Войти

Геннадий Сарычев в двух ипостасях – игрок и тренер

«Самарский футбол», 22.12.2003

14 декабря Г.А. Сарычеву исполнилось 65 лет. Наш корреспондент побеседовал с юбиляром.

– Как произошло ваше знакомство с футболом?

– Началось, как обычно в то время, с дворовых баталий. В 12 лет пришел в клуб «Сибсельмаш» в Новосибирске. Играл нападающим, уже в юношах переквалифицировался в защитника, заменив травмированного товарища. Видимо, получилось неплохо, так как тренер оставил меня в обороне.

– Как попали в команду мастеров?

– Игра моя в юношеской команде, очевидно, понравилась тренеру новосибирского «Сибсельмаша» Владимиру Ульяновичу Агафонову, который пригласил меня в команду мастеров. В классе «Б» я отыграл три сезона, последние два года под руководством Юрия Ивановича Забродина. Слыл неуступчивым защитником, часто выигрывал единоборства у рослых форвардов, например, у Двоенкова из Хабаровска. Несколько принципиальных матчей мы провели «на ноль», в чем был и мой вклад как защитника. Выступал также за сборную класса «Б», что было признанием моей хорошей игры. Это было в 1958 году. Меня приглашало московское «Динамо», но отговорил Ю.И. Забродин: «Зачем тебе сидеть в дубле?»

– Что послужило причиной перехода в «Крылья Советов»?

– Прежде всего, желание играть в команде более высокого ранга. Я имел приглашение от нескольких команд, но «Крылья» оказались настойчивее, долго уговаривали меня по телефону. Я получил телеграмму от главного тренера А.К. Абрамова следующего содержания (показывает оригинал телеграммы от 24 февраля 1960 года): «Новосибирск областной 25 Танкистов 39 Сарычеву Геннадию Андреевичу. Приглашаем играть команде «Крылья Советов» немедленно выезжайте. Абрамов».

Узнав о моем желании поехать играть в Куйбышев, руководители «Сибсельмаша» развернули кампанию, что Сарычев погнался за длинным рублем, хотя на самом деле моя ставка была меньше, чем у товарища, приехавшего вместе со мной.

В Куйбышеве меня, несмотря на позднее время, встречали Абрамов, Карпов, врач, администратор. Меня привезли в гостиницу, показали номер, где моим соседом был Вячеслав Дейнекин.

В дубле «Крыльев Советов» я играл центральным защитником. В чемпионате 1960 года я дебютировал в основном составе во втором матче сезона дома в игре с ЦСКА на месте правого защитника, против Германа Апухтина, игрока сборной СССР.

– Как стали центральным защитником?

– Где-то до середины мая 1960 года я играл на правом фланге обороны. Абрамов как-то интуитивно почувствовал, что в центре у меня получится лучше. Он уговорил нашего центрального защитника Николая Кольцова сменить амплуа. На месте правого защитника у него было больше шансов попасть в сборную СССР. Так я стал центральным защитником, и на долгие годы майка с третьим номером стала моей. Первый матч провел под третьим номером против киевлян, противоборствуя Виктору Каневскому.

– Какие игры в составе «Крыльев» вам наиболее запомнились?

– Интересных матчей было сыграно немало. В дебютном сезоне 1960 года это была, безусловно, встреча первого круга в Киеве с динамовцами, которую мы вопреки всем прогнозам выиграли с крупным счетом 3:0. Наша защита сыграла самоотверженно и надежно, не оставив киевлянам никаких шансов. Интересными, интригующими, были игры 1961 года, когда мы боролись за возвращение в класс «А». Безусловно ярким, запоминающимся матчем была полуфинальная кубковая встреча в Москве с местными динамовцами во главе с Л.И. Яшиным в сентябре 1964 года, в которой мы сумели вырвать победу со счетом 3:2. Этот выигрыш тогда долго обсуждался. Удался нам матч в Ереване в апреле 1966 года с «Араратом» (0:0). Анатолий Жуков и я получили тогда призы лучших игроков.

В большинстве матчей я играл жестко, но не грубо. Меня ни разу не предупреждали, а удаляли всего один раз, причем довольно неожиданно.

– Расскажите подробнее об удалении, об этом мало кто знает?

– В конце октября 1965 мы играли в Лужниках с московским «Спартаком». Наша первая атака на ворота хозяев поля захлебнулась, последовал длинный пас вперед на Сергея Рожкова. Я ринулся на перехват, атаковал спартаковского форварда, и шипом попал ему в пах. Тот упал, судья киевлянин Мутурдумов, увидев кровь, тихо сказал мне на ухо: немедленно уходи с поля. Тогда не было красных и желтых карточек. Шла 50-я секунда матча. Я ушел с поля и стоял недалеко от боковой линии. Никто не понял, что случилось. Виктор Иванович Карпов знаком показывал, чтобы я быстрее входил в игру, он не знал об удалении. После игры я зашел в раздевалку спартаковцев и извинился перед командой и Сергеем Рожковым за этот случай. 89 минут «Крылья» играли вдесятером и уступили в упорной борьбе 0:1. На следующей игре с московским «Динамо» мы вместе сидели в Лужниках, но не разговаривали. Позднее Сергей Рожков играл у меня в Рязани, но эту тему мы не затрагивали. До сих пор я сохраняю с ним дружеские отношения.

– Что удалось, и что не удалось вам реализовать как тренеру?

– В «Крылья Советов» мне удалось вернуть многих куйбышевских игроков. В 1983 году мы выиграли зональный турнир, но в переходном потерпели неудачу. Год спустя мы выиграли оба турнира и вернулись в первую лигу.

А вот поработать с командой высшей лиги мне так и не удалось. Теперь, по прошествии многих лет могу сказать, что я работал практически один. Когда принимал команды в других городах, никогда не привозил с собой помощников.

Приглашал меня в московский «Спартак» и Константин Бесков. Тогда все тренерские ставки были заняты, он предложил мне ставку футболиста со словами: «Какая разница, кем ты будешь числиться, главное – кем и с кем ты работаешь». Отговорил знаменитый спартаковский «дед» Николай Петрович Старостин: «У тебя Геннадий Андреев (так он произносил мое отчество) свое мнение. Так вот, Константин Иванович его сломает. Не будет у тебя своего мнения».

– В этом году вы тренировали сборную ветеранов Самарской области в чемпионате России среди ветеранов. Расскажите подробнее об этом турнире.

– Наша команда в составе игроков Самары и Тольятти участвовала в зональном турнире в Саранске, где заняла 3-е место из 5. В финал попадали двое сильнейших. Это были питерцы, саранцы и мы. В Саранск мы выехали автобусом, и после утомительного путешествия играли против хозяев, уступив со счетом 1:3, гол на счету Рустяма Фахрутдинова. Затем вчистую переиграли отнюдь неплохую команду Ульяновска (3:0), мячи забили Рустям Фахрутдинов, Сергей Чеснакас, Равиль Аряпов.

В споре за третье место мы выиграли у Саратова (3:1), голы на счету Анатолия Быткина, Рустяма Фахрутдинова, Сергея Чеснакаса. Хорошо сыграли также Владимир Кузнецов, Вячеслав Сидоров, Николай Щукин. Финал проходил в Люберцах (Московская область). Наша команда проиграла питерцам со счетом 1:2 (гол у нас забил Александр Шленев). Затем была победа над ярославцами (1:0), все решил единственный гол того же Шленева.

С хозяевами поля мы сыграли вничью 0:0, а команду Иркутска победили со счетом 2:0 (мячи забили Юрий Семин и Вячеслав Сидоров). Не все наши сильнейшие ветераны сумели выехать на турнир, поэтому и результат довольно скромный, 5-е место из 10.

В составе нашей команды в финале выступали самарцы – Александр Емельченков, Павел Журавлев, Алексей Еремеев, Алекандр Лихачев, Александр Шленев, Владимир Королев, Валерьян Панфилов, Юрий Семин, Дмитрий Черноусов, тольяттинцы – Вячеслав Сидоров, Александр Леошин, Алексей Филиппов, Николай Сусский.

О ком или о чем статья...

Сарычев Геннадий Андреевич