многими хоккеистами – Ильей Ковальчуком и другими. Мне тоже хочется попасть в эту стихию. Поиграть, пообщаться. Может, как будет в декабре отпуск, получится…

О ком или о чем статья...

Павленко Александр Евгеньевич