«Самарские известия», 28.06.1991
Этот светловолосый, худощавый парень глянулся самарским болельщикам сразу же – едва ли не с первого появления на поле. Кого-кого, а болельщика не проведешь: уж он-то без труда распознает, кто действительно играет в футбол, а кто отбывает номер.
Центрфорвард волжан Александр Ротенко играл. Но до обидного коротким оказался его футбольный век. В 1984 году двадцати восьми лет от роду он завершил карьеру действующего футболиста. Однако с футболом не расстался. Уже шесть лет Александр Петрович Ротенко работает тренером в Самарской ШВСМ № 1.
– Александр Петрович, когда вы сегодня смотрите на футбольное поле, не возникает ли у вас желание надеть майку с буквами «К» и «С» на груди – выйти и поиграть?
– Уже нет. За шесть лет как-то успокоился. Хотя и сейчас нет-нет, да и проскользнет мыслишка, что, наверное, мог бы еще быть полезным команде.
– 28 лет – возраст расцвета футболиста. Казалось бы, можно было еще играть и играть, но вы ушли из команды. Почему?
– В одной из игр я получил серьезную травму. Пришлось оперироваться. У меня вырезали мениск, удалили крестообразную связку. Возвращение в футбол было под большим вопросом. Врачи так и говорили: «Твоей ноги хватит не надолго». Но я с ними никак не хотел соглашаться. Через месяц после операции выписался из больницы, а через два с половиной уже выходил на футбольное поле. Готовился вместе с командой к чемпионату страны 1984 года. Самолюбия мне было не занимать – хотел доказать и себе, и другим, что могу и буду еще играть. Сейчас, конечно, понимаю, что зря горячился, надо было в какой-то момент остановиться, пожалеть себя, снизить нагрузки.
И все же я бы еще, наверное, поиграл. Но у меня вдобавок ко всему не сложились отношения с тогдашним главным тренером «Крыльев» Сарычевым. Видимо, он мне просто не доверял. Сколько раз подходил ко мне перед играми и говорил: «Готовься, будешь играть…» В результате на поле выходили другие. А роль вечного запасного меня никак не устраивала.
– В околофутбольных кругах давно витает такая мысль: вот уволили в свое время Сарычева из команды, а совершенно зря. Сегодня это единственный человек, который может вернуть «Крылья» на утерянные когда-то позиции. Вам довелось поработать под руководством Геннадия Андреевича. Ваше мнение о нем как о тренере?
– Хорошо наладив селекционную работу, Сарычев за два сезона сумел создать из «Крыльев» боеспособную команду – это его безусловная заслуга. Но вот для работы на уровне первой лиги у него, на мой взгляд, просто не хватило опыта, как не хватило его и нам, игрокам. К тому же работали мы в нервозной обстановке, и это совсем не способствовало росту результатов. С Геннадием Андреевичем конфликтовал не я один. Были у него трения с Развеевым, Бабановым, Анатолием Блохиным.
– Вы играли в «Крыльях Советов» в печально памятные времена, когда команда за два сезона проделала стремительный спуск из высшей лиги во второй эшелон. Не хотелось бы бередить старые раны, и все же, как могло случиться такое? И какие чувства испытывали лично вы в те дни?
– После того, как мы «вылетели» из высшей лиги, команда попала в непростую ситуацию. За двадцать дней до начала чемпионата страны 1980 года «Крылья» покинули начальник команды Фридлянд и старший тренер Кирш. Следом за ними заявление об уходе подали 12 игроков. В результате перед последним учебно-тренировочным сбором нас осталось 13 человек, причем опытных футболистов можно было пересчитать по пальцам. На первые выездные матчи в Харьков и Ворошиловград мы поехали, имея в своем составе лишь одного (!) запасного игрока. Альфреду Павловичу Федорову, принявшему команду, пришлось уже по ходу чемпионата заниматься комплектацией. Он вернул в «Крылья» нескольких закончивших было играть ветеранов. Но они, увы, не оправдали надежд, и команда «посыпалась». Какие чувства испытывал я в этой ситуации? Мне было больно видеть все, что происходит.
Во втором круге, с приходом Ловчева, дела у нас пошли повеселее. Мы начали выигрывать, набирать очки, но… Но слишком много было упущено на старте. Нам так и не удалось «зацепиться» за первую лигу. Сезон закончился, и снова последовали кадровые потери. Ушел, к сожалению, и Ловчев. До сих пор уверен: останься он в команде, и через год мы бы вновь играли в первой лиге.
– После вылета «Крыльев» во вторую лигу произошла смена принципов комплектования команды. В очередной раз было решено отказаться от услуг «варягов» и сделать ставку на воспитанников самарского футбола. За 6 лет пребывания в «Крыльях» вы были свидетелем не одного такого «поворота». Какой же вывод сделали из всего этого?
– Очень простой – истина лежит посередине. Мне очень приятно, что костяк «Крыльев Советов» сегодня составляют молодые местные ребята. Но, согласитесь, трудно уже представить команду без «пришлых» Макеева, Жупикова, Фахрутдинова. Да, думаю, что и Мельников, который пока находится в запасе, еще поможет.
– Александр Петрович, вы работаете с молодыми футболистами. Среди них есть способные, перспективные ребята. Время от времени они пополняют ряды команд мастеров – становятся крепкими игроками и… не больше. Самарский болельщик ждет новых Хусаиновых, Казаковых, Аряповых. А их все нет и нет…
– Хотите знать, почему? Мне кажется, из Самары потихоньку уходят футбольные традиции. Все меньше становится мальчишек, «больных» футболом. У большинства из них интересы лежат в совершенно иной сфере. Если раньше от желающих заниматься футболом отбоя не было, то теперь скомплектовать группу в спортивной школе – большая проблема.
А в каких условиях сегодня находится наш детский футбол? До перехода в ШВСМ я несколько месяцев работал детским тренером в спортклубе «Волга». На занятия ко мне приходили по 40 человек одновременно. Что я мог им предложить? 3-4 мяча. Не было самого необходимого: кед, футболок, трусов, бутс. А сейчас нет и подавно. Детский футбол нищ.
Повзрослев, приходят парни к нам в ЦОП, и здесь условия не намного лучше. Хотя мячей, конечно, побольше…
– Вы довольны своей футбольной судьбой?
– Да. Сегодня я тренер. И это дело мне по душе. Кроме того, находятся еще и силы, и время поиграть в футбол самому. Я выступаю за самарский «Буровик» на первенстве России. Кстати, вместе со мной на поле выходят мои ребята из центра олимпийской подготовки.
– А взял бы Ротенко-тренер в свою команду 35-летнего Ротенко-футболиста?
– Вы знаете, взял бы. Во всяком случае, в команду, выступающую на уровне первенства России, – точно, и не его одного. Взял бы и Равиля Аряпова. Хотя ему 43 года. Скорость, конечно, уже не та, но ведь техника, понимание футбола остались прежними.
– У вас никогда не возникало желания поработать с командой мастеров?
– Есть такое желание. Тем более, что я уже однажды побывал в шкуре тренера команды второй лиги. До сих пор с большим удовольствием вспоминаю год работы в СКА-ШВСМ. Конечно, тяжело было. Не хватало самого необходимого – мне приходилось быть одновременно и тренером, и врачом, и… даже сапожником. Зато было другое: радость творчества. Я до 2-3 часов ночи просиживал над конспектами, а потом не мог дождаться утра, чтобы «прокрутить» свои идеи на тренировке. Да, в том сезоне мы заняли последнее место в зоне. Но это ли главное? Вы посмотрите: все парни из тогдашнего состава СКА-ШВСМ сегодня играют в командах мастеров.
***
Я уверен – мы еще услышим о футбольном тренере Александре Петровиче Ротенко. Иначе просто не может быть. Потому что у него есть самые главные для успеха на этом поприще качества – талант и безграничная преданность футболу.
О ком или о чем статья...
Ротенко Александр Петрович