Войти

Футбол на всю жизнь

«Самарские известия», 03.11.2006

Имя Александра Ротенко – с показателем «33 забитых мяча» – значится в списке самых результативных футболистов «Крыльев Советов» за всю их историю, а агрессивная и в то же время размышляющая манера игры стала визитной карточкой известного куйбышевского футболиста.

Александр Ротенко по-прежнему в Самаре и по-прежнему болен любимой игрой. Из футбольного рыцаря он на раннем этапе переквалифицировался в футбольного наставника. Вчера тренеру дублеров «Крыльев Советов» исполнилось пятьдесят.

Центрфорвард

Центрфорвард Александр Ротенко с 1978 по 1984 год выступал за основной состав «Крыльев». Семь сезонов в большом футболе – до обидного короткий футбольный век в команде мастеров. В одной из игр он получил серьезную травму. Перенес операцию, ему вырезали мениск, удалили крестообразную связку. Но после сложнейшей травмы Ротенко вернулся в «Крылья». Правда, ненадолго. На скамейке запасных просиживать он не собирался. У самолюбивого футболиста не сложились отношения с тогдашним главным тренером «Крыльев Советов» Геннадием Сарычевым. И летом 1984 года Ротенко становится тренером в спортклубе «Волга». А затем на долгие два десятка лет – работа в школе высшего спортивного мастерства.

Счастливо или нет сложилась футбольная биография Александра Ротенко? На этот вопрос он отвечает сегодня сам. Ему есть о чем вспомнить, есть на что оглянуться. Всю свою жизнь в футболе Ротенко провел в майке центрфорварда. Поэтому я не мог удержаться от соблазна начать беседу с вопроса: – Как забивал голы Ротенко?

– Забивал как все. А вообще-то за счет хорошего паса. Игроком я был зависимым, располагался все время впереди, искал лазейки в обороне соперника, постоянно открывался в ожидании передач от партнеров. И еще был у меня козырь – умело играл головой. Не обладая гренадерскими данными, со второго этажа забил половину своих голов.

– Ваш самый памятный гол?

– Забил я его, кажется, в ноябре 83-го батумскому «Динамо» – на «Металлурге» при переполненных трибунах в переходном турнире за право играть в первой лиге.

– А вам много приходилось проделывать черновой работы на поле?

– Я специально не подсчитывал, но за игру порой проделывал десятки рывков по 30-40 метров, дабы оказаться в удобной позиции для взятия ворот. Такой пример: по тесту Купера я и Валерьян Панфилов были ведущими: за 12 минут пробегали 3 километра 300 метров. Футбольная аксиома: чем больше делаешь рывков, тем больше польза команде.

– Против каких защитников вам труднее было играть?

– Против грубых, цепких, резких и быстрых.

– Был у вас идеал футболиста?

– Прежде всего, это Олег Блохин. И, конечно, Эдуард Стрельцов. Они были заметными фигурами в нашем футболе. Тренеры любят игроков, которые забивают. Забивающий футболист как бы материально воплощает тренерскую идею.

– Кто нравится из нынешних футболистов?

– Импонирует игра Дмитрия Лоськова. Когда у него мяч – всегда жди опасного момента.

– Александр, разрешите глобальный вопрос: а что вам дал футбол?

– Футбол открыл глаза на жизнь. Он воспитал, укрепил мой характер, волю. Дал мне возможность общения со многими интересными людьми. Наконец, подарил мне семью. Со своей будущей женой я познакомился во время учебы в Куйбышевском педагогическом институте на факультете физвоспитания. Она тоже спортсменка, занималась художественной гимнастикой. Сейчас тренер и, между прочим, единственная в Самаре судья международной категории. В прошлом году мы с Натальей отметили четверть века совместной супружеской жизни.

– Что вы цените больше всего в людях?

– Порядочность, принципиальность и обязательность.

– А что неприятно?

– Скупость. И делячество, стремление с ранних лет извлекать выгоду. Меня порой угнетает меркантильность молодых ребят, еще ничего в этой жизни не показавших, а требующих сполна.

Тренер

– Сегодня, когда вы наблюдаете за большим футболом по ту сторону от кромки поля, какие ощущения возникают?

– Каждый раз с трудом преодолеваю желание выйти на поле и сыграть сразу за всех. На каждой игре отдаешь огромное количество эмоций, энергии. К вечеру ощущаешь себя выжатым как лимон. Если это так, значит, не халтурю. Скажу прямо, на тренерской стезе нашел свое второе призвание.

– Александр, насколько велика роль спортивного педагога?

– Скажу, наверное, банальные вещи. Тренеру приходится учить игроков не только техническим приемам, из которых складывается мастерство, но и вести воспитательную работу. Тренер-педагог должен пережить печаль поражения в одиночку, в то время как команда раскладывает ее на одиннадцать человек. Он должен уметь утешить другого, восстановить его психологическое равновесие, тогда как самого тренера утешать не будут – с него только спрашивают.

– Сейчас вы тренер. Однако далеко не всем футболистам, даже удачливым, удается подняться на эту ступеньку. Если бы пришлось, к примеру, в середине 80-х завязать с футболом, чем бы вы занялись?

– Даже не знаю… Связываться с коммерческой деятельностью особо никогда душа не лежала, а идти на завод без специальности смысла не было. Возможно, занялся бы какой-то административной работой в спорте. Но, честно говоря, я не представляю себе человека, который, отдав всю свою жизнь футболу, может с ним когда-нибудь завязать. В подсознании что-то всегда тянуло продолжать футбольную карьеру. И тренером, наверное, я стал из-за этого. Да, и высшее физкультурное образование обязывало не бросать футбол.

– Так что жизнь прожита не зря?

– Уверен, что моя жизнь в спорте даром не прошла. Удалось оставить след и в душах болельщиков, и в спортивной истории города. Хотя сделать мог бы и больше. Например, выучить иностранный язык. Да и закончил я слишком рано, в 28 лет – в комсомольском возрасте. Казалось, можно было бы лет семь-восемь еще поиграть в командах мастеров. Выходит, я оказался однолюбом и, кроме «Крыльев», в большом футболе нигде не засветился.

– Кстати, кроме футбола есть какое-то увлечение?

– Если честно, свободного времени совсем мало. Стараюсь как можно больше бывать с семьей. Считаю важным для себя ежедневно просматривать спортивную периодику, футбольные специализированные издания. Люблю современную музыку. На чтение серьезной литературы времени не хватает. Из последнего прочитанного – книга Валерия Газзаева «Приговорен к победе».

Он любит футбол и гордится, что служит ему. Именно эти чувства привели его когда-то к мысли стать тренером.

Александр Ротенко в свои 50 лет полон сил и энергии. Желаем ему продолжать столь же верно служить самарскому футболу.

О ком или о чем статья...

Ротенко Александр Петрович